Повышение квалификации педагогических работников.  Какие новшества вносит Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в вопросы повышения квалификации педагогов? Повышение квалификации по закону об образовании

Cогласно Федеральному закону № 273-ФЗ с 1 сентября 2013 года педагогические работники получат право на получение дополнительного профессионального образования (далее – ДПО) по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (п. 2 ч. 5 ст. 47).

В остальных вопросах правила освоения программ ДПО являются общими для всех отраслей. Программы повышения квалификации наряду с программами профессиональной переподготовки относятся к видам дополнительных профессиональных программ, реализуемых по виду дополнительное профессиональное образование.

Организация предоставления ДПО в государственных образовательных организациях Федеральным законом № 273-ФЗ отнесена к полномочиям органов государственной власти федерального и регионального уровней (п. 3 ч. 1 ст. 6, п. 9 ч. 1 ст. 8).

К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование, либо получающие образование по данному уровню (ч. 3 ст. 76).

Дополнительные профессиональные программы могут быть реализованы в организациях ДПО (в качестве основной цели деятельности), в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования (за рамками основной цели деятельности).

Квалификационные требования по должностям работников образования содержатся в соответствующих квалификационных характеристиках в разделах «Должен знать» и «Требования к квалификации». Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н (с последующими изменениями).

Требования к уровню квалификации педагогических и иных работников образовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию, и требования к непрерывности их профессионального развития установлены соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС).

Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих ФГОС среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ (ч. 10 ст. 76).

Обучение по дополнительным профессиональным программам может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании (ч. 11 ст. 76).

При реализации образовательных программ могут использоваться различные образовательные технологии (дистанционные, электронное обучение и др., ч. 2 ст. 13).

Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно в соответствии с образовательной программой и (или) договором об образовании (см. ст. 54 Федерального закона № 273-ФЗ), заключаемым с обучающимся (слушателем) либо направляющей его организацией (ч. 5 ст. 17, ч. 13 ст. 76).

Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке (ч. 14, 15 ст. 76). Эти документы входят в группу документов о квалификации (ч. 10 ст. 60).

Из перечня видов документов исключено свидетельство, которое ранее выдавалось слушателям, освоившим программы повышения квалификации объемом свыше 100 часов. Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ свидетельство должно выдаваться по результатам профессионального обучения в целях подтверждения присвоения разряда (класса, категории) (п. 2 ч. 10 ст. 60).

Исходя из положений Федерального закона № 273-ФЗ относительно итоговой аттестации обучающихся и установленного перечня допустимых в Российской Федерации видов документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении, иные виды документов, например, сертификаты и тому подобное, не могут считаться документами, свидетельствующими об освоении образовательных программ либо их части.

При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации (ч. 16 ст. 76). Тем самым законодатель подчеркивает необходимость наличия у слушателей определенного уровня профессионального образования, предшествующего освоению программ ДПО.

Законодатель отказался от установления по дополнительным профессиональным программам каких-либо образовательных стандартов или федеральных государственных требований.

Свидетельства о государственной аккредитации в части имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ признаются недействующими со дня вступления в силу Федерального закона № 273-ФЗ, то есть с 1 сентября 2013 г. (ч. 8 ст. 108). По итогам освоения дополнительных профессиональных программ слушателям будут выдаваться документы о квалификации, образцы которых будут самостоятельно устанавливаться организациями, осуществляющими образовательную деятельность (ч. 3 ст. 60).

Требования к объему учебного времени по программам повышения квалификации педагогических работников общеобразовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию, установлены соответствующими ФГОС. Так, ФГОС основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) предусматривает, что непрерывность профессионального развития работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу основного общего образования, должна обеспечиваться освоением ими дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 108 часов, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий (п. 22 данного ФГОС).

Педагогическим работникам следует обратить внимание, что программы повышения квалификации должны реализовываться только в рамках ДПО, а не профессионального обучения.

Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, ст.195.1 Трудового кодекса РФ

xn--273—84d1f.xn--p1ai

Повышение квалификации – и право и обязанность педагога

Посетители блога - педагоги в своих комментариях нередко затрагивают вопросы, связанные с повышением квалификации, хотя Минобрнауки и Общероссийским Профсоюзом образования даны исчерпывающие разъяснения (см. совместное письмо Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования от 23 марта 2015 г. № 08-415/124 «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование», письмо Минобрнауки России от 9 октября 2013 г. № 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании»).

Педагогов волнуют, например, такие вопросы: является ли повышение квалификации обязательным условием для работы в образовательной организации, для аттестации, могут ли семинары, конференции, «круглые столы» засчитываться им как повышение квалификации, имеет ли право директор школы обязать педагога проходить повышение квалификации за свой счет и т.д.

Что такое повышение квалификации?

В ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) дано следующее определение: « Повышение квалификации – это обновление теоретических и практических знаний, совершенствование навыков специалистов в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации ».

Таким образом, повышение квалификации - это дальнейшее обучение работника той же профессии в целях совершенствования профессиональных знаний, умений, навыков, реализуется в рамках дополнительного профессионального образования (далее – ДПО).

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам определен приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 года № 499.

Примечание. По определению ТК РФ (ст. 195.1) « Квалификация - это уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности ».

Что такое дополнительное профессиональное образование?

Как определено Законом об образовании (ст. 76) дополнительное профессиональное образование - это профессиональное образование, осуществляемое посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Это могут быть и краткосрочные программы, но объемом не менее 16 часов.

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. Это уже программы продолжительностью не менее 250 часов.

Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе.

Обучение по дополнительным профессиональным программам может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании, а также полностью или частично в форме стажировки.

Повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке (п. 1 ч. 10 ст. 60 Закона об образовании).

Таким образом, посещение отдельных разовых семинаров, «круглых столов», конференций не означает прохождения педагогом повышения квалификации, поэтому сертификаты об участии в них не могут засчитываться в качестве документов о повышении квалификации.

Право педработника на дополнительное профессиональное образование

Право педагогических работников на получение дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года установлено Законом об образовании (п. 2 ч. 5 ст. 47). Периодичность прохождения повышения квалификации в течение этого периода устанавливает работодатель.

Создание условий и организация ДПО педработников Законом об образовании (п.5 ч. 3 ст.28) отнесены к компетенции образовательной организации, т.е. к компетенции работодателя. Вместе с тем работодатель не вправе обязывать работников осуществлять повышение квалификации за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры.

Реализация права на дополнительное профессиональное образование

Право педагогического работника на ДПО реализуется путем заключения договора между педработником и работодателем (ч. 2 с. 197 ТК РФ), который должен содержать обязательства сторон, в том числе обязательство педработника повышать свою квалификацию по направлению работодателя, и обязательства работодателя при направлении педработника на повышение квалификации с отрывом от работы обеспечивать соблюдение гарантий и компенсаций, предусмотренных статьей 187 ТК РФ: сохранение места работы (должности) и средней заработной платы по основному месту работы, а при направлении для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность - оплаты командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Таким образом, если педагогические работники по решению своих работодателей направляются на курсы повышения квалификации в государственные образовательные организации ДПО, то обучение для них должно быть бесплатным.

