Помощник машиниста локомотива. Из личного опыта. Помощник машиниста электропоезда: суть его работы и обязанности Все о профессии помощник машиниста

Железная дорога – сложный инфраструктурный объект. Он требует неусыпного надзора и ответственности. И наиболее сложные обязанности – у тех, кто водят поезда. То есть у машинистов подвижного состава (локомотивов). Обязанностей у них много и далеко не каждый может справиться с ними в одиночку. Именно поэтому на железной дороге существует должность помощника машиниста.

Помощник машиниста электровоза и его обязанности

По закону каждый машинист может управлять каким-либо одним видом локомотивов: на электрической тяге, либо на дизельной. Отдельные машинисты также водят электрички или подвижной состав в метро. Впрочем, есть отдельные специалисты с большим стажем и опытом, которые имеют все допуски и умеют управлять любым видом транспорта. Однако их сравнительно немного.

Точно так же узкая специализация касается и помощников машиниста. Фактически он управляет локомотивом наравне с машинистом и должен досконально разбираться в устройстве техники.

Обязанности машиниста электровоза перечислены в нормативно-производственной документации:

    техническое обслуживание механизмов электровоза (тормозной системы, электрического оборудования и т.д.);

    смазка узлов и деталей локомотива, подготовка к рейсу;

    сцепка и расцепка локомотива;

    помощь машинисту в маневровых работах;

    наблюдение за приборами и обстановкой на путях во время движения;

    подача установленных сигналов, выполнение распоряжений диспетчеров по ходу следования поезда;

    работа по устранению неисправностей и поломок электровоза во время пути.

По сути помощник машиниста электровоза – это полноценный и незаменимый член команды, без которого работа по управлению составом просто невозможна. Далеко не у всех машинистов есть квалификация, чтобы управлять электровозом в одно лицо. Это очень подготовленные и опытные работники с большим стажем, их на железной дороге очень немного.

Условия труда помощника машиниста электровоза

Обязанности помощника машиниста электровоза, как видим, крайне многообразны. При этом сама работа отличается крайней напряженностью и суровыми условиями труда.

Смена экипажа электровоза начинается с приемки подвижного состава. Машинист и его помощник должны осмотреть машину на предмет исправности, подписать акт приемки у предыдущей смены и подготовить её к работе.

Затем локомотив выезжает на маршрут, цепляет состав и выезжает по пути следования. Наиболее трудная часть работы – двигаться по графику, выполняя распоряжения диспетчера, и при этом следить за обстановкой на путях, чтобы не допустить аварии.

Как отмечают помощники машиниста электровоза, работа в экипаже крайне неблагодарная и нервная. Нужно заполнять много бумаг и формуляров, строго соблюдать все должностные инструкции, регулярно посещать курсы и тренинги по безопасности. Кроме того, именно ты несешь личную ответственность за состояние поезда.

Работа на электровозе плохо сказывается на здоровье. В число вредных факторов включаются:

  • электромагнитное воздействие от двигателя, контактных линий;
  • напряженный график (12-часовая смена, постоянные переработки);

    тяжелый трудовой процесс (много физической работы по техобслуживанию и ремонту локомотива).

Что нужно, чтобы устроиться помощником машиниста электровоза

Понятно, что при таких требованиях к соискателям на должность помощника машиниста предъявляются весьма жесткие требования. В первую очередь он должен:

  1. быть годным по состоянию здоровья, пройти медицинскую комиссию и получить положительное заключение. Впоследствии придется регулярно проходить медицинские обследования, в том числе у психиатра;
  2. окончить курс в учебном заведении СПО (колледж, техникум) и сдать квалификационный экзамен. Необходимо свидетельство помощника машиниста электровоза;

    пройти производственную практику по специальности слесаря-ремонтника электровозов;

    пройти обязательную стажировку (как правило 14 дней);

    иметь допуск по электробезопасности V группы.

