Исследовательская работа на тему: зимующие птицы поселка Беседа. Познавательно –исследовательский проект «Зимующие птицы нашего края Исследовательская работа как зимует воробей

Продолжительность проекта: декабрь. январь, февраль.

Тип проекта: информационно - творческий.

Участники проекта: педагоги, дети, родители.

Возраст детей: 6-7 лет.

Введение ФГОС требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа интеграции, как условия повышения качества дошкольного образования. Одним из актуальных и эффективных методов, реализующих данный принцип, является метод проектов. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Сегодня мы расскажем о реализации проекта – «Зимующие птицы».

Актуальность проекта

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы. Проведя диагностическую беседу, предложив демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих и пролетных птиц, не все дети назвали правильно птиц которые остаются зимовать в нашем городе, а пролетных птиц они вообще не назвали. Из этого следует, что не достаточно у детей информации о птицах, что мало они наблюдают в природе за ними, что не сформированы у них навыки оказания помощи птицам зимой

Цель:

Формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.

Задачи:

Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.

Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.

Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

Реализацию проекта осуществили в три этапа.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный,

2 этап – основной (практический,

3 этап – заключительный.

1 этап – подготовительный.

Привлечь внимание родителей и детей к помощи зимующим птицам.

Формировать у детей умение и навыки по уходу за птицами в зимний период.

Воспитывать заботливое отношение, способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами.

Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

2 этап – основной (практический)

Создание творческой группы.

Довести до участников проекта важность данной проблемы.

Подбор методической и художественной литературы, иллюстративного материала.

Совместное составление плана над проектом

Игровая деятельность

Дидактические игры: «Что за птица? », «Четвертый лишний», «Узнай по голосу», «Угадай, птицу по описанию», «Чей хвост».

Настольные игры: «Домино», «Разрезные картинки».

Сюжетно-ролевые игры: «Птичий двор», «Лесная школа», «Больница птиц».

Театрализованные игры: «Где обедал воробей? »

Подвижные игры: «Перелетные и зимующие птицы», «Воробышки и автомобиль», «Птицелов», «Чья команда быстрее заполнит кормушки кормом? », «Совушка – сова».

Познавательная деятельность

Беседы: «Как узнать птиц? », «Кто от зимы не улетает? », «Пользу или вред приносят птицы? », «Меню птиц», «Как дети и родители заботятся о птицах».

Решение проблемной ситуации

«Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой? », «Как я спас птичку».

Коммуникация

Заучивание и чтение стихотворений: А. Яшин «Покормите птиц зимой», С. Михалков «Птичья столовая», А. Барто «Скачет шустрая синичка», В, Звягина «Воробей», Т. Евдошенко «Берегите птиц», А, Прокофьева «Свиристели», О, Григорьева «Синица».

Чтение рассказов: Г. Скребицкий «Появились синички», В. Бианки «Синичкин календарь», «Холодно в лесу, голодно», Л. Воронкова «Птичьи кормушки».

Составление рассказов по иллюстрациям.

Разгадывание загадок.

Художественное творчество

Рисование «Снегири на ветке»;

Оригами «Снегири»;

Лепка «Ворона»;

Аппликация «Синички и снегири».

Музыкальная деятельность

Работа с родителями

Консультация на тему: «Из чего можно сделать кормушку для птиц».

Конкурс на лучшую кормушку.

Консультация на тему: «Они остались зимовать, мы им будем помогать».

Выставка «Птичка - сделанная своими руками».

Фотоконкурс «Птицы и люди».

Акции

«Добрая зима для птиц».

«Сало – любимое лакомство синичек».

«Хлебные крошки для птиц».

3 этап – заключительный

Оформление результата проекта в виде презентации.

Организация и участия родителей в выставке «Лучшая кормушка для птиц».

Проведения итогового занятия с родителями «Зимующие птицы».

Результаты реализации проекта

Расширен кругозор детей о зимующих птицах.

Улучшилась предметно-развивающая среда.

У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

У детей появилось желание помогать птицам в холодное время года.

Дети и их родители приняли активное участие в оказании помощи зимующим птицам.


Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение
для детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
КГБОУ «Яровской детский дом»
658839.Алтайский край, г. Яровое,квартал «А» дом 41
Тел/факс(38568)20450, 25658
E­mail:detdom,у[email protected]
Исследовательская работа на тему
«Поможем зимующим птицам»
Выполнили воспитанники КГБОУ « Яровской детский дом»
Вильмс Игорь

Руководитель воспитатель Волик Мария Сергеевна

Содержание
1. Актуальность темы…………………………………………………...3
2. Цели и задачи…………………………………………………………3
3. Введение………………………………………………………………4
4. Где зимуют птицы?...............................................................................5
5. Помогите птицам зимой……………………………………………....7
6. Исследовательская работа……………………………………………9
7. Заключение…………………………………………………………...12
8. Список использованной литературы……………………………….13
9. Приложение…………………………………………………………I­ VII
2

Актуальность темы
По мнению орнитологов наибольшую опасность для зимующих птиц
представляет не холод, а недостаток пищи. Поэтому особое значение имеют
такие меры, как развешивание кормушек, подкормка птиц.
Так кто же, как не мы, позаботимся о братьях наших меньших – о зимующих
птицах.
Обсудив проблему зимовки птиц, мы со своей семьёй решили изучить
биологию зимующих птиц и организовать “зимние столовые” для пернатых на
территории нашего дома.

Проблема
Какие птицы зимуют в нашей местности?
Как помочь перезимовать птицам?
Цель:
Организация зимней подкормки птиц.
Задачи:
1. Изучить литературу о зимующих птицах.
2. Получить знания о зимующих птицах.
3. Подготовить информационный материал.
4. Изготовить кормушки и развесить их.
Методы исследования:
1. Получить информацию из книг и журналов.
2. Наблюдения.
3

Введение.
3. Исследование.
4. Подумать.
Покормите птиц зимой!
Приручите их в мороз
Чтоб без песен не
Пришлось
Нам встречать весну.
А.Яшин.
Зима ­ особенно трудный период в жизни птиц, которые остаются зимовать в
наших краях.
В это время они особенно нуждаются в нашей заботе – подкормке. И помочь
им должен каждый, ведь из 10 синиц до весны доживает только 1­2, а
остальные гибнут от голода.