Повышение квалификации как обязанность педагогического работника

Профессия учителя требует постоянного совершенствования, регулярного обновления знаний, использования современных наиболее результативных технологий и обучающих методов. Все это возможно лишь при непрерывном обучении, повышении квалификации. Поэтому неслучайно, что в число обязанностей педагогических работников, определенных ч. 1 ст. 48 Закона об образовании, входит обязанность « систематически повышать свой профессиональный уровень ». Данное требование распространяется на всех педагогических работников, независимо от того, работают они по ФГОС или не работают.

А что, если …

Если право педработника на ДПО, закрепленное в договоре, заключенном между педработником и работодателем, не реализуется из-за отказа со стороны работодателя выполнить свои обязательства, педработник имеет право обратиться в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (комиссия по трудовым спорам, суд) либо в Государственную инспекцию труда за восстановлением нарушенного права на ДПО;

если педработник направляется работодателем для получения ДПО, но работодатель не обеспечивает предоставление ему предусмотренных законодательством и договором гарантий и компенсаций, то педработник вправе отказаться от получения ДПО;

если педработник пожелал аттестоваться, то неполучение им ДПО не может служить основанием для отказа в установлении ему квалификационной категории либо для признания его не соответствующим занимаемой должности;

если работодателем выполняются условия заключенного договора получения ДПО, включая предоставление гарантий, работник не вправе без уважительных причин отказаться от получения ДПО, в том числе в случаях, когда ДПО осуществляется с применением формы организации образовательной деятельности, основанной на модульном принципе, в течение учебного года без отрыва от основной работы;

если выполняются условия заключенного договора получения ДПО, а работник без уважительных причин отказывается от прохождения ДПО, то это будет являться дисциплинарным проступком, то есть неисполнением работником по его вине возложенных на него в соответствии с трудовым договором трудовых обязанностей, за совершение которого работодатель имеет право применить соответствующее дисциплинарное взыскание, предусмотренное статьей 192 ТК РФ: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.

Нормативные документы

Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями

Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г.№413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» с изменениями

Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»

Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями

Локальные акты образовательной организации (колдоговор, соглашение, положение и др.)

Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденный приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. N 276 с разъяснениями Минобрнауки и Общероссийского Профсоюза образования

Источник:

Трудовой Кодекс РФ

Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 года № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»

Какой закон обязывает педагога проходить курсы повышения квалификации?

Какой закон обязывает педагога проходить курсы повышения квалификации? В новом Законе «Об образовании» сказано, что педагогический работник обязан: систематически повышать свой профессиональный уровень (ст.48.п.7) Мне нужно в суде доказать, что курсы являются педагогической деятельностью и должны входить в льготный стаж для назначения досрочной пенсии

Уточнение от 25 сентября 2013 — 15:48
спасибо за ответ. Вот мне как раз и нужен закон, который относит педагогов к категории работников, для которых повышение квалификации является обязательным условием.

В соответствии с ч. 1 ст. 196 ТК РФ работодатель самостоятельно определяет необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд. Более того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации являлось и является обязательным условием выполнения работы (к таким категориям и относятся педработники).

Сложившаяся судебная практика на Вашей стороне. По вопросу включения в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, времени нахождения в учебных отпусках и на курсах повышения квалификации, был принят целый ряд положительных для работников решений Президиума Верховного Суда Российской Федерации (Постановление Президиума ВС РФ от 07.03.2007 (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2006 г. Определение по делу N 15-Г06-17); Постановление Президиума ВС РФ от 07.06.2006 и от 14.06.2006 (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 г.)).

Уточнение от 25 сентября 2013 — 16:58
Работодатель и определяет необходимость прохождения КПК для своих работников в соответствии со ст.196 ТК. Работодатель решает и направляет на курсы. Этого достаточно. Ознакомьтесь с вышеуказанными судебными решениями.

Повышение квалификации педагогических работников

Главная > Консультации > правовое обеспечение > Повышение квалификации педагогических работников

Для начала определимся с основными понятиями, связанными с вопросами повышения квалификации. В ч 2. ст. 10 «Структура системы образования» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон) сказано, что «образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование)». В свою очередь (ч.6 ст.10 Закона) дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки (ст.12 Закона). Таким образом, делаем вывод, что повышение квалификации (как и профессиональная переподготовка) - один из видов дополнительного профессионального образования, в рамках которого, в частности, осуществляется удовлетворение образовательных потребностей человека в профессиональном совершенствовании, не сопровождающееся повышением уровня образования . В связи с этим, сразу же акцентируем внимание на том, что прохождение курсов повышения квалификации и (или) переподготовки допустимо лишь только при наличии определённого уровня образования, но при этом само по себе успешное прохождение программы дополнительного профессионального образования никак не повышает уровень образования работника, т. е. если работник имеет степень бакалавра, то прохождение, например, программы профессиональной переподготовки не «превратит» его в магистра. К сожалению, но такие заблуждения встречаются очень часто.

Дополнительному профессиональному образования посвящена статья 76 Закона. Согласно п. 1 ст. 76 Закона дополнительное профессиональное образование способствует профессиональному развитию человека, обеспечению соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Квалификация работника - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности (ст. 2 Закона).

В чём же отличие между «повышением квалификации» и «профессиональной переподготовкой»? Наши читатели очень часто задают вопросы - когда нужно проходить переподготовку, а когда повышение квалификации. Руководствуясь всё той же 76 статьёй Закона, ответим на этот вопрос.

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации .

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности , приобретение новой квалификации .

Таким образом, если в образовательную организацию трудоустроился работник, который имел высшее профессиональное образование (непедагогическое) по специальности «Химия» и ведёт учебный предмет «Химия», то при наличии возможности такому работнику целесообразно пройти профессиональную переподготовку по направлению «Образование и педагогика», чтобы в последующем не возникало никаких проблем при аттестации на квалификационную категорию. Очень часто можно встретить следующий вопрос: «Может ли педагогический работник подавать заявление на аттестацию в целях установления квалификационной категории, если его образование не соответствует направлению подготовки, предусмотренному квалификационной характеристикой по соответствующей должности? Имеет ли право учитель, имеющий среднее профессиональное образование, претендовать на установление высшей квалификационной категории?». Ответ на данный вопрос: «Отсутствие у педагогических работников высшего образования либо несоответствие их среднего профессионального образования или высшего образования направлению подготовки, предусмотренному квалификационными характеристиками по должностям работников образования, само по себе не является основанием для отказа в прохождении ими аттестации в целях установления высшей квалификационной категории, а тем более в приеме от них заявления о прохождении аттестации. Не может быть по этим же причинам отказано в установлении высшей квалификационной категории, если профессиональная деятельность педагогического работника соответствует результатам работы, предусмотренным пунктом 37 Порядка аттестации. При этом в соответствии с пунктом 38 Порядка аттестации оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории на основе результатов их работы, предусмотренных пунктом 37 Порядка аттестации, осуществляется при условии, что их деятельность связана с соответствующими направлениями работы». Порядок аттестации педагогических работников регулируется приказом Минобрнауки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276 (некоторые вопросы аттестации педагогических работников были рассмотрены в выпуске от 15.10.2015).

Повышение квалификации педагогического работника - чьё право и чья обязанность?

Из пп. 2 п. 5 ст. 47 Закона следует, что педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. Указанное право, в частности, реализуется посредством обучения педагогов по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации. В соответствии с п. 4 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (Порядок утверждён Приказом Минобрнауки РФ от 01.07.2013 № 499) реализация данного права осуществляется на основании договора об образовании, заключаемого со слушателем и (или) с физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение, либо за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ.