Что касается навыков и личных качеств, то от помощника машиниста электровоза требуются дисциплинированность, безукоризненное соблюдение правил на железной дороге, обязательность, выносливость и трудолюбие. Помощник машиниста электровоза также должен отлично разбираться в технике и быть в целом технически подкованным специалистом. От него требуются знания технической документации, нормативно-правовых актов по управлению подвижным составом, инструкций по сигнализации на железной дороге и множество иных навыков.

Вакансии помощников машиниста электровоза и уровень заработной платы

Специальность помощника машиниста электровоза довольно востребована на рынке труда, однако, уровень зарплат оставляет желать лучшего. Квалифицированный работник может рассчитывать в лучшем случае на 30 – 36 тысяч рублей при условии как минимум двухлетнего стажа работы. Также труд на железной дороге предполагает и премиальные выплаты, но выдают их далеко не каждый месяц (как правило, раз в квартал).

Плюсы и минусы работы помощника машиниста электровоза

У данной профессии есть свои плюсы :

    стабильная заработная плата и официальное трудоустройство;

    бесплатное медицинское обслуживание за счет РЖД;

    ранний выход на пенсию;

    льготы при путешествиях по железной дороге.

А вот минусы гораздо более существенны:

  • низкий уровень заработной платы;
  • отсутствие карьерного роста (можно только переучиться в машиниста);

    вредные и тяжелые условия труда;

    напряженный график работы, постоянные переработки;

    высокая ответственность;

    высокие производственные риски (травмы и несчастные случаи при работе с техникой, ДТП).

Помощник машиниста, на первый взгляд, не такая заметная и престижная специальность. Как и второго пилота в самолете, его по праву считают "тенью" своего руководителя. Однако важность этой должности сложно переоценить. Прямая обязанность помощника - пристально следить за всеми действиями машиниста, фиксировать обозначения различных сигналов, команд, следить за исправностью оборудования, контролировать показания имеющихся приборов.

Если упустить хотя бы одну из этих важных деталей, последствия могут быть непредсказуемы. Так же, как и машинист, его помощник несет большую нагрузку и ответственность за сотни пассажиров. Всё, что по какой-то причине может не заметить основной специалист, должен учесть его заместитель.

Помощник машиниста обязан иметь достаточно высокую квалификацию и при возникновении непредвиденных ситуаций оперативно заменить руководителя. При этом он должен своевременно сообщить обо всём случившемся дежурному сотруднику диспетчерской службы, а также сигнализировать о происшествии командам остальных поездов во избежание серьезных недоразумений в пути.

Профессия помощник машиниста - плюсы и минусы

Как и в любой другой деятельности, в профессии машиниста есть как свои преимущества, так и недостатки. Положительным фактором является престижность и востребованность данной специальности. Отбор помощников машинистов достаточно жесткий и не всякий желающий может попасть в число кандидатов на эту должность. Человек должен обладать предельной внимательностью и высокой скоростью реакции. Хорошая физическая форма в сочетании с профессиональными навыками - основные требования, предъявляемые к претендентам.

Среди плюсов можно отметить и относительно высокую зарплату, различные социальные пакеты, которыми обеспечивает своих сотрудников большинство железнодорожных предприятий.

Есть и определенные минусы в профессии помощника машиниста. Из-за чрезмерной ответственности и постоянных нагрузок такие люди подвержены стрессам и связанным с этим заболеваниям. Также ненормированный рабочий график и частые командировки могут негативно сказаться на личной жизни, не каждая семья способна выдержать подобные испытания.

Профессия помощник машиниста - востребованность

Профессия помощник машиниста считается одной из популярных, с каждым годом количество желающих обучиться данной специальности только увеличивается. Любая железная дорога, как правило, предпочитает заниматься взращиванием собственной команды специалистов самостоятельно, подходя к процессу обучения постепенно и основательно. В послевоенное время востребованность данной профессии был особенно велик, это, прежде всего, было связано с появлением новых образцов железнодорожных составов. Сегодня современные технологии также не стоят на месте, поэтому требования к квалифицированным специалистам также увеличиваются.