нуждаются в нашей помощи.
Наступившее похолодание застаёт врасплох не только людей, но и птиц.
Замёрзшие и нахохлившиеся птахи словно напомнили нам о необходимости
зимней подкормки. Занятые своими делами, в повседневной суете, мы нередко
забываем о своих пернатых друзьях, бескорыстно помогавших нам бороться с
вредными сорняками и насекомыми летом. А много ли мы видели кормушек в
нашем городе? А помни ли мы, когда последний раз кормили птиц? А ведь
кормушка может стать настоящим спасением для птиц.
4

Где зимуют птицы?
Осенью многие птицы покидают свои родные места и летят зимовать на юг.
Большинство из них хорошо переносят зимнюю стужу, но зимой под снегом и
льдом они не могут найти себе пищу, поэтому не холод, а голод заставляет их
отправляться в дальнее путешествие. Не все птицы улетают на зиму в тёплые
края. Остаются те, которые могут зимой находить себе пропитание.
Тихо в лесу зимним утром. Чернеют стволы и сучья голых деревьев. На
зеленых лапах елей и сосен лежат пухлые подушки снега. Ни шелеста, ни
звука. И кажется: нет никого во всем лесу. Но если прислушаться, то можно
услышать пение птиц. Это поют птички, которые остались зимовать.
Зимующие птицы ­ те, которые зимой не улетают на юг. У них с осени
образуются толстый слой подкожного жира, который помогает им переносить
голод и холод. Эту группу составляют все оседлые и прикочевавшие в данную
местность на зимовку.
Зимующие птицы делятся на 2 вида:
Кочующие птицы ­ птицы, живущие на далёком севере, и они ежегодно
кочуют в пределах определённый области, не улетают в страны с тёплым
климатом (белые совы, клесты, снегири, гусь­гуменник).
Оседлые птицы ­ птицы, которые круглый год живут в одной местности и не
улетают на зимовку, так как могут найти корм в холодное время (голуби,
воробьи, сороки, галки, дятлы, тетерева).
Птицы летят зимой в города и поселки, чтобы кормиться. И это понятно. Но
не нужно думать, что в лесу их вовсе не остается.
Загляните в лес птиц там немало. Вон под деревом мелкие крестики
крошечных птичьих следов. Три пальца вперед и один назад. А по бокам две
тонкие линии. Здесь черкнула птичка крыльями, когда взлетела.
5

Вон там, на березе, пара птичек: они прицепились к висящим веточкам, одна
даже вниз головой. Бойко перескакивают они с одного сучка на другой в
поисках пищи. Желтогрудая, маленькая птичка с белыми щечками и
зеленоватой спинкой. Это синичка.
На зиму эти птицы не улетают в теплые страны, но в поисках корма стайки
синиц появляются вблизи жилья даже в городах. Там, где корма много,
синицы задерживаются. Подкармливая, их можно удержать в своем саду.
Птички заметили нас и улетают. Но если мы остановимся и не будем
двигаться, синицы быстро успокаиваются. Может быть, через несколько
минут они даже вернутся на то же дерево. Что за беспокойные птички? Ни
минуты не посидят. Все движения их порывисты и быстры. Никогда нельзя
знать, что они сделают в следующую секунду.
Торопливо шныряют синицы по деревьям, производя самый зоркий осмотр
стволов и ветвей от зимующих здесь насекомых, среди которых немало
вредителей. Какую же полезную работу для леса выполняют синицы? За один
день синица успевает побывать на сотнях, а может быть, и на тысячах веток. И
там они съедают множество зимующих яичек, куколок и гусениц. Скажите, а
чем питаются синички в городе? Трудно ли им зимовать? Чем мы можем
помочь им? Как можем подкармливать их? Где развешивать кормушки?
Верно, голодом страшна зима птицам, а не холодом. Если сыта птичка ­ и
тепло ей под пухом и перьями. Птиц можно подкармливать семенами
подсолнечника, тыквы, арбуза. При этом семена лучше раздавливать. Нельзя
давать птицам жареные семена. Также их можно кормить крошками белого
хлеба. Охотно птицы едят творог и маргарин. А синицы любят клевать
несоленый жир и мясо.
Кормушки надо развешивать в местах, спокойных для птиц и доступных для
того, чтобы своевременно подсыпать корм. Хорошо кормушку установить на
балконе квартиры. Через окно удобно вести наблюдение за птичьей столовой.
Для различных птиц нужны различные корма. Семена подсолнечника едят
почти все птицы, и в первую очередь, синицы и поползни. Семена дыни и
тыквы все, кроме поползней и синиц. Овес едят овсянки, воробьи. Ягоды
рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей. Сырое несоленое
сало – превосходный корм для синиц, ворон, сорок. Птицы любят хлебные
крошки.
6

Помогите птицам зимой.
Наступила зима. Земля, вода и лес - все покрыто снегом, кажется, все
кругом погрузилось в сон.
Замерли травы, кусты и деревья. Под снежным покрывалом затаились,
застыли многие животные. Замерли, но не умерли.
Хорошо тому, у кого теплое, уютное логово, берлога, норка или гнездо.
Хорошо тому, у кого запасов полная кладовая. Поел, свернулся калачиком -
спи крепко, смотри сладкие сны.
А птицы сильно страдают зимой от холода и голода. Ледяной ветер гуляет,
носится между домами и деревьями, забирается и под тугие перышки. Не
усидеть маленьким птичкам ни на земле, ни на ветке: все покрыто снегом,
стынут лапки. Надо прыгать, летать, чтобы как­нибудь согреться. Ох, как
трудно им приходится! Ищут они, где бы укрыться от холода, от страшного
зимнего ветра.
Февраль - самый трудный для птиц месяц. Месяц лютого холода и голода.
Зима чувствует, что скоро ей придется уступить свои права, вот она и злится:
то морозом ударит, то заметет поземкой. Хуже всего, когда после дневной
оттепели ударит ночью мороз и сразу заморозит снег сверху. Такая ледяная
корка на снегу - наст - крепкая, жесткая, скользкая. Ее не разбить ни
слабыми лапками, ни клювом. Как птицам достать подо льдом пищу -
травку, зернышки? У кого нет силы пробить стекло ледяной корки, тот
голодает.
Но хорошо известно: кто сыт, тому холод не страшен, поэтому мы должны
помогать своим маленьким, слабым пернатым друзьям. Им много не надо. Кто
7

даст зернышек, кто - сальца, кто - ягод, кто - хлебных крошек. А сколько
их можно спасти от голодной смерти!
Мы можем устраивать для птиц маленькие бесплатные столовые во дворах и
прямо у себя на балконах. Можем вывешивать из окна кусочки хлеба на
ниточке или устанавливать во дворе кормушки с зерном и хлебом. Воробьи и
другие наши зимние гости целыми стайками будут с радостью посещать их. А
синички очень любят сало. Только не соленое, конечно: от соленого у них
заболят животики. Можно взять деревянную палочку, высверлить в ней ряд
дырочек и залить дырочки горячим салом - свиным или говяжьим. Нужно
дать салу остыть и вывесить палочку за окно, а еще лучше - повесить на
дерево во дворе. Веселые маленькие гости не заставят себя долго ждать. А в
благодарность за угощение покажут разные трюки: кувырканье вниз головой,
скок вбок и другие.
Помогайте маленьким пернатым друзьям зимой! Приглашайте этих милых и
забавных птичек к себе в гости, чтобы полюбоваться и досыта накормить в это
трудное для них время!