Внимание руководителя! Если Вы оплачиваете повышение квалификации и (или) переподготовку за счёт бюджетных средств, то в первую очередь обратите внимание на то, чтобы работник имел право претендовать на обучение по той или иной программе, т. к. при отсутствии основания (наличие необходимого уровня образования у работника, права на прохождение повышения квалификации за счёт средств работодателя) может повлечь за собой ответственность за нецелевое использование бюджетных средств. Например, работник (документовед) был направлен на курсы повышения квалификации, связанные с информационной открытостью образовательных организаций, т. к. отвечает за вопросы ведения официального сайта образовательной организации. А теперь ответьте сами себе на вопросы: является ли документовед педагогическим работником и мог ли его работодатель за счёт средств бюджета направить на курсы повышения квалификации? Не допускаете ли Вы, уважаемый руководитель образовательной организации, такой ситуации?

К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются (п.3 с.76 Закона):

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Примерная форма договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам утверждена Приказом Минобрнауки РФ от 25.10.2013 № 1185.

В договоре указывается наименование дополнительной образовательной программы, а именно программы повышения квалификации.

В Письме Минобрнауки России № 08–415, Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 124 от 23.03.2015 (далее - Письмо № 08–415/124) приведены разъяснения о реализации в организации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование. В нём указано, что право этих работников на повышение квалификации реализуется путём заключения договора между ними и работодателем (ч. 2 ст. 197 ТК РФ).

В договоре, в том числе трудовом, к примеру, могут содержаться:

1. Обязанности работодателей по обеспечению реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов к уровню квалификации педагогических работников, к непрерывности их профессионального развития путём освоения дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации, по предоставлению в соответствии со ст. 187 ТК РФ гарантий и компенсаций работникам, направляемым на повышение квалификации.

Согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем педагогических работников на повышение квалификации с отрывом от работы за ними должны сохраняться место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Педагогам, направляемым на повышение квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки (ст. 168 ТК РФ). В частности, оплачиваются:

Расходы по проезду;

Расходы по найму жилого помещения;

Дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);

Иные расходы, произведенные работником с разрешения или с ведома работодателя.

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются:

Для работников федеральных государственных учреждений - нормативными правовыми актами Правительства РФ;

Для работников государственных учреждений субъектов РФ и работников муниципальных учреждений - нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В Письме № 08–415/124 также разъясняется: в том случае, когда право работника на повышение квалификации, закрепленное в договоре, не реализуется из-за отказа со стороны работодателя выполнить свои обязательства, работник может обратиться в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (в комиссию по трудовым спорам, суд) либо федеральную инспекцию труда за восстановлением нарушенного права на повышение квалификации.

Если работник направляется работодателем на повышение квалификации, но работодатель не обеспечивает предоставление ему предусмотренных законодательством и договором гарантий и компенсаций, то работник вправе отказаться от повышения квалификации.

2. Обязанности педагогических работников по освоению программ повышения квалификации при условии направления их работодателями с обеспечением гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством.

Если педагогический работник решил воспользоваться своим правом на прохождение курсов повышения квалификации, то он не вправе без уважительных причин отказаться от повышения квалификации, проводимой в течение учебного года без отрыва от основной работы. Отказ педагога от повышения квалификации в таких случаях будет являться дисциплинарным проступком, то есть неисполнением работником по его вине возложенных на него в соответствии с трудовым договором обязанностей. За совершение указанного проступка работодатель имеет право применить соответствующее дисциплинарное взыскание, предусмотренное ст. 192 ТК РФ.

Сроки освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации

Обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании (п. 11 ст. 76 Закона).

Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. При этом срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. Минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации - 16 часов (п. 12 Порядка № 499).

Внимание! Согласно п. 19 Порядка № 499 освоение дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой образовательной организацией, осуществляющей обучение, самостоятельно.

Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации.

При этом образцы документов о квалификации самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность по освоению педагогическими работниками дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации (п. 3 ст. 60 Закона).

На основании вышеизложенного организацию и проведение краткосрочных семинаров, тренингов, если их объём меньше 16 академических часов или их объём более 16 академических часов, но итоговая аттестация не предполагается в связи с краткосрочностью программы, нельзя рассматривать как дополнительные профессиональные программы повышения квалификации.

Вывод! Круглые столы, конференции, дистанционные курсы и иные обучающие семинары по итогам которых педагогическим работникам выдаются сертификаты, дипломы, но не удостоверения о повышении квалификации, никакого отношения к повышению квалификации не имеют, следовательно, не могут позиционироваться во всевозможных документах-преставлениях (например, портфолио для аттестации на квалификационную категорию) как документы, подтверждающие повышение квалификации.

Итак, повышение квалификации - это право педагогического работника; обязанность работодателя!

Кто платит?

Педагогический работник, воспользовавшийся своим правом на дополнительное профессиональное образование, должен понимать, что обучение оплачивает работодатель (или Учредитель работодателя).

Расходы на повышение квалификации педагогических работников бюджетных и автономных образовательных учреждений могут покрываться за счет:

  • субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
  • целевой субсидии;
  • средств, полученных от приносящей доход деятельности.
  • Минфин России в Письме от 18.09.2012 № 02-03-11/3784 привёл разъяснения по поводу использования средств субсидий для оплаты повышения квалификации педагогических работников. Использование средств той или иной субсидии на покрытие таких расходов ведомство связывает с их разовым или постоянным характером.

    По мнению финансистов, источником финансового обеспечения расходов учреждения, связанных с приобретением услуг по обучению на курсах повышения квалификации, может быть:

    • субсидия на иные цели, если проведение указанного мероприятия не носит постоянного ежегодного характера;
    • субсидия на покрытие нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) в рамках государственного (муниципального) задания, если расходы на повышение квалификации носят постоянный характер.
    • Расходы на повышение квалификации сотрудников казённых учреждений покрываются за счет выделенных им на эти цели лимитов бюджетных обязательств.

      Подтверждением произведенных расходов на оплату услуг по повышению квалификации могут служить следующие документы:

    • договор с образовательной организацией;
    • приказ руководителя о направлении педагогического работника на обучение;
    • учебная программа образовательного учреждения с указанием количества часов посещений;
    • удостоверение о повышении квалификации;
    • акт об оказании услуг.

    В Письме № 08–415/124 сказано, что работодатель не вправе обязывать педагогических работников проходить обучение по повышению квалификации за счёт их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры.

    Смотрите так же: Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ"Об обороне" С изменениями и дополнениями от: 30 декабря […]

  • Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ"Об основах […]
  • Указание Банка России от 12 ноября 2009 г. N 2332-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации" […]
  • Профессиональное развитие – это, пожалуй, то, к чему стремится большинство людей.

    Кто-то совершенствуется самостоятельно, а кто-то ищет и находит варианты обучения в различных учебных центрах.

    Важно знать:

    Существует несколько разновидностей документов, которые выдаются по окончании обучения, и связано это с определенными требованиями Закона об образовании и других нормативных документов.

    Почему это важно знать:

    Новый закон об образовании (№ 273-ФЗ) существенно изменил систему послевузовского образования еще в 2013 году, изменения вступили в силу весной 2014 года.