Помощник машиниста - обучение

Профессию помощника машиниста в России в своё время осваивали коренные жители в то время, как сами машинисты, как правило, были иностранцами. Бывали случаи, когда в случае возникновения серьезной опасности на дороге основной руководитель поспешно ретировался из локомотива, оставляя за себя помощника, которому приходилось прилагать все свои умения, чтобы выжить в экстремальной ситуации и спасти всех остальных. Таким образом, помощник получал "боевое крещение" и на практике совершенствовал все свои теоретические знания.

Сегодня освоить специальность помощника машиниста можно в специализированных институтах. Даже спустя какое-то время после прохождения практики знание теории проверяется регулярно.

Зарплата помощника машиниста

График работы помощника машиниста, как правило, не нормирован. Сложные условия труда, высокие нагрузки на работе - всё это со временем негативно сказывается на здоровье и требует соответствующей оплаты. Как и любой член команды железнодорожников такой специалист должен быть всегда готов к любым трудностям и испытаниям. Зарплата помощника машиниста зависит как от степени квалификации специалиста, так и от маршрута следования поезда. В среднем она составляет около 20-30 тысяч рублей.

Возможно Вас заинтересуют.

Железная дорога. Управление железнодорожным транспортом осуществляется локомотивной бригадой. Профессия машиниста входит в список нелегких работ с вредными и тяжелыми условиями труда. В одиночку выполнять все возложенные на него обязанности по управлению составом физически невозможно. Работа машиниста требует постоянной концентрации внимания и выполнения одновременно нескольких технических операций. Поэтому в помощь ему и дается помощник машиниста. Москва - крупный мегаполис с большой железнодорожной развязкой, количество локомотивных бригад растет здесь с каждым годом, и в каждой из них есть такой помощник.

Функциональные обязанности

Помощник машиниста обязан:

  • правильно и своевременно выполнять все поручения машиниста по техническому обслуживанию и уходу за составом;
  • осуществлять контроль за состоянием обслуживаемого поезда;
  • производить закрепление локомотива от самопроизвольного движения;
  • при отсутствии действий со стороны машиниста по предотвращению самостоятельно принять меры по остановке состава, не допуская проезда на красный сигнал семафора;
  • при неспособности машиниста управлять поездом принять меры по остановке состава, закрепить его в общеустановленном порядке от спонтанного ухода и сообщить по радиосвязи диспетчеру, дежурному по переезду о случившемся.

Требования, предъявляемые при найме

Как уже было сказано, управление передвижными устройствами - очень тяжелая работа. Помощник машиниста при найме на работу проходит отбор и должен соответствовать определенным критериям. Во-первых, чтобы осуществлять такие действия, как обслуживание устройств локомотива и управление железнодорожным составом, он должен «быть на короткой ноге» с техникой, руководствоваться правилами движения железнодорожного транспорта и знать Во-вторых, помощник машиниста должен быть внимательным, иметь хорошее зрение и незамедлительную реакцию. Помимо этого, кандидату на должность важно обладать отличной физической выносливостью и эмоционально-психологической устойчивостью. При трудоустройстве необходимо пройти профессиональный и только при наличии положительного медицинского заключения работник может приступить к своим непосредственным обязанностям. Такая профессия противопоказана людям с ограниченными возможностями и с заболеваниями органов дыхания.

Риски и издержки профессии

Работа на железнодорожном транспорте имеет свои достоинства, например, заработная плата сотрудников выше средней. Но это небезопасный вид деятельности. Кроме возможности столкновений и схода состава с путей, существуют и другие, не менее опасные ситуации. Минусом в профессии является ненормированный рабочий день. Помощник машиниста работает по 36 часов в неделю, в условиях постоянного гула, напряжения и качки. Иногда ему приходится отдыхать между сменами в локомотивном депо, в специальных комнатах отдыха. Неправильное питание часто приводит к язве желудка, гастритам и другим заболеваниям. В результате постоянного напряжения и усталости может наступить стрессовое состояние.