Морозы жестокие в этом году.
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку: в её конуре
Такой же морозище, как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц:
За наших воробышков, галок, синиц.
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить, и тогда
Им будет легко пережить холода.
Е.Благинина
8

Исследовательская работа.
В нашей местности на зиму остаются до 30 видов птиц: воробьи, вороны,
галки, сороки, дятлы и др. Летом их весёлое пение, яркое оперение оживляет
природу и радует человека. А сколько пользы приносят птицы! Но с
наступлением зимы им приходится очень трудно. Страшнее всего голод.
урожая рябины красной, калины, шиповника. Каждому из нас следует
развесить кормушки в парках, у себя дома и подкармливать голодающих птиц.
Поэтому я хочу предложить ученикам нашего класса организовать «птичьи
столовые».
Когда за окном по ночам трещат от мороза деревья, когда кажется, что всё
живое замёрзло, заледенело, мы должны помочь маленьким птичкам пережить
это тяжёлое время. Им трудно прокормиться самостоятельно. Птицы
нуждаются в нашей помощи.
Для этого можно сделать кормушки. Кормушки могут быть разных
конструкций: кормовые столики, лотки, кормушки­домики, кормушки­
булавки, кормушки­крючки. Корм у нас – хлебные крошки, семечки, пшено.
У нас дома есть « большая птичья столовая». Каждый год мы её делаем на
одном и том же месте. Папа расчищает от снега площадку в огороде, мама
готовит корм, а мы с сестрой кормим птичек.
9

Для корма мы взяли сухие ягоды рябины, семечки, зерно, перемешали и
залили растопленным жиром. Смесь поместили в холодильник на 2 часа.
Когда жир застыл, этот корм выкладывали в кормушку. В тот же день
прилетела первая крупная взрослая синица на разведку. Каждый день
добавляли в кормушку семечек, булки, творогу, даже остатки геркулесовой
каши. К моей кормушке стали прилетать синички стайками.
Я думаю так им легче находить корм и спасаться от хищников. Если не было в
кормушке корма, то самые смелые стучали в окно, чтобы напомнить о себе.
Синички кушали всё, кроме пшена. Видно оно им не нравится. Оказывается,
синицы сами просили себя так называть. Потому, что они зимой поют: «сии­
сии», а летом « си­ни­ца ».
Ко мне на кормушку прилетают только большие синицы. А ещё есть синица­
лазоревка, московская, хохлатая, гаичка. Я наблюдала за воробьями и
синицами. Оказалось, что эти птицы отличаются друг от друга. Сестрички­
синички добрые, дружные, а вот воробья называют юркий плут, воришка,
забияка, драчун и первейший нахал. Я с этим согласена. На моей кормушке
они дерутся, кричат, спорят за корм и сталкивают друг друга вниз.
Воробьи живут и летают стайками. Так им легче добывать корм и защищаться
от врагов. Едят воробьи всё подряд. На зиму переселяются поближе к жилью
человека.
В отличие от многих птиц, воробьи остаются зимовать там, где родились и
жили. Поселяются в укромном местечке, где­нибудь под крышами домов, в
дуплах старых деревьев. Гнёзда всегда простые, не отличающиеся ни
красотой, ни уютом. В тёплое время питаются насекомыми, приносят тем
самым пользу сельскому хозяйству.
Однажды мама(ВОСПИТАТЕЛЬ) положила в кормушку остатки
замороженной рыбы. Вскоре прилетел дятел. Он соблазнился на это угощение.
Дятлов называют лесными докторами. Оказывается, они долбят только
поражённые личинками деревья. Крепким, зазубренным длинным язычком они
вытаскивают личинок. Меня поразило, что у дятлов клюв служит
музыкальным инструментом. И только дятел может сидеть «солдатиком» на
дереве, помогая себе упругим хвостом. А ещё у маленьких дятлов с детства
мозоли на лапках, потому, что сидят они на твёрдом полу в дупле. Нет у них
мягкой подстилки. В брошенных дуплах дятлов с удовольствием селятся
другие птицы и животные.
А ещё ко мне на кормушку прилетают сороки, вороны, снегири, голуби,
свиристели.
Я взяла в библиотеке книги: «Школа юннатов» Анатолия Онегова и «Книга
природы». Из них я узнала, что у нас живут и зимуют такие птицы, как:
сорока, ворона, голубь, сойка, поползень, пищуха, снегирь, свиристель.
10

Я узнала, что пищуха как серенький комочек «катится» по дереву,
одновременно пищит и личинок ищет. Теперь я могу отличить поползня от
других птиц. Он бегает по деревьям вверх и вниз головой так быстро, как
будто ползает.
У снегирей, оказывается, красная грудка только у взрослых самцов. А живут
они в наших лесах, как синицы, к людям прилетают только подкормиться.
Я узнала, что сойка большая любительница желудей. И «садит» она жёлуди в
самых неожиданных местах.
За яркий наряд одну птичку прозвали щеглом. Зимой щеглы живут стаями, а
летом парочками.
Я раньше думала, что сорока разбойница, воровка, всё тащит в гнездо. А
оказалось она добрая мама, аккуратная и чистоплотная.
А ещё к нам прилетают зимние гости­свиристели.
Из журнала я узнала, что Союз охраны птиц России ежегодно выбирает
птицу года. Ранее такой титул носили лебедь, зимородок, сова, снегирь.
Птицей 2010 года назван чибис. Выбор чибиса птицей 2010года не случаен.
Популяция этого одного из самых крупных куликов в последние годы
стремительно сокращается. Во многих регионах России чибис
преимущественно гнездится в сельхозугодьях, поэтому зависит от
деятельности человека. Чибисы погибают от сельскохозяйственной техники
при перепахивании полей, из­за собак, кошек. Чибис – птица перелётная, на
места гнездовья прилетает очень рано, когда появляются проталины, с первой
волной мигрантов: жаворонками, синицами. Гнездо устраивает в ямочке на
земле, которая выстилается очень скудно сухой травой. Самка кладёт 4 яйца,
которые высиживает совместно с самцом. Птенцы выводятся «одетыми» в
густой пух, зрячими, способными клевать. Вылупившихся птенцов родители
уводят в более защищённые места. В случае тревоги птица взлетает, легко
выдаёт своё присутствие надоедливо звучащим, заунывным, часто
повторяемым криком «Чьи­вы…Чьи­вы».
Питаются чибисы насекомыми и их личинками, а зимуют в Закавказье,
Средней Азии, в районе Средиземного моря.
Птицы – санитары леса и сада. Они уничтожают вредных насекомых. Очень
полезно привлекать птиц в наши сады. Для этого нужно прикармливать их с
кормушек и строить им домики. Весной и летом пернатые друзья
отблагодарят нас весёлым пением и своей красотой.