    Одно из существенных изменений – с 2014 года второе высшее образование можно получить только полностью – с первого до последнего курса. Такая форма образования, как “сокращенное второе высшее образование за 3,5 года” устарела.

    И это понятно – срок обучения бакалавра – 4 года. Какая уж тут сокращенная форма за 3,5 года.

    Законом об образовании вместо “сокращенного второго высшего” была введена новая форма послевузовского образования – профессиональная переподготовка. Продолжительность ее на сегодняшний день – от 250 часов и выше.

    Однако большинство граждан, чья деятельность не связана с системой образования, об этом не знают.

    Заблуждение № 1. Второе высшее образование, сокращенная форма.

    Кое-кто пользуется незнанием закона об образовании, до сих пор набирая студентов в группы “второго высшего” за 3 года.

    В то время, как ровно такой же диплом – а именно, диплом о профессиональной переподготовке установленного образца (а вовсе не государственный диплом о высшем образовании, как вещают нечистоплотные “рекрутеры” от образования) – можно получить в разы быстрее и дешевле, если обратиться в Вуз, где в структуре дополнительного профессионального образования работают профессионалы.

    Заблуждение № 2. Сертификат установленного образца.

    Другой распространенной формой обмана на “черном рынке” образования является так называемый “сертификат установленного образца”. Такого образца сертификата не существует. И, как правило, такой “установленный” сертификат выдают организации, которые хотят получать деньги от клиентов, но не хотят, или, что еще хуже, не могут оформить лицензию на образование. Именно из-под “пера” таких горе-“учебных центров” и выходят “сертификаты установленного образца”. Бывает, что они берут бессовестную сумму денег за выдачу таких “сертификатов” – иногда до 300 тысяч рублей. А документальный плод вашего обучения можно пристроить разве что на стене уборной, потому что законной силы такой документ не имеет.

    Другое дело, сертификаты на авторские знания, когда автор какой-то методики, обучив вас, всегда сможет подтвердить, что да, лично он выдал лично вам сертификат на право использования полученных знаний в каком-то виде своей деятельности.

    Но, обратите внимание – это НЕ сертификат установленного образца, этот сертификат который подтверждает, что вы приняли участие в определенном авторском семинаре, и автор семинара посчитал ваше участие настолько плодотворным, что выдал вам сертификат об участии.

    Рассмотрим этапы образования подробнее.

    Вузовское образование

    1. Диплом об образовании государственного образца и установленного образца

    1. Окончание вуза, техникума, колледжа – государственного или коммерческого, но обязательно имеющего государственную аккредитацию подтверждает выдача диплома государственного образца с гербовой печатью.

    Коммерческие вузы, не имеющие государственной аккредитации, выдают дипломы установленного образца. Разница между ними в статусе, а также в том, что занимать какую-либо должность в государственном учреждении имеют право только выпускники, имеющие диплом государственного образца, как и поступать в аспирантуру. Если вы планируете работать в коммерческой организации, или заниматься собственным бизнесом, и не имеете цели становиться кандидатом или доктором наук, для вас не имеет роли вид диплома о высшем образовании.

    Но все это касается основного образования.

    Послевузовское образование (дополнительное профессиональное образование)

    Теперь поговорим о послевузовском образовании, или дополнительном профессиональном образовании (ДПО).

    Согласно закона об образовании и других нормативных документов, в системе ДПО не существует дипломов государственного образца, а только дипломы установленного образца, независимо от того, получаете вы образование в государственном вузе или в каком-нибудь неведомом АНО или НОЧУ.

    Однако, сохраняется разница в статусе диплома, и в том, подписан диплом ректором или первым проректором известного вуза, или директором НОЧУ-однодневки.

    Также, даже в дипломе установленного образца, аккредитованные учебные заведения, как правило, ставят гербовую печать, в отличии от обычной печати неаккредитованного учебного заведения.

    Согласно Закона об образовании, с 2013 года отменено второе высшее образование за 3,5 года после техникумов и колледжей, как это было раньше.

    Вместо укороченного второго высшего официально введена ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА.

    Профессиональная переподотовка вместо ускоренного второго высшего образования

    Во ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты), в официально прописанных профессиональных стандартах, касаемых, практически, всех профессий, говорится, что обязательным требованием к той или иной профессии является наличие диплома о соответствующем образовании или диплома о профессиональной переподготовке по соответствующему направлению.

    Диплом, который слушатель получает по окончании программы дополнительного образования профессиональной переподготовки, не имеет государственного образца, – это обязательно диплом установленного образца.

    Продолжительность программ профессиональной переподготовки должна быть обязательно свыше 250 часов.

    Как правило, такой диплом также подписывает ректор или первый проректор вуза, и ставит гербовую печать.

    Существуют как сравнительно непродолжительные по времени программы профессиональной переподготовки (от 250 часов), так и такие, которые имеют продолжительность свыше 1000 часов, и длятся 2-3 года.

    Удостоверение о повышении квалификации.

    По ряду профессий законом предусмотрено обязательное регулярное повышение квалификации.

    Как правило, чтобы пройти повышение квалификации по соответствующей программе, слушатель уже должен иметь диплом по соответствующей квалификации, чтобы ему было, что повысить.

    По окончании программы повышения квалификации слушатель получает удостоверение о повышении квалификации.

    Продолжительность программ, по которым выдаются удостоверения квалификации, может быть от 16 до 250 часов.

    Сертификат о прохождении обучения.

    Сертификаты о прохождении обучения можно встретить как в лицензированных образовательных учреждениях, так и в компаниях, в названии которых встречаются слова, типа Школа, Академия, и т.д., но которые не являются, в действительности, образовательными учреждениями, и не имеют образовательной лицензии.

    Сертификат не является документом, подтверждающим законное право ведение профессиональной деятельности. Его функционал несколько иной.

    Если вам нужен законный документ о профессии, прежде, чем платить большие (или небольшие) деньги за обучение в таких Школах и Академиях, уточните, имеется ли у этой школы лицензия на ведение образовательной деятельности.

    Если нет, – узнайте, можете ли вы получить соответствующее образование в лицензированном образовательном учреждении.

    Трудоемкость образовательной программы

    Ряд программ профессиональной переподготовки имеют требования, чтобы программа была не менее установленного количества часов. После прохождения таких программ продолжительностью более 250 часов вам должны выдавать диплом установленного образца – не сертификат, не удостоверение, а именно ДИПЛОМ , и только диплом, и только на основании лицензии на образование.

    Важно понимать, что здесь речь идет о классических профессиях, внесенных в Единый Тарифно-Квалификационный справочник , о тех, по которым существуют нормативные документы, надзор, регулярные проверки, и пр., – обучение по этим профессиям нужно выбирать среди официальных учебных заведений, которые выдают официальные документы.

    Обучение по “экзотическим” профессиям.

    Если же вы собрались получить достаточно экзотичную профессию, например, профессию тренера по йоге или скандинавской ходьбе, и работать вы планируете в частной компании, где работодателя устроит любой документ, подтверждающий ваши знания, или вы будете заниматься собственной деятельностью, вас может устроить и сертификат, в этом случае главное, чтобы знания, которые вам дадут, были качественными.

    Иногда даже по таким программам выдаются удостоверения о повышении квалификации.