Хочу рассказать Вам про интересную и в то же время трудную работу помощника машиниста локомотива. Меня с детства привлекала работа на железной дороге своей романтикой, и я мечтал водить поезда. Мечта моя сбылась, но не сразу. После окончания школы поступил в университет путей сообщения и в процессе учебы окончил курсы помощников машиниста и получил заветные «корочки». После окончания университета работаю в качестве инженера в локомотивном депо. Было время, когда мою должность сократили и я определённое время работал в качестве помощника машиниста тепловоза.

Профессия помощник машиниста локомотива

Работа, честно скажу, - не из лёгких ведь железная дорога работает круглосуточно и в любую погоду. После стажировки (это 6 поездок в качестве дублёра) допустили к самостоятельной работе.
Обязанности помощника машиниста кроется в названии - быть помощником машинисту:

  • При приёмке локомотива производить замеры топлива, масла, песка, воды;
  • При поездке, наравне с машинистом, наблюдать за показаниями сигналов, свободностью пути, следить за состоянием дизель-генераторной установки, уметь остановить поезд (если машинист потерял способность управлять им), не давать машинисту уснуть, особенно в ранние утренние часы (сон на локомотиве категорически запрещается).
  • После поездки произвести уборку локомотива в соответствии с перечнем.

Какие качества и требования нужны, чтобы получить профессию помощник машиниста локомотива:

  • Быть годным по состоянию здоровья (нужно пройти строгую медицинскую комиссию, в том числе психолога).
  • Окончить курсы помощников машиниста при учебном заведении (техникум, университет). У нас такие курсы назывались «Фабрика звёзд»
  • Пройти производственную практику в качестве слесаря по ремонту тепловозов
  • Сделать 6 дублёрских поездок в качестве стажёра.
  • Любить технику и разбираться в ней.

Что привлекательного в профессии помощник машиниста локомотива:

  • Заработная плата составляет 30-40 тысяч рублей в зависимости от региона.
  • Большой отпуск 36 календарных дней
  • Уход на пенсию в 55 лет (правда для этого нужно отработать в поездной работе 12,5 лет горячего стажа)
  • Выдают форменную одежду
  • Возможность отдохнуть и восстановить свои силы в доме отдыха (например в санатории Маево Псковской области).
  • Романтика. Когда из кабины локомотива видна рельсовая колея, убегающая вдаль. Мимо тебя пролетают, поля, леса, озера, станции. Ты находишься в большом локомотиве и чувствуешь ответственность за перевозимый груз или жизнь пассажиров.

Особенно интересны поездки в ночное время. Луч прожектора освещает путь, на небе ярко мерцают звёзды, впереди виднеются сигналы светофоров или огни больших городов и станций. (обычно в песнях поется про зелёный сигнал семафора, но это не совсем верно так как семафор применялся когда ходили паровозы).

Есть и свои минусы в профессии помощник машиниста локомотива:

  • Работа в ночное время сказывается на состоянии здоровья;
  • Тяжелые условия труда - повышенный шум, вибрации, вредные запахи.

Но, несмотря на все эти недостатки, люди работают и преданы своему делу.

Какие перспективы у профессии помощник машиниста локомотива:

После окончания техникума железнодорожного транспорта можно стать машинистом локомотива и как говорится сесть за правое крыло, затем стать машинистом-инструктором и обучать локомотивные бригады. После этого стать заместителем начальника эксплуатационного депо, а потом начальником депо (только для этого надо получить высшее образование). Все зависит от человека.

Вы решили в будущем выучиться на помощника машиниста или на машиниста? Тогда эта статья для вас. Здесь дана исчерпывающая информация о том, кого берут в эту сферу, какие виды подвижного состава бывают.