Заключение
В итоге проведённых наблюдений я научилась:
1)делать кормушку из бросового материала (пластиковой бутылки, коробки
из­под сока или молока…), а также прикреплять на кормушке­булавке
кусочки сала;
2)кормить птиц различным кормом;
3)рисовать птиц.
Я узнала:
1)какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам
на зиму;
2)как различить птиц по окраске;
3)какие корма предпочитают птицы;
Сделала выводы:
1)птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла: чем
ярче светит солнце, чем теплее, тем больше птиц на улице, тем они активнее;
12

2)птицы наиболее активны в середине дня (в обеденное время), так как это
самое тёплое время суток.
3)наиболее предпочтительными кормами являются семена подсолнечника,
кусочки несолёного сала. Вероятно потому, что эти продукты содержат жиры,
которые наиболее ценны и питательны для птиц в холодное время года, так
как дают больше всего энергии.
Мне понравилось кормить птиц и наблюдать за их поведением. Однажды,
когда я вышла посмотреть на птиц поближе, одна синичка села мне на
плечо, будто хотела поблагодарить. Это было моё самое яркое
впечатление от подкормки птиц.
Краткая аннотация проведённого исследования.
Птицы этой зимой голодают, потому что осенью прошлого года не было
урожая рябины красной, калины, шиповника. Я решила, что следует развесить
кормушки в парках, у себя дома и предложила сделать это всем ученикам
нашего класса. Теперь мы ежедневно подкармливаем птиц.

Использованная литература:
1. Анатолия Онегова «Школа юннатов»
2. Детская энциклопедия «Что такое, кто такой?»
3.«Книга природы»
4.Фотографии чибисов
5. http://www.vegetarian.ru/news/detail.php?ID=3018
6. http://ecoportal.ru/news.php?id=42052
7.Т.Д.Нуждина « Мир животных». Энциклопедия.
13вида и формы.
Кормушка из бутылки из-под минералки
для подкормки мелких птиц у дома, особенно синиц, можно сделать
кормушку даже из пластиковой бутылки (1; 1,5 или 2 л). Не годятся бутылки
из-под сладких напитков - их надо промывать. Непрозрачные бутылки
будут затруднять вам наблюдение за птицами. В средней ее части вырезают
друг против друга два квадратных отверстия со стороной 8 см, куда засыпают
корм (все операции с острыми предметами должны производиться взрослыми
или детьми под присмотром взрослых) Если отверстие будет больше, то есть
вероятность, что всю подкормку даже из подвешенных кормушек съедят
сизые голуби. По нижнему краю квадрата нарезается бахрома, которая
загибается внутрь или наружу или край заклеиваются изолентой, чтобы птицы
не повредили лапки об острые края пластика. В днище бутылки острым
ножом протыкаются узкие прорези для стока воды во время непогоды. В
крышке шилом делается два отверстия, в которые вставляется шнур длиной
20-ЗО см, на концах которого изнутри завязываются узелки. Крышка
прикручивается назад и получается хорошая петля, за которую кормушку
можно повесить на сучке или на гвоздике, балконной антенне.
Уборка
Кормушки следует хотя бы раз в неделю очищать от шелухи, мусора,
экскрементов и снега, сметая их веником. На площадках вокруг кормушек
также надо поддерживать чистоту.
По окончании сезона подкормки кормушки убирают, ремонтируют и
складывают в хранилище до следующего сезона.
ЧТО­НИБУДЬ ОРИГИНАЛЬНОЕ
И ВКУСНЕНЬКОЕ? ПОЖАЛУЙСТА!
Мы предлагаем вам несколько рецептов блюд для птиц, которые вы сможете
приготовить самостоятельно либо с помощью старших братьев, сестер или
родителей. “Сладкая шишка” Перемешайте, разминая пальцами 140 г муки,
горстку изюма или семечек подсолнуха, 30 г маргарина и 40 г топленого
15

свиного жира, чтобы сделать смесь глиноподобной, добавьте столовую ложку
теплой воды. Затем, отрывая небольшие кусочки от образовавшейся массы,
пальцами вминайте их в пустую раскрывшуюся сосновую или еловую шишку.
Когда наполните все отверстия - блюдо готово. Привяжите шишку возле
окна и понаблюдайте, как птицы прилетят кормиться сделанным вами
блюдом.
“Раскрошенное личинковое тесто” На самом деле в этом рецепте нет никаких
личинок!
Насыпьте примерно 8 г муки в миску и перемещайте, разминая ее с 30 г
белого маргарина. Когда масса станет однородной, подождите пока она
высохнет, а затем разотрите ее в руках - получатся белые личинки
различного размера! Их можно высыпать в вашу птичью столовую, или
наполнить ими какие-либо другие приспособления для птиц.
С чего начинать подкормку птиц
Что же нужно для того, чтобы начать подкармливать птиц?
На самом деле нужно всего лишь ваше желание. Вовсе не обязательно
начинать подкормку с подготовки и строительства сложных кормушек,
массового заготовления кормов или приготовления сложных блюд. Начинать
нужно с наиболее простых кормушек. Ну а простейшие корма: семечки,
хлебные крошки, сало и др. найдутся в любой семье.
Я сделала кормушку из пластиковой бутылки с крышей, чтобы не попадал
снег. Стала подкармливать голодающих птиц и вести наблюдения. Корм –
хлебные крошки, семечки, пшено. А ещё мы взяли сухие ягоды рябины,
семечки, зерно, перемешали и залили растопленным жиром. Смесь поместили
в холодильник на 2 часа. Когда жир застыл, этот корм выкладывали в
кормушку.

Актуальность.

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.

Тип проекта: информационно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: краткосрочный.

Возраст: 6 - 7 лет.

Участники: педагог,дети и родители подготовительной группы.

Этапы проекта

1 этап – подготовительный

  • обсуждение целей и задач воспитателями, детьми, родителями;
  • создание необходимых условий для реализации проекта;
  • перспективное планирование проекта.