    Вообще, повышение квалификации обычно подразумевает, что у вас УЖЕ ЕСТЬ диплом, подтверждающий вашу квалификацию, и документ о повышении квалификации подтверждает то, что вы ее повысили. Но в данном случае от такого правила можно и отступить.

    Получению диплома или удостоверения о повышении квалификации всегда предшествует какая-либо форма аттестации – квалификационный экзамен или написание выпускной квалификационной работы. Повышение квалификации может заканчиваться не экзаменом, а зачетом.

    Такое же право на жизнь имеет сертификат, который подтверждает, что вы участвовали в программе определенного рода.

    Существуют сертификаты, которые подтверждают, что вы прошли соответствующую программу, в ходе освоения которой получили соответствующие навыки.

    Есть, также, сертификаты о том, что вы участвовали в авторской программе, и автор обучил вас определенной методике, ознакомил вас с определенными знаниями.

    Сертификат, тем самым, в зависимости от формулировки, может подтверждать, что:

    – вы, действительно, присутствовали на некоем обучающем мероприятии, и, если вдруг начнете кому-то о нем рассказывать, то ваш визави поймет, что узнали вы об этом, действительно из первых рук;

    – вы участвовали в определенном мероприятии, и автор своим сертификатом подтверждает, что вы на нем присутствовали, а потому вправе передавать данную информацию дальше.

    – вы присутствовали на некоей обучающей программе и получили навыки использования того, чему обучала эта программа (например, работа с программой 1С или семинар по вышеупомянутой скандинавской ходьбе), вы даже выполнили определенные действия, которые были оценены как положительные.

    Если вы прошли обучающую программу по авторской методике, или программу, обучающую определенным навыкам, и получили сертификат, в котором указано, что вы можете применять знания в профессиональных целях, – вы, действительно это можете в соответствии с сертификатом (напомним, что речь идет о направлениях, которые не указаны в ЕТКС и по которым не разработано профессиональных стандартов).

    Работодателя коммерческой организации может вполне устроить ваш сертификат. Единственное ограничение – такой сертификат будет недействителен, если вы будете устраиваться с ним на работу в государственное учреждение. Как, в общем-то, и с дипломом о высшем образовании, полученном в вузе, не имеющем государственной аккредитации, о чем говорилось выше.

    Cогласно Федеральному закону № 273-ФЗ с 1 сентября 2013 года педагогические работники получат право на получение дополнительного профессионального образования (далее – ДПО) по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (п. 2 ч. 5 ст. 47)

    Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливает работодатель.

    Ситуация

    Я учитель- пенсионер,в 2016 году решила выйти на пенсию,могу ли я отказаться от запланированных на март курсов повышения квалификации,и могут ли меня уволить,не дав доработать до конца учебного года?

    Трудовой кодекс предоставляет работнику право увольнения по собственному желанию в срок, указанный заявлением. Право на свободное расторжение трудовых отношений со стороны работодателя в связи с выходом на пенсию работника не установлено. Поэтому, без вашего заявления, директор не может вас уволить не дав доработать до конца учебного года.

    В связи с тем, что курсы повышения квалификации являются обязанностью педагогического работника, проводятся в рамках рабочего времени, то вы не вправе отказаться от них. На практике, обычно директора школ не считают необходимым отправлять на такие курсы учителей предпенсионного возраста при наличии педагогов, которые проявляют желание в повышении категории.

    Ситуация

    Если я в 2011 году проходила курсы повышения квалификации, я должна проходить следующие курсы через 3 года или через пять лет?

    Ответ

    Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ с 1 сентября 2013 года педагогические работники получат право на получение дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (п. 2 ч. 5 ст. 47).

    Ситуация

    Здравствуйте, я закончил пед. университет в 2010 году, но по специальности не работал. Обязан ли я перед трудоустройством в школу проходить курсы повышения квалификации?

    Ответ

    На сегодняшний день законодательство не устанавливает конкретных требований к периодичности повышения нетрудоустроенными педагогами своей профессиональной квалификации.

    Требования к периодичности повышения квалификации устанавливаются самими образовательными учреждениями, но не реже, чем один раз в три года.

    Поэтому, если Вы соответствуете квалификационным требованиям, указанным в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", то перед трудоустройством проходить курсы повышения квалификации не обязаны.

    Какими нормативными актами регламентируются вопросы повышения квалификации?

    • Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
    • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г.№413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;
    • Трудовой кодекс РФ;
    • Коллективный договор между администрацией школы и ее работниками.

    В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июня 1992 г. № 3266-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Съезда Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2000, № 33, ст. 3348; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 35, ст. 3607; 2007, № 1, ст. 21; № 7, ст. 838; № 30, ст. 3808; 2010, № 31, ст. 4184; 2011, № 1, ст. 51) приказываю:

    Утвердить прилагаемые федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников.

    Министр Д. Ливанов

    Регистрационный № 27609

    Приложение

    Федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников

    1. Настоящие федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников (далее - Требования) определяют цели и структуру дополнительных профессиональных образовательных программ (далее - ДПОП) профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, реализуемых в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности по ДПОП (далее - организация), а также требования к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников.

    2. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации педагогических работников осуществляются в целях, определенных в Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 610 (далее - Типовое положение).*

    3. К уровню профессиональной переподготовки педагогических работников устанавливаются следующие требования.

    Лица, завершившие освоение ДПОП профессиональной переподготовки, должны обладать следующими профессиональными компетенциями:

    следовать в организации образовательного процесса реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере образования в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    оценивать роль и место актуальных знаний и умений по предмету в профессиональной деятельности;

    организовывать образовательную деятельность на основе современных достижений психолого-педагогической науки и практики, технологий в конкретной отрасли знания (науки) и предметной области;

    проектировать образовательный процесс в целом и отдельные учебные занятия как часть целого на основе системно-деятельностного и компетентностного подходов с использованием инновационных форм, методов, средств и технологий;

    планировать результаты образовательной деятельности и разрабатывать в соответствии с ними контрольно-измерительные материалы и другие оценочные средства.

    4. ДПОП профессиональной переподготовки педагогических работников должна предусматривать изучение следующих учебных разделов (таблица 1):

    базовая часть:

    учебный раздел Р.1 "Нормативно-правовой";

    учебный раздел Р.2 "Психолого-педагогический";

    профильная часть:

    учебный раздел Р.2 "Предметная деятельность".