Мы с вами разберем основные моменты, касающиеся профессии «помощник машиниста»:

  • обучение;
  • профотбор;
  • медкомиссия;
  • виды локомотивов;
  • сфера деятельности;
  • обязанности;
  • ошибки;
  • средняя зарплата;
  • график работы.

Остановимся на каждом пункте и рассмотрим все подробно. Но все же давайте лучше начнем с того, что это за профессия и возьмут ли вас.

Медкомиссия

Почему это мы вдруг решили начать с нее? А потому что так оно и будет: сначала вас отправят в поликлинику для ее прохождения. Ниже мы приведем самые распространенные заболевания, из-за которых, к сожалению, в помощники машиниста не берут. Еще лет десять назад обучение проходил в железнодорожном колледже. В настоящее время система получения образования совершенно другая. Но уже тогда, прежде чем молодой человек сдавал он проходил медицинскую комиссию. В настоящее время практически в любом депо вновь устраивающегося будущего помощника машиниста предварительно отправляют в поликлинику. Итак, какие врачи основные? Давайте перечислим:

  • терапевт;
  • окулист;
  • кардиолог;
  • невролог;
  • хирург.

Перечислены не все специалисты. Кроме того, вас направят в районную поликлинику за картой, в психоневрологический и наркологический диспансер. Очень важно, чтобы вы не состояли там на учете.

Терапевт вас слушает, спрашивает, есть ли жалобы на что-нибудь. Далее вам измерят артериальное давление. Оно должно быть в норме. Ни в коем случае не принимайте никакие препараты, чтобы симулировать хорошее состояние. Помните о том, что несчастные случаи с работниками транспорта случаются именно по этой причине: умалчивание о болезни.

У лора вам предстоит проверить слух, нос, горло, рот. Чуть-чуть пониженный слух на одно ухо уже является основанием, чтобы в заключении написали: «Не годен». Поэтому, если у вас есть проблемы в данной области или хотя бы регулярный звон в ушах, вас не пропустят в помощники машиниста.

Зрение у вас должно быть стопроцентным. Не должно быть отклонений и в цветовосприятии. Окулист очень тщательно проверяет ваши глаза. Если вы носите контактные линзы или делали лазерную коррекцию, то скрыть это не сможете. По-любому вы медкомиссию не пройдете.

Кардиолог должен на ЭКГ увидеть только идеальную кардиометрию без каких-либо отклонений.

Хирург осматривает вас, чтобы убедиться, что у вас целы все конечности и нет каких-либо нарушений в осанке. Координация движений также важна.

Профотбор

Поздравляем, если вы прошли медицинскую комиссию! Вы полагаете, что теперь можете рассчитывать на будущую должность «помощник машиниста»? Обучение предстоит вам не завтра, поверьте. Вам еще нужно пройти профотбор. Если вы успешно прошли всех врачей, то у психолога, к сожалению, можно проиграть.

Вас посадят за монитор, вы должны с ловкостью находить только что появившуюся точку на экране. Если у вас отличная реакция и повышенное внимание, то у вас все получится, важно не отвлекаться.

Возможно, вам придется пройти и другие виды тестирования. Все зависит от предприятия: метрополитен или РЖД. А также большую роль играет вид локомотива.

Сфера деятельности

Выберите заранее, где вы хотите работать: в метро или на железной дороге. Хотя и планируется в скором времени на московском метрополитене полностью отказаться от работы в два лица, то есть, не нужен помощник машиниста. Обучение в настоящее время ведется с уклоном, что вы будете потом работать только машинистом. В других метрополитенах, возможно, пока работают в два лица, но не везде.

На железной дороге, напротив, требуются оба. Помощник машиниста электропоезда РЖД обучение проходит в учебно-производственном центре и непосредственно у машиниста, к которому его закрепляют.