2 этап – основной (практический)

  • внедрение в воспитательно-образовательный процесс методов и приёмов на расширение знаний детей о зимующих птицах;
  • продуктивная деятельность детей.

3 этап – заключительный

  • презентация проекта,
  • отчёт о проведении акции «Помоги птицам!».

Реализация проекта

1 этап

Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.

Задачи:

1. Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

2. Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников

3. Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

Ожидаемый результат:

1. Расширение кругозора детей о зимующих птицах.

2. Улучшение предметно-развивающей среды.

3. Активное участие детей и родителей в выставке «Лучшая кормушка для птиц»

2 этап

Основной (практический)

Мероприятие Задачи
Формирование целостной картины мира«Знакомые незнакомцы»,чтение Б.Брехт «Зимний разговор через форточку» Воспитывать заботливое отношение к птицам. Закрепить знания о приспособленности птиц к зимнему периоду. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц.
Наблюдение за воробьями.Чтение С.Есенин «Поёт зима – аукает» Уточнить представления детей о повадках воробьёв, отметить, в какое время года они прилетают к кормушке, какой корм предпочитают, как долго находятся на кормушке. Предложить детям проверить правильность народной приметы «Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглажены – к теплу». Обсудить с детьми, почему в морозы воробей сидит, нахохлившись.
Беседа «Птичья столовая» Поговорить с детьми о важности их работы по подкормке птиц; учить чувствовать себя причастным ко всему живому. Воспитывать бережное отношение к птицам, ответственность; поощрять стремление приносить пользу, помогать птицам зимой.
Трудовая деятельность:подкармливание птиц. Предложить желающим взять на себя ответственность за очистку и наполнение кормушки, учить подбирать корм с учётом того, какие птицы прилетают на участок. Предложить пояснить, почему особенно важно подкармливать птиц после сильного снегопада и гололёда. Поощрять стремление заботиться о птицах.
Работа в кружке «Волшебный пластилин»:«Птицы на ветках» Расширять представление детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни птиц. Учить передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельности, создавать картины из тонких пластилиновых жгутиков. Научить изображать снегиря и синицу, передавать особенности внешнего облика. Развивать композиционные навыки.
Конструирование: «Голуби» (оригами) Воспитывать у детей бережное отношение к птицам. Закреплять знания детей о птицах, прилетающих на участок. Вызвать желание сделать голубя в технике – оригами. Закреплять умение детей работать с бумагой, складывать лист в разных направлениях.
Чтение В.Бианки «Птичий год: зима»,М. Н. Богданова «Домашний воробей» Знакомить детей с новыми литературными произведениями, продолжать формировать умение поддерживать беседу по содержанию прочитанного, воспитывать у детей любовь к окружающему, желание помочь птицам.
Рисование«Как мы кормили птиц» Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. Закреплять знания о приспособленности птиц к зимним условиям. Развивать самостоятельность в выборе изобразительных средств (цветные карандаши, краски, восковые карандаши). Развивать композиционные умения.
Настольные игры:«Зимующие птицы», «Собери картинку», лото «Птицы» Закреплять представление о зимующих птицах, их внешнем виде.
Подвижные игры:«Воробьи и кошка», «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках» Формировать представление о птицах и их повадках. Упражнять в прыжках на двух ногах. Развивать координацию движений, умение ориентироваться на площадке.
Дидактическая игра «Что хорошо, что плохо? Воспитывать у детей бережное отношение к птицам, желание заботиться и них, помогать им.

Работа с родителями:

Выпуск листовок, буклетов: «Покормите птиц зимой!», «Помоги птицам»

Организация выставки «Лучшая кормушка для птиц».

3 этап - заключительный

Оформление результатов проекта в виде презентации,

Представление отчёта по проведению акции «Помоги птицам!»

Отчёт о проведении акции «Помоги птицам!»

В акции приняли участие: дети подготовительной группы, старший воспитатель Пузанова И.Н., воспитатель Соловьева Н.В., родители воспитанников.

На территории ДОУ было развешано 14 кормушек изготовленных родителями из различных материалов: деревянные кормушки-домики, кормушки из коробок, из пластиковых бутылок.

В период проведения акции проводилась следующая работа:

  • Ежедневное кормление птиц;
  • Наблюдение за их поведением;
  • Использование разных кормов;
  • Учет количества птиц, их видов.

Освоение кормушек первыми начали синички. Сначала они подлетали с опаской к кормушкам, долго оглядывались, но постепенно освоились и перестали бояться детей. Воробьи прилетали небольшой стайкой. На кормушке они дерутся, кричат, спорят из-за корма. Если к кормушке прилетали синицы – воробьи улетали, как бы уступая им место. Прилетали к кормушке снегири. Вели себя настороженно и при малейшем приближении детей улетали прочь. Сороки и вороны прилетали по одиночке, на кормушки не садились. Они собирали корм внизу, под кормушками. Прилетали стайкой голуби. Корм собирали под кормушками, иногда подходили к детям на расстояние до двух метров. Свиристели прилетали на участок в отсутствие детей, на кормушки не садились.

За время проведения акции к кормушкам прилетали:

  • Синицы – 30;
  • Снегири – 4;
  • Воробьи – 15;
  • Вороны – 11;
  • Голуби – 14;
  • Свиристели – 13;
  • Сороки – 7.

В результате проведенной работы дети узнали:

  • Какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму;
  • Как различить птиц по окраске;
  • Какие корма предпочитают птицы.

Были сделаны следующие выводы:

  • Птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла, чем ярче светит солнце, тем больше птиц на улице, тем они активнее;
  • В ветреные дни птицы не прилетают;
  • Из кормов голуби и воробьи предпочитают семечки, а синицы – сало;
  • Воробьи, голуби, свиристели прилетают стайками, синицы по 3 - 4, сороки, вороны – по одиночки;
  • Кормушку посетили 7 видов птиц;
  • За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.

МБОУ «Алтуховская СОШ»

Проект

«ПОМОЩЬ ЗИМУЮЩИМ ПТИЦАМ»

Логутова Анастасия, учащаяся 2 класса

Клименко Диана, учащаяся 2 класса

Либенкова Полина, учащаяся 2 класса

Руководитель

учитель начальных классов

Костюкова Наталья Михайловна

2015 год

Проект: ПОМОЩЬ ЗИМУЮЩИМ ПТИЦАМ

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3

1. Актуальность выбранной темы ………………………. ……………3

1.1.Проблема проекта ……………………………………. ……………4

2. Цель и задачи проекта ………………………........……. …………….4

2.1.Планируемые результаты ……………………………. …………...4

2.2. Методы и приёмы работы над проектом …………... ……….…5

3.Этапы реализации проекта……………………..………... ………….5

3.1. Информационный этап …………………………...…… ………….5

3.2.Практический этап …………………………...……….................... . 6

3.3 Наблюдения……………………………………………..................7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………................................8

Список используемой литературы……………………..…………… 8

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………… 9-10

Введение

Идея создания проекта - проблема зимовки птиц нашей местности. Зимой птицам очень трудно найти корм из-за глубокого снега. В морозы огромное количество птиц погибает. Если постоянно подкармливать зимующих птиц можно помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега. А также сохранить их численность. Вот мы и решили вместе с родителями нашего класса создать проект о зимующих птицах.