    Таблица 1

    Структура ДПОП профессиональной переподготовки педагогических работников

    № Учебного раздела
    Базовая часть
    Р.1 Нормативно-правовой
    В результате освоения раздела обучающийся должен: знать: государственные программы (проекты), направленные на развитие образования и отдельных отраслей науки и экономики (связанных с предметной деятельностью обучающегося); нормативное правовое регулирование в сфере образования; развитие кадрового потенциала системы образования; систему независимой оценки качества образования; инновационные процессы в образовании; уметь: проектировать свою профессиональную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и ориентацией на современные социальные реалии и перспективы развития системы образования.
    Вариативная составляющая
    Р.2 Психолого-педагогический
    В результате освоения раздела обучающийся должен: знать: традиционное и инновационное содержание теории и практики обучения, воспитания, развития личности и управления образовательным процессом; методические подходы к проектированию, осуществлению образовательного процесса и оцениванию планируемых результатов на основе системно-деятельностного, компетентностного подходов; уметь: ставить проверяемые цели как планируемые результаты деятельности и адекватно выбирать содержание, формы, методы и средства обучения, а также системы, методы и инструментарий оценивания; организовывать профессиональную деятельность с опорой на современные достижения психолого-педагогической науки и практики, технологий в конкретной отрасли знания (науки) и предметной области; обеспечивать условия для успешной деятельности, позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся; разрабатывать программы учебных предметов, курсов, методические и дидактические материалы, выбирать учебную и учебно-методическую литературу, рекомендовать обучающимся дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы; управлять учебно-исследовательской и проектной деятельностью обучающихся, выполнением индивидуального проекта при организации образовательного процесса; реализовывать педагогическое оценивание деятельности обучающихся, включая: осуществление комплексной оценки способности обучающихся решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи; использование стандартизированных и нестандартизированных работ; проведение интерпретации результатов достижений обучающихся.
    Вариативная составляющая
    Профильная часть
    Р.3 Предметная деятельность
    В результате освоения раздела обучающийся должен: знать: цели, задачи, структуру и основные понятия предметной области: современное состояние, перспективы и направления развития конкретной отрасли знания (науки), производственной сферы и предметной области, в рамках которой осуществляется профессиональная деятельность; назначение, сущность и структуру современных технологий в рамках предметной области (включая информационные технологии), традиционные и инновационные методы, особенности их применения, основные ожидаемые результаты; особенности применения и ожидаемые результаты при использовании современных технологий в конкретной отрасли знания (науки) и предметной области, в рамках которой осуществляется профессиональная деятельность; уметь: включать в реализуемое содержание образования современные достижения науки в конкретной предметной области; использовать современные педагогические технологии, в том числе информационные и технологии конкретной предметной области; осуществлять самостоятельный поиск и анализ предметной информации с помощью современных информационно-поисковых технологий; использовать возможности информационно-коммуникативных технологий, работать с содержанием предметной области.
    Вариативная составляющая

    5. ДПОП повышения квалификации педагогических работников должна предусматривать изучение следующих учебных разделов (таблица 2):

    базовая часть:

    учебный раздел Р.1 «Основы законодательства Российской Федерации в области образования»;

    профильная часть:

    учебный раздел Р.2 «Предметно-методическая деятельность».

    Таблица 2

    Структура ДПОП повышения квалификации педагогических работников

    № Учебного раздела Наименование учебных разделов и требования к результатам их освоения
    Базовая часть
    Р.1 Основы законодательства Российской Федерации в области образования
    В результате освоения раздела обучающийся должен: знать: изменения законодательства Российской Федерации в области образования; уметь: актуализировать свою профессиональную деятельность в соответствии с изменениями законодательства Российской Федерации в области образования.
    Вариативная составляющая
    Профильная часть
    Р.2 Предметно-методическая деятельность
    В результате освоения раздела обучающийся должен: знать: цели, задачи, структуру и основные понятия предметной области; современные тенденции развития предметной области; современные методики и технологии обучения, обеспечивающие эффективную организацию учебного процесса в рамках конкретной предметной области; особенности применения и ожидаемые результаты при использовании современных технологий в конкретной отрасли знания (науки) и предметной области, в рамках которой осуществляется профессиональная деятельность; уметь: разрабатывать программы учебных предметов, курсов, методические и дидактические материалы, выбирать учебную и учебно-методическую литературу, рекомендовать обучающимся дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы с учетом современных достижений науки в конкретной предметной области; организовывать образовательный процесс, обеспечивающий достижение планируемых результатов конкретной предметной области.
    Вариативная составляющая
    Государственная (итоговая) аттестация

    6. В целях реализации Требований организация:

    разрабатывает и утверждает ДПОП профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, которые включают в себя рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), а также другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся и реализацию соответствующей образовательной технологии;

    выбирает образовательную технологию, обеспечивающую требуемое качество подготовки обучающихся.

    7. Организация определяет трудоемкость учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), включая аудиторную и самостоятельную работу обучающихся, текущую, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию.

    Каждый учебный раздел базовой и профильной частей ДПОП профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников включает в себя обязательную и вариативную составляющие. Вариативная составляющая учебного раздела устанавливается организацией в целях расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием обязательной части учебного раздела.

    8. Освоение ДПОП профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией, форма проведения которой определяется организацией самостоятельно.

    По результатам проведения государственной (итоговой) аттестации педагогическим работникам, успешно освоившим ДПОП профессиональной переподготовки и повышения квалификации, выдаются документы государственного образца, предусмотренные пунктом 28 Типового положения.

    _____________________________

    * Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 27, ст. 2580; 2000, № 12, ст. 1291; 2002, № 52, ст. 5225; 2003, № 14, ст. 1276.

    Обзор документа

    Утверждены федеральные гостребования к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также к уровню такой переподготовки.

    Освоение программ предполагает освоение ряда компетенций. Прошедшие их педагоги должны в организации образовательного процесса следовать реализации приоритетных направлений госполитики в сфере образования, оценивать роль и место актуальных знаний и умений по предмету в профдеятельности. Необходимо организовывать образовательную деятельность на основе современных достижений психолого-педагогической науки и практики, технологий в конкретной отрасли знания (науки) и предметной области. Нужно проектировать образовательный процесс в целом и отдельные учебные занятия как часть целого на основе системно-деятельностного и компетентностного подходов с использованием инновационных форм, методов, средств и технологий. Также педагоги должны планировать результаты образовательной деятельности и разрабатывать в соответствии с ними контрольно-измерительные материалы и другие оценочные средства.

    Программа должна включать базовую и профильную части. Первая содержит 2 раздела: нормативно-правовой и психолого-педагогический, вторая - только один: предметная деятельность.

    Посетители блога — педагоги в своих комментариях нередко затрагивают вопросы, связанные с повышением квалификации, хотя Минобрнауки и Общероссийским Профсоюзом образования даны исчерпывающие разъяснения (см. совместное письмо Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования от 23 марта 2015 г. № 08-415/124 «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование», письмо Минобрнауки России от 9 октября 2013 г. № 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании»).

    Педагогов волнуют, например, такие вопросы: является ли повышение квалификации обязательным условием для работы в образовательной организации, для аттестации, могут ли семинары, конференции, «круглые столы» засчитываться им как повышение квалификации, имеет ли право директор школы обязать педагога проходить повышение квалификации за свой счет и т.д.

    Что такое повышение квалификации?

    В ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) дано следующее определение: «Повышение квалификации – это обновление теоретических и практических знаний, совершенствование навыков специалистов в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации ».

    Таким образом, повышение квалификации — это дальнейшее обучение работника той же профессии в целях совершенствования профессиональных знаний, умений, навыков, реализуется в рамках дополнительного профессионального образования (далее – ДПО).

    Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам определен приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 года № 499.

    Примечание. По определению ТК РФ (ст. 195.1) «Квалификация — это уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности ».

    Что такое дополнительное профессиональное образование?

    Как определено Законом об образовании (ст. 76) дополнительное профессиональное образование — это профессиональное образование, осуществляемое посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

    Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Это могут быть и краткосрочные программы, но объемом не менее 16 часов.

    Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. Это уже программы продолжительностью не менее 250 часов.

    Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе.

    Обучение по дополнительным профессиональным программам может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании, а также полностью или частично в форме стажировки.

    Повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке (п. 1 ч. 10 ст. 60 Закона об образовании).