Виды локомотивов, электропоездов и особенности обучения

В метрополитене существуют электропоезда, мотовозы и дрезины (хозяйственные поезда). На кого вам учиться, выбираете сами. Обращаться нужно в электродепо, которое ближе всего к вашему дому.

На РЖД видов локомотивов больше:

  • мотор-вагонный подвижной состав (пригородные электрички);
  • электровоз (пассажирский или грузовой);
  • тепловоз (пассажирский, грузовой, магистральный/маневровый);
  • хозяйственные поезда и восстановительная техника.

Практически на всех (кроме маневровых) работа ведется в два лица.

Электропоезд

Обучение помощник машиниста электропоезда проходит около 3-4 месяцев. За это время он должен изучить все азы, касающиеся обязанностей, строения вагонов, узнать о возможных неисправностях и как их определить.

Электровоз

Не хотите работать на электричках, вас больше привлекает электровоз? Тогда вам нужно идти не в моторвагонное (локомотивное) депо, а в электродепо. Обучение помощника машиниста электровоза намного проще. Стоит отметить, что многие железнодорожные вузы и техникумы на летнюю практику направляют студентов (добровольцев) работать на РЖД. Время будет потрачено только на прохождение медкомиссии. Затем, если вы ее проходите (и психолога тоже), вас ставят дублером. То есть в кабине вас будет трое: машинист, помощник машиниста и вы. Ваша задача - наблюдать, задавать вопросы по теме, обучаться. Если вы успешно сдаете экзамен/зачет инструктору, то вас допускают к работе.

Тепловоз

Примерно такая же система обучения на тепловозе. Но хочу вас предупредить, что работать на таком виде локомотива намного вреднее, так как идет выброс от дизельного топлива в атмосферу. Многие тепловозники, проработавшие десяток лет, страдают болезнями легких и верхних дыхательных путей. Помощник машиниста тепловоза обучение проходит так же, как и электровозник.

Обязанности и ошибки

Не важно, какой вид локомотива вы выбрали, метрополитен или РЖД, вы обязаны выучить три самых главных книги:


Вам могут задать любой вопрос из этих книг. Поэтому в первый же день работы приобретите их и начните читать, изучать. В принципе обучение на помощника машиниста (РЖД) сводится к трем задачам:

  • заветные книги: ПТЭ, ИСИ, ИДП;
  • азы по устройству и ремонту локомотива (в том числе сцеп и расцеп);
  • внимательность.

Ваша задача во время движения поезда - следить за свободностью пути, светофорами, скоростью. Вы должны контролировать действия машиниста, в том числе сверять: не превышает ли он скорость там, где этого делать не нужно. При экстренных ситуациях помощник должен сорвать стоп-кран, если машинист не предпринимает никаких мер.

Ошибки помощников машинистов: русское «авось» и «ничего не случится». К сожалению, из-за отвлеченности локомотивных бригад на РЖД случаются крупные аварии. Нередко дежурные стрелочного поста ошибочно переводят стрелки не по маршруту. Задача помощника: следить за тем, как расположена стрелка.

Зарплата и график работы

Средняя зарплата помощника машиниста на РЖД - около 20 000 рублей. Все будет зависеть от региона, стажа работы. На Московской дороге оплата намного выше.

Что касается графика, то магистральные машинисты и помощники не имеют стабильного. Им дается регламентированный межсменный перерыв (от 16 часов), а также месячная норма часов. Когда вызовут в следующий раз, локомотивная бригада может и не знать. Поэтому если вы человек свободный во всех смыслах, то смело выбирайте данную профессию. Стоит в заключение напомнить: помощник машиниста электропоезда РЖД обучение проходит в учебном центре, при этом он получает стипендию.

Вот мы с вами и изучили профессию помощника машиниста, рассмотрели все нюансы. А вам остается только ответить себе на вопросы: имею ли я крепкое здоровье и есть ли у меня желание?

Похожие публикации