Актуальность выбранной темы

Зима для птиц – самое трудное время года. Во время метелей и сильных морозов много пернатых погибает от голода и холода. Из-за глубокого снега корм становится малодоступен для маленькой птахи. Да и день короток. За несколько часов ей нужно найти достаточное количество корма, которого хватило бы на долгую холодную ночь. Особенно опасны для них обледенение и налипание мокрого снега. А остаться совсем без корма, да еще в сильные холода, даже для здоровой птицы означают верную гибель. Таким путем мы не спасаем птиц от полного вымирания, но благодаря нашей помощи до весны их доживет намного больше. Богаче будут наши леса и парки. Многие люди стремятся помочь пернатым соседям пережить этот трудный период, устраивая кормушки. Доброй традицией для учеников начального звена нашей школы стала работа по благоустройству «птичьей столовой» в школьном дворе.

Нам захотелось узнать: достаточно ли птицы зимой получают корма?

В этом году мы, ученики 2 класса, решили украсить уголок под окнами нашего класса кормушками. Это будет для птиц полезное и уютное место обитания, а для нас – красивый уголок, который будет вызывать положительные эмоции. Вот почему свой проект мы считаем очень значимым и актуальным. Тогда мы задали два важных вопроса.

Какие птицы остаются зимовать?

Какую помощь должен оказывать человек зимующим птицам?

Цель проекта:

Изучить зимующих птиц нашей местности и способы оказания им помощи в трудное зимнее время.

Задачи проекта:

1.Расширить представления об особенностях жизни зимующих птиц нашей местности и о роли человека в жизни птиц;

2.Наблюдать за поведением зимующих птиц и изучать отличительные признаки внешнего вида пернатых;

3.Изучить «зимнее меню» наших пернатых соседей и открыть новую «птичью столовую» « Налетай-ка!»;

План наших действий:

1.Обсуждение целей и задач

2.Придумывание эскизов кормушек.

3.Изготовление кормушек из разного материала.

4. Открытие «Птичьей столовой».

5. Наблюдение за поведением и подкормка птиц на кормушках.

6. Фотоотчет по теме «Как мы помогали зимующим птицам»

7. Оформление и раздача листовок "Покормите птиц зимой".

Планируемые результаты:

Иметь представление о зимующих птицах;

Совместно с родителями изготовить кормушку;

Регулярно подкармливать птиц зимой;

Наблюдать и фиксировать наблюдения в дневнике;

Любить и бережно относиться к природе.

Фотоотчет по теме «Как мы помогали зимующим птицам»

2. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

1.Наблюдения;

2. Сбор информации;

3. Работа с литературой;

4. Экскурсии;

5. Обработка собранной информации;

3. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1. Информационный (Логутова Анастасия учащаяся 2 класса).

Задачи: расширить представления о жизни зимующих птиц в условиях сельской местности, о приспособленности, особенностях их поведения и питания.

На дворе стоит зимняя стужа. Все дорожки покрылись снежным ковром. Пруд покрыт льдом. Ночью бывают сильные морозы. Тяжело в такую пору птицам, которые зимуют в наших краях. Многие птички погибают. Вот мы и решили помочь птицам.

Мы придумали листовки и раздали их учащимся нашей школы. (приложение 1)

Воробьи держатся вблизи жилья человека, сооружают себе особое зимнее гнездо в щелях домов, под крышами, даже в пустых скворечниках. Как бы ни было голодно, если воробей нашёл корм, он, прежде всего своим щебетом приглашает своих собратьев к обеду.

Синицы селятся в самых разных местах. Любят жить в лиственных лесах, устраивают гнёзда в старых гнёздах белок, в дуплах дятлов. Зимой часто ищут ночлега возле жилых домов. Иногда поселяются и в почтовых ящиках. Зимой птицам могут помочь только люди. Когда ночная температура упадёт до –10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10% собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего утра им нужен корм.

На ветках рябины устраивают столовую снегири. Кормится ягодами, выедая из них семена, оставляя мякоть.

Основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.

Вывод: зимуют в нашей местности только те птицы, которые хорошо приспособились к выживанию: синицы, воробьи, дятлы, сойки, клесты, снегири, вороны.

2. Практический (Клименко Диана учащаяся 2 кл).

Задачи: сделать и развесить кормушки для птиц, содержать их в чистоте. Следить, чтобы в кормушках постоянно был корм.

После информационного этапа мы приступили к практическому. Мы сделали и повесили 10 кормушек.

Кормушки лучше делать самые простые – использовать пакеты из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку. Кормушки должны быть в чистоте, чтобы не стать источником болезни. Птицы возле кормушек появляются с самого рассвета, поэтому корма надо засыпать с вечера. Во время морозов и метелей это нужно делать каждый вечер.

Мы составили памятку “Как подкармливать птиц” (приложение №2) и раздали ребятам начальных классов.

Вывод : зимующие птицы постоянные гости кормушек. (Приложение №3)

3. Наблюдение (Либенкова Полина учащаяся 2 класса).

Задачи: отмечать в дневниках наблюдений результаты: какие птицы прилетали к кормушкам, какой корм употребляли; подсчитывать число птиц, прилетающих к кормушке в течение одного часа, наблюдать за поведением птиц.

Пример из таблицы наблюдений за птицами Либенковой Полины. (приложение3)

РЕЗУЛЬТАТЫ НАБЛЮДЕНИЙ

Изучив литературу, мы составили таблицу о видах корма для птиц, которых мы наблюдаем на территории школы (Приложение 3). Из таблицы видно, что основной корм для птиц семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Белый хлеб нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь – крупные замерзшие куски они не смогут клевать. Чёрный ржаной хлеб птицам вреден. Нельзя предлагать птицам (перловую крупу, горох и чечевицу), разбухая в желудке, они могут вызвать мучительную смерть. Из круп птицы охотно любят поедать овсянку "Геркулес" и пшено. Любят птицы клевать ягоды рябины. Каждый день мы наполняли кормушки различными видами корма и проводили наблюдения за кормушками в течение часа. Наблюдения проводились как на улице на территории школы, так и из окна класса.