    Таким образом, посещение отдельных разовых семинаров, «круглых столов», конференций не означает прохождения педагогом повышения квалификации, поэтому сертификаты об участии в них не могут засчитываться в качестве документов о повышении квалификации.

    Право педработника на дополнительное профессиональное образование

    Право педагогических работников на получение дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года установлено Законом об образовании (п. 2 ч. 5 ст. 47). Периодичность прохождения повышения квалификации в течение этого периода устанавливает работодатель.

    Создание условий и организация ДПО педработников Законом об образовании (п.5 ч. 3 ст.28) отнесены к компетенции образовательной организации, т.е. к компетенции работодателя. Вместе с тем работодатель не вправе обязывать работников осуществлять повышение квалификации за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры.

    Реализация права на дополнительное профессиональное образование

    Право педагогического работника на ДПО реализуется путем заключения договора между педработником и работодателем (ч. 2 с. 197 ТК РФ), который должен содержать обязательства сторон, в том числе обязательство педработника повышать свою квалификацию по направлению работодателя, и обязательства работодателя при направлении педработника на повышение квалификации с отрывом от работы обеспечивать соблюдение гарантий и компенсаций, предусмотренных статьей 187 ТК РФ: сохранение места работы (должности) и средней заработной платы по основному месту работы, а при направлении для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность — оплаты командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

    Таким образом, если педагогические работники по решению своих работодателей направляются на курсы повышения квалификации в государственные образовательные организации ДПО, то обучение для них должно быть бесплатным.

    Повышение квалификации как обязанность педагогического работника

    Профессия учителя требует постоянного совершенствования, регулярного обновления знаний, использования современных наиболее результативных технологий и обучающих методов. Все это возможно лишь при непрерывном обучении, повышении квалификации. Поэтому неслучайно, что в число обязанностей педагогических работников, определенных ч. 1 ст. 48 Закона об образовании, входит обязанность «систематически повышать свой профессиональный уровень ». Данное требование распространяется на всех педагогических работников, независимо от того, работают они по ФГОС или не работают.

    А что, если …

    Если право педработника на ДПО, закрепленное в договоре, заключенном между педработником и работодателем, не реализуется из-за отказа со стороны работодателя выполнить свои обязательства, педработник имеет право обратиться в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (комиссия по трудовым спорам, суд) либо в Государственную инспекцию труда за восстановлением нарушенного права на ДПО;

    если педработник направляется работодателем для получения ДПО, но работодатель не обеспечивает предоставление ему предусмотренных законодательством и договором гарантий и компенсаций, то педработник вправе отказаться от получения ДПО;

    если педработник пожелал аттестоваться, то неполучение им ДПО не может служить основанием для отказа в установлении ему квалификационной категории либо для признания его не соответствующим занимаемой должности;

    если работодателем выполняются условия заключенного договора получения ДПО, включая предоставление гарантий, работник не вправе без уважительных причин отказаться от получения ДПО, в том числе в случаях, когда ДПО осуществляется с применением формы организации образовательной деятельности, основанной на модульном принципе, в течение учебного года без отрыва от основной работы;

    если выполняются условия заключенного договора получения ДПО, а работник без уважительных причин отказывается от прохождения ДПО, то это будет являться дисциплинарным проступком, то есть неисполнением работником по его вине возложенных на него в соответствии с трудовым договором трудовых обязанностей, за совершение которого работодатель имеет право применить соответствующее дисциплинарное взыскание, предусмотренное статьей 192 ТК РФ: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.

    Нормативные документы

    Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями

    Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г.№413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» с изменениями

    Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»

    Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями

    Локальные акты образовательной организации (колдоговор, соглашение, положение и др.)

    Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденный приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. N 276 с разъяснениями Минобрнауки и Общероссийского Профсоюза образования

    Источник:

    Трудовой Кодекс РФ

    Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

    Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 года № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»

    Материалы сайтов:

    «Ресурсы образования »

    Повышение квалификации – и право и обязанность педагога : 100 комментариев

      Всё это ерунда, и ничего не значит для сферы дошкольного образования. Как они отправляли воспитателей за свой счёт (проезд) в другой город, с последующей отработкой за пропущенные рабочие часы, так и отправляют, и говорят что это никогда никому не оплачивалось. Все кого я смогла опросить это подтвердили. Теперь и мне предстоит сделать это за свой счёт, потому что один человек не может бороться с системой.

      • Добрый день, Евгения! У вас есть право обратиться в Госинспекцию труда и прокуратуру на нарушение вашим руководителем ТК РФ.

      А для завед. отделов ДПО, какие нормы по аттестации после отпуска по уходу за реб до 3 лет действуют?

      А в художественном образовании как часто должны преподаватели проходить кпк? Есть норма для Дши и дхш? Напишите документ, на кот можно сослаться?

      И еще вопрос, а если педагог на пенсии, то нужно ему кпк проходить, как по закону? У нас с 30 летним стажем заставлчют проходить, сдается мне, что это нарушение законодательства. Буду рада за ваш обстоятельный ответ.

      Здравствуйте. Я в этом году прошла курсы переподготовки (закончила филиал КУБГУ, получила квалификацию учитель математики и информатики, принесла диплом теперь осенью меня собираются отправлять на курсы повышения квалификации) дали мне часы в 6 и 7 классах в количестве 20 часов. Больше мне дают. говорят я должна ехать проходить курсы повышения квалификации. На сколько законно это требование? заранее спасибо.

      Добрый вечер! Я проходила аттестацию на соответствие в прошлом году, а руководитель уже в следующем году просит пройти аттестацию на 1 категорию. Это правильно?

      Меня волнует вот какой вопрос.я работаю в ДО 2 года.преподователем по ИЗО.теперь мне нужно в третий год работы повысить свою квалификацию.так же я являюсь студенткой в ДГПУ на ХудГрафе.скажите пожалуйста,то что я являюсь студенткой, может быть причиной чтоб не повышать квалификацию до окончания учёбы?или всё же повышение обязательно ни смотря ни на что?!

      Здравствуйте! Проходила повышение квалификации и переподготовку год назад за свой счет. Хочу воспользоваться правом на обучение за счет работодателя. Последние курсы от колледжа были 3 года назад. На работе мне в курсах отказали, ссылаясь на то, что есть «свежая учеба» («нам мало интересно, за чей она счет».) Как поступить? Спасибо.

      И еще вопрос. Работаю преподавателем хирургии в медицинском колледже. Хочу пройти учебу по хирургии, но так же получила отказ — «вы имеете право на учебу только по педагогике». Педагогическая переподготовка у меня есть и мало мне интересна. Как поступить? Спасибо.

      Работаю В детском саду. Определено ли по количеству часов необходимые курсы повышения квалификации? (72,42,36,18 часов). Могу ли я сходить на курсы ИКТ например на 18 часов- будут ли они засчитаны?

      Здравствуйте. Подскажите раз нужно проходить курсы повышения квалификации раз в три года, засчитаются ли курсы 72часа? Если да на какой документ можно сослаться?

      В 2019 году буду подтверждать категорию, необходимы курсы … Записалась в МГОУ, по средам уже езжу, но пока в отпуске … Вопрос?! Это не входит в рабочее время? Я воспитатель, рабочая неделя 36 часов. Заведующая говорит, это надо Вам, а рабочие часы Вы обязаны отработать.