Выводы :

После того как мы повесили кормушки, мы заметили что птиц на территории школы стало больше. В холодную погоду на кормушки прилетает больше пернатых гостей, чем в тёплую. Поэтому обязательно нужно подкармливать птиц.

Мы заметили, что на территорию школы прилетают снегири, воробьи, синицы, вороны. Больше всего на кормушки прилетало воробьёв. При анализе наблюдений мы выяснили, что синицы прилетали в те кормушки, в которые мы клали кусочки сала, мяса и семечки, а воробьи в любую кормушку, снегирь же прилетал в удалённые кормушки с семенами и ягодами рябины.

Таким образом, если постоянно подкармливать зимующих птиц, мы поможем им пережить холодный период года, и сохраним их численность.

4.Заключение:

Проведя наблюдения, мы сделали следующие выводы:

1. В нашем крае зимуют только приспособленные к выживанию в холодных погодных условиях птицы.

2. Сытой птице мороз не страшен.

3. Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.

Список литературы

1. Амченков Ю.А. Великолепная энциклопедия животных / Ю.А. Амченков // ООО «Издательская группа Аттикус». - 2008. - 256с.

(с.123)

4. «Птицы. Атлас- определитель»,М. «Просвещение»,1999г.

5. «Я познаю мир. Птицы», М. «АСТ», 2001г.

6. Ресурсы Интернета: http://www.ecosystema.ru/

Приложение №1.

Листовка – обращение.

Дорогие ребята!

Зимой очень трудно птицам. Они ждут нашей помощи.

Сделайте и развесьте кормушки!

Не забывайте подсыпать корм! Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.

Птицы – наши друзья! Весной они нас отблагодарят.

Ученики 2 класса.

Приложение №2.

Памятка “Как подкармливать птиц”.

1. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.

2. Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.

3. Кормушки нужно держать в чистоте.

4. Следите, чтобы в кормушке не было снега.

5. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.

Приложение № 3

Птицы

Кормушка

Корм

Способ употребления

Число птиц за 1 час

Воробьи

Устойчивая крепкая

любой

Клюет у кормушки

0-6

Синицы

Маленькая из-под молочных продуктов

Семечки подсолнечника, тыквы, дыни, сало, овсянка, пшено.

Выбирает по зернышку, клюёт зажимая лапками

0-4

Снегири

Бусы из семян и фруктов

Рябина, семена

Клюёт аккуратно, без мусора.

0-2

Вороны

На земле

Всё

Ест смело, быстро

0-1

Приложение № 4


Учебно-исследовательская работа

«Воробей мой, воробьишка»

Работу выполнили учащиеся

начальных классов

МБОУ «Лекаревская средняя общеобразовательная школа»

ЕМР РТ

1.Введение

Воробей мой, воробьишка!

Серый, юркий, словно мышка.

Глазки-бисер, лапки врозь,

Лапки – боком, лапки – вкось…

Прыгай, прыгай, я не трону-

Видишь, хлебца накрошил…

Двинь-ка клювом в бок ворону,

Кто её сюда просил?

Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка,

Так, вот так, ещё чуть-чуть…

Ветер сыплет снегом, злюка,

И на спинку, и на грудь.

Подружись со мной, пичужка,

Будем вместе в доме жить,

Сядем рядышком под вьюшкой,

Будем азбуку учить…

Ближе, ну ещё немножко…

Фурх! Удрал… Какой нахал!

Съел все зёрна, съел все крошки

И спасибо не сказал.

(Саша Чёрный)

Прочитав на уроке литературного чтения это стихотворение, мы задумались о том, что эти птички всегда встречаются нам у нашего жилья. Даже зимой они остаются в наших краях, а не улетают на зимовку в тёплые страны. А ведь зима очень ответственный и сложный период в жизни животных. Пережить её способны только самые выносливые. Нас заинтересовали особенности жизни птиц в зимнее время года и мы решили понаблюдать за этим.

Целью нашей исследовательской работы является изучение особенностей обитания и питания воробьёв в зимнее время года.

Задачи :

    Изучить и проанализировать литературу о роли птиц в живой природе.

    Расширить и уточнить представление о жизни воробьев в зимнее время года.

    Изучить особенности поведения воробьёв зимой в селе.

    Провести наблюдение и найти способы дополнительного подкорма воробьев в зимнее время года.

Наблюдение за птицами в зимнее время года расширит возможности оказания им помощи и будет способствовать большей выживаемости птиц в нашей местности.

Объект исследования: зимующие птицы нашей местности (воробьи).

Предмет исследования: особенности питания воробьёв в зимний период.

В соответствии с поставленными задачами в работе используются следующие методы исследования: анализ специальной литературы, наблюдение.

Работа имеет практическое значение. Она направлена на изучение и распространение опыта сохранения жизни птиц, и оказания практической помощи в их питании в зимний период времени.

Нет на земле такого уголка, где бы нельзя было встретить воробьёв. Значение птиц в природе и для человека велико и многообразно.

Птицы дороги нам и тем, что они - часть родной природы. Они красивы, подвижны, а их звонкие и мелодичные песни оживляют наши леса, поля и сады. Птицы опыляют растения. Расселяют такие ценные породы деревьев как дуб и кедр.

Поедая семена сорняков, вредных насекомых и грызунов, птицы уменьшают их численность и таким образом приносят пользу.

Воробьи - маленькие, дерзкие, смелые и умные птички, благополучно живущие даже в многолюдных городах, не говоря уже о селах и деревнях. Окраска самца воробья серенькая, с темными пятнами на спине, на шейке - черное пятно. Гнездится воробей в дуплах, пустотах стен, в скворечниках. Самец и самка приносят в будущее гнездо множество соломы, сена, растительности, бумаги. Самка откладывает 5-6 яиц, которые одинаково насиживают оба родителя.

Воробей - птица оседлая. Они не улетают в теплые края, а сбиваются в стаи и появляются вблизи человеческого жилья. Нет такого малого или большого селенья, где бы не видели воробьев. Они смело скачут по улицам, пролетают под ногами прохожих, но поймать воробья нелегко. Они ведут себя осторожно и быстро примечают опасность.

Воробьи встречаются везде, кроме Антарктиды. Основная масса видов приспособлена к жизни на деревьях, некоторые виды перешли к наземному образу жизни. Воробей, назван так давным-давно за то, что стаи полевых воробьев, могли опустошать огромные поля. Люди, разгоняя стаи этих маленьких птичек, кричали: "Вора бей!" Так и остались они воробьями, хотя давно уже ничего не опустошают. Большинство воробьёв очень активные птицы. Они мелкие и среднего размера. Вес тельца от 4-5 г до 30 г. Большинство воробьёв образует семейные пары. Основная масса видов приспособлена к жизни на деревьях.

2.Как питаются воробьи в зимнее время.

Маленький мальчишка

В сером армячишке,

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

Понаблюдав за воробьями внимательнее, мы узнали, что воробьи всё время держатся группами. Из учебника окружающего мира мы узнали, что такие группы называются стаями. Если на дереве располагаются воробьи, то других птиц на нём не увидишь. Они будут стараться расположиться на соседнем дереве. Стайка воробьёв в отличие от других птиц смело прыгает в поисках съестного.

В результате наших наблюдений у нас получилась такая сравнительная таблица.

Дата

3. Повадки и места обитания птиц.

Стихотворение С. Есенина «Поёт зима, аукает»

Поет зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

Наблюдая за повадками этих птиц, мы задумались, а как и где они находят себе пищу?

Когда мы шли в школу и обратно, заметили, что птиц можно увидеть не только на деревьях и местах скапливания отходов, но и у жилья человека в специально оборудованных кормушках.

Самые постоянные гости – шустрые синички и воробьи. Они постоянно крутятся возле кормушек, домов. К синицам воробьи относятся крайне недружелюбно, часто провоцируют драки. Иногда кормушки посещают свиристели. В тёплые дни меняется поведение птиц: громко трещат сороки, щебечут синички. Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями.

В группе продлённого дня мы решили изготовить кормушки. Кормушки мы изготовили разные: картонные, из пластиковых бутылок, из фанеры. С учителями развесили кормушки на ближайших деревьях около школы и возле своих домов. Больше всего птиц собиралось на картонной открытой кормушке. В нее слетались птицы с разных концов двора. Они рассаживались по всей кормушке и чувствовали себя очень уютно. При кажущейся опасности, они легко и быстро разлетались во все стороны. Но снег быстро забивал кормушку, и ее приходилось несколько раз чистить. Очень много птиц было на кормушке из фанеры с бортиками. Эта кормушка более прочная и удобная для птиц.

Меньше птиц прилетало к пластиковой бутылке. На вырез пластиковой бутылки умещается только 2 птицы. Одна усаживается на вырез бутылки и озирается кругом, а другая в это время хватает корм со дна бутылки.

Таким образом, мы выяснили, что больше всего птиц накормится в открытой картонной кормушке и в кормушке из фанеры. Но кормушка из картона имеет свои неудобства: ветер сдувает корм и требуется постоянная очистка от снега. А лучшая кормушка, сделанная из фанеры с бортиками и крышей.

4.Какой корм лучше?

Больше всего нас интересовал вопрос, а чем же любят лакомиться воробьи и синицы зимой?

Начиная изучение данного вопроса, мы заметили, что воробьи на чистом дворе и около школы редкие гости. Сначала мы изучили правила подкормки птиц.

Совсем нетрудно запасти корм для птиц на зиму. А как это нужно для них!

Правила подкормки птиц:

    Нельзя кормить птиц солёными продуктами и ржаным хлебом (это смертельно опасно для них)!

    Птицам нельзя давать цитрусовые (апельсины и лимоны), кожуру бананов, пряности.

    Если начал подкармливать птиц однажды в начале зимы, следи за тем, чтобы каждый день в кормушке был корм!

    Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц (плотное крепление, никаких острых краёв, недоступность для соседской кошки)!

    Повесь кормушку так, чтобы туда могли попасть мелкие и ловкие птицы, но никак не голуби и вороны (для которых корма достаточно и на улице)!

    По возможности корм должен быть защищён от непогоды!

Кормушку необходимо регулярно чистить!

Учитывая знания из окружающего мира о том, что данные птицы имеют характерный маленький и очень крепкий клюв, которым удобно разгрызать зерна и семена, мы подобрали для них семечки, пшено и гречневую крупу. В течение 4 дней мы наблюдали за количеством птиц у кормушек. В итоге выяснилось, что большей популярностью у птиц пользуются семечки подсолнечника. А вот гречку не хотели клевать совсем, она оставалась целой в кормушке на протяжении всех экспериментальных дней. Нам так же удалось выяснить, что в первый день на разведку прилетело несколько синиц, а к 4 дню у кормушки собралась целая стая. За 1 раз мы могли насчитать до 10-12 птиц на кормушке.

Воробьи с большой опаской относились к кормушке. Их в ней было гораздо меньше. Но в отличие от синиц, они удобно усаживались и подолгу засиживались в нашей столовой. Синицы же вели себя очень культурно. Быстро прилетали, усаживались на край кормушки. Схватив семечку, синица улетала на ветку соседнего дерева. Таких подлетов в кормушку за 1 час, по нашим наблюдениям она делала около 5. Так мы подсчитали, что примерно 8-10 минут она тратит на очистку и поедание одной семечки. Получается, что за короткий зимний день синица совершает 40 подлетов. А значит, что за день она съедает до 40 семечек, так необходимых ей, чтобы не замерзнуть.

Позже мы решили разнообразить обед наших гостей. Стали насыпать им крошек хлеба на снежный наст и развесили кусочки свежего сала и мяса на ветках. Тогда вкусовые пристрастия наших гостей совсем разделились. Синицы активно клевали сало и мясо, а целая стая воробьев собралась у крошек. Таким образом, мы выяснили, почему синиц чаще видишь на деревьях, а воробьев на дороге и у мусорных бачков. Это привычные места поиска пищи. Здесь они чувствуют себя уютнее и активнее поедают корм.

5.Заключение.

Наши наблюдения помогли нам больше узнать о жизни маленькой частички живой природы.

Птицы - важная часть живой природы. Воробьи зимой обитают около жилья человека. Это связано с поиском пищи и местами ночлега.

Большое количество птиц у организованных кормушек доказывает необходимость их дополнительного подкорма зимой. Для этого можно использовать самостоятельно изготовленные кормушки, лучше открытые. Для корма можно использовать любые крупы и крошки сухого хлеба. Доступное питание, организованное человеком, поможет птицам легче перенести зимние холода.

Литература

1. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей/ АСТ. Москва.: Компания «Ключ-С». - 1997г.

2.Савенков А. B .Исследовательское обучение младших школьников. /Самара.: Издательство «Учебная литература».- 2010г.

3.Федотова Н.О., Трафимова Г.В.. Окружающий мир. Учебник/Москва.: Академкнига. – 2010г.

4.Шумакова Н.Б.. Развитие исследовательских умений младших школьников. /Москва. Просвещение. – 2011г.

5.Амченков Ю.А. Великолепная энциклопедия животных / Ю.А. Амченков // ООО «Издательская группа Аттикус». – 2008.

Похожие публикации