      • Добрый день, Сеситашвили Марина Александровна! В соответствии со статьей 196 ТК РФ необходимость дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяется работодателем. Формы дополнительного профессионального образования работников определяются также работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

        В ответе на вопрос 47 в Разъяснениях Минобрнауки и Общероссийского Проясоюза образования сказано, что установление квалификационных категорий педагогическим работникам осуществляется по основаниям, предусмотренным пунктами 36 и 37 Порядка аттестации, в число которых не входит обязательность получения педагогическим работником дополнительного профессионального образования (по программам повышения квалификации).

      Добрый день! дочка за счет школы год ходила на курсы ФГОС, получила документ. Бухгалтерия на новом месте работы сняла доплату, т.к. это не диплом. Правомерно ли это?

      Здравствуйте. А если я молодой специалист, меня без моего согласия записали на курсы повышения квалификации (именно для молодых специалистов), обязана ли я на них ходить? Что будет, если я не пройду эти курсы?

      Добрый вечер! Я воспитатель и студент педагогического института,подскажите пожалуйста, есть ли отсрочка от курсов повышения квалификации?

      Добрый вечер. Я учитель английского языка. В этом году должна была проходить курсы повышения квалификации, но директор не отпустил ссылаясь на то, что я в этом году проходила курсы переподготовки. (Яв июне закончила курсы по переподготовки как учитель русского языка и литературы). Что мне сейчас сделать, нужен совет, я получается нарушила закон, хотя и не по своей вине?

      Добрый день. Я учусь на последнем курсе педагогического университета, работаю воспитателем в детском саду. Могу ли я в данное время пройти курсы повышения квалификации?

      Здравствуйте, применяются ли нормы закона об образовании к некоммерческим организациям системы ДПО? Какие работники в такой организации имеют статус пед работников?

      Здравствуйте. Веду 3 предмета, 1,5 года назад прошел курсы с отметкой ФГОС по 2-ум предметам. В прошлом году прошел курсы по предмету с отметкой ФГОС СОО. Администрация сообщила, что теперь нужно снова пройти курсы, чтобы в них была отметка ФГОС СОО иначе нельзя вести предметы. Верно ли их утверждение? Спасибо.

      • Добрый день, Евгений! В соответствии со статьей 196 ТК РФ необходимость дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяется работодателем. Формы дополнительного профессионального образования работников определяются также работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.
        В соответствии со статьей 197 ТК РФ право на подготовку и дополнительное профессиональное образование реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем, в котором также определяются гарантии и компенсации, установленные статьей 187 ТК РФ. Указанной статьей установлено, что при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

      Добрый день!В 2015 году получила диплом о профпереподготовке и удостоверение о повышении квалификации как учитель истории и обществознания, в 2016 году окончила институт по профилю»психология и педагогика начального образования» . Работаю учителем обществознания.В каком году я обязана проходить курсы повышения.

      Здравствуйте! Я учитель высшей категории. на пенсии, но работаю. Только в 2020 году истекает срок подтверждения категории. Но хотела бы подтвердить раньше — 2019 году. Возможно ли это? Спасибо!

      Здравствуйте, работаю учителем математики и информатики. По математике прошла курсы повышения квалификации. А вот по информатике, как говорит завуч, должна была в первой половине 2018 года пройти, а я прохожу во второй половине. Что мне за это будет?

      Здравствуйте. Веду уроки математики (диплом соответствующий о высшем образовании по математике есть). Курсы периодически тоже есть. Но веду ещё уроки химии. Администрация заставляет проходить переподготовку по химии (и районо тоже). Обязывает (типа профстандарт педагога). Правы ли они? А я не хочу. Сельская школа. Согласен пройти повышение квалификации, но не переподготовку. На что это повлияет? Категория меня не интересует, хватит и соответствия. Могут ли уволить без категории? Или могут сделать так, что без переподготовки и соответствие не дадут?

      Здравствуйте. Правильно понимаю, что работодатель не в праве заставить педагогического работника проходить дистанционные курсы повышения квалификации за свой (работника) счёт и в свободное от работы время?

      Добрый день, подскажите, пожалуйста, каким документом регламентировано количество часов курсов повышения квалификации?
      Спасибо.

      Добрый вечер! Напишите, пожалуйста, может ли директор заставить брать дни без сохранения заработной платы на время обучения, если работник повышает квалификацию или проходит переподготовку по профилю, необходимому для дальнейшей работы, но по собственной инициативе, не претендуя на компенсацию оплаты за обучение.

      Добрый день! Подскажите, является ли наличие в коллективе школы преподавателя, не прошедшего своевременно курсы повышения квалификации, грубым нарушением лицензионных требований? Спасибо.

      Здравствуйте. Я прошла несколько курсов повышения квалификации в 2018 году за свой счёт, курсы различной тематики. Сейчас завуч заставляет посещать курсы по предмету, хотя такой тематики подготовку я уже прошла за свой счёт. Имею ли я право отказаться, ведь обязанность свою по повышению квалификации я исполнила

      Добрый день, я хотела бы пройти курсы повышения квалификации дистанционно, а работодатель настаивает на очных курсах в другом городе но их еще нет по моей специальности. правы ли они? могут ли они меня обязать пройти эти курсы? и не нарушу ли я закон если не пройду по истечении трех лет кпк? (срок моих предыдущих курсов заканчивается в марте)

      Здравствуйте! Скоро курсы повышения квалификации. Работаю в детском саду. На работе говорят, что они обязательно без отрыва от работы. То есть в первую учиться, в во вторую смену работать. Так как у меня дети ходят в другой сад и они маленькие, я не могу целый день быть на работе. Могу ли я пройти повышение квалификации с отрывом от работы?

      Добрый день! У меня есть высшее образование по направлению «Физическая культура» (магистр). Хочу устроится учителем физической культуры, мне сказали, что наличие курсов ФГОС обязательно. Так вот вопрос, какое количество часов должно быть указано в удостоверении повышении квалификации для устройства на работу? И нужны ли какие-то определенные курсы (с определенным кодом идентификации) или нет?

      Здравствуйте! Я работаю в школе учителем 4 предметов. В этом году прошла курсы по литературе объемом 108 часов, но мне сказали, что нужно еще пройти курсы по другим предметам. Правомерно ли это? И если да, неужели мне по каждому из предметов нужны полные курсы по 108 часов? Это же безумие…

      Здравствуйте. У нас только что прошла поверка рособрнадзора (областная). За то, что у 6 учителей просрочен срок — 3 года прохождения курсовой подготовки нам выдано предписание и назначен суд за несоблюдение требования непрерывности образования. Школа ежегодно дает заявки на повышение квалификации, но мест не дают. Насчет права, обозначенного в Законе и ТК РФ — всё понятно, но есть ФГОС, где указано, что учитель обязан раз в 3 года проходить курсовую подготовку. На основании этого школу грозят наказать штрафом. Хотя в КОАП мы не нашли такого основания. Как быть?

      Здравствуйте! Окончила магистратуру, преподаю иностранный язык в вузе. Еще не прошло 6 месяцев с начала работы (трудовая заведена в это же время в университете). Руководство обязывает сотрудников пройти курсы повышения квалификации. Должна ли я сейчас повышать свою квалификацию, если «карьера» только началась? Спасибо.

    Похожие публикации