Основные принципы и методы социальной диагностики. Социальная диагностика: цели, этапы проведения Структура и принципы социально диагностической деятельности

я.

Социальная диагностика - это процесс исследования социального объекта, явления путем распознавания и изучения причинно-следственных связей, отношений, характеризующих его состояние и тенденции развития. Цель диагностики заключается в проникновении в сущность конкретных социальных проблем, присущих объекту или явлению, и их описание в системе показателей (норм, нормативов, ориентиров диагностируемой сферы жизнедеятельности).

Соц диагностика изуч не столько личность, сколько ее социальное окружение.

Структура социальной диагностики включает:

Изучение социально-психических и возрастных особенностей людей

Определение их способностей и интересов

Изучение профессиональных интересов и условий жизни этих людей, круга их общения, анализ социального климата их жизнедеятельности

Выявление позитивных и негативных влияний на индивида со стороны социального окружения.

В целях диагностирования могут быть использованы различные методы: опросы, наблюдение, изучение существующих письменных материалов, кейсы, игровые методы, картографирование, библиографич методы.

Этапы:

Составляется гипотеза

Проверяется (анкеты, опросы, наблюдение,)

Постановка диагноза

Прогноз

Общая схема методики осуществления диагностики сложилась и ее можно рассматривать в качестве исходной базовой модели. Она включает в себя ряд этапов:
предварительное ознакомление с объектом, которое предполагает получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования;
проведение общей диагностики, т. е. постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования;
проведение специальной диагностики по каждой из взятых для углубленного исследования проблем, измерение и анализ всех необходимых показателей;
построение выводов, на основе которых делается заключение.

Эффективное ведение социальной диагностики предполагает соблюдение ее важнейших принципов. Под ними нужно понимать строго определенные исходные положения, соблюдение которых является целесообразным и даже необходимым условием получения достоверных результатов исследования.

  • объективность заключается в непредвзятом рассмотрении социального объекта, исключающем любые искажения действительности в чьих-то интересах, ибо только беспристрастное заключение и сделанные по нему выводы имеют реальную научную и практическую значимость;
  • причинность обусловлена универсальной связью и взаимодействием всех явлений и процессов в реальном мире, что позволяет в процессе исследования не ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснить закономерности их возникновения и функционирования;
  • комплексный подход в изучении социальных явлений объясняется тем, что социальная сфера представляет собой сложное переплетение множества прямых и опосредованных человеческих поступков, отношений, действий в самых различных формах их проявления, и выделение отдельных возможно лишь условно, для накопления каких – либо конкретных данных. При диагностике эти конкретные данные всегда нужно увязывать со всем комплексом проблем;
  • научная обоснованность и подтверждаемость особенно важны, ибо за каждым решением, принятым на основе социального диагноза, стоит жизнь конкретных людей, их судьбы.

Схема анализа отклоняющегося поведения

1. Индивидуально-типологическая ранимость: » сенситивность (повышенная чувствительность к любому внешнему воздействию); » эмоциональность (яркость переживаний) и эмоциональная лабильность (резкие перепады настроения); » пониженный фон настроения; » импульсивность (склонность к быстрой, необдуманной, неконтролируемой реакции); » низкая адаптивность (неспособность быстро и эффективно изменять свое поведение в ответ на изменения ситуации).

2. Нарушения саморегуляции личности: » преобладание негативных эмоциональных состояний (тревоги, бессилия, отчаяния, боли, вины, агрессии, депрессии) и внутренних конфликтов; » алекситимия - слабая речевая регуляция (непонимание своих переживаний и неумение формулировать их в словах, склонность отыгрывать аффекты в действиях, слабое развитие рефлексии).

Перечисленные особенности саморегуляции формируются в течение жизни. Сочетание нескольких проблем определяет психологическую предрасположенность к отклоняющемуся поведению.

3. Ресурсы личности (ее жизненно важные качества и компенсаторные возможности): » духовность; » здоровье и ценности здорового образа жизни; » внешняя привлекательность; » общительность, способность к сотрудничеству; » активность; » интеллект, специальные способности; » целеустремленность и честолюбие; » высшие чувства (совесть, ответственность, чувство долга, сострадание, вера); » творчество, хобби; » профессиональная квалификация, дело (работа, учеба); » достижения; » любовь, дружба, значимые личные отношения; » жизненный опыт.

Наличие перечисленных ресурсов у конкретной личности означает реальную возможность компенсации личностных или жизненных проблем. Они обеспечивают толерантность (устойчивость) личности к отклоняющемуся поведению. Также они определяют способность личности бороться со своей склонностью к зависимости. Их отсутствие или слабая выраженность означают дефицит внутренних ресурсов и слабую способность бороться с девиацией, незащищенность перед ней.

4. Дефицит социально-поддерживающих систем: отсутствие родительской семьи; » неполная семья (отсутствие отца); » зависимая семья; » девиантная семья; » низкий социальный статус семьи.

5. Социально-психологические условия, запускающие и поддерживающие отклоняющееся поведение: » состояние социально-психологической дезадаптации; » состояние фрустрации жизненно важных потребностей; » научение в референтной группе (на дискотеке, в школе); » провокация или давление со стороны.

6. Особенности отклоняющегося поведения (ОП): » ситуация, в которой впервые имело место ОП; » ситуации, в которых ОП проявляется в настоящее время; » степень выраженности поведения (способ, частота, обстоятельства, индивидуальный ритм).

7. Заключение.» форма и степень выраженности ОП; » степень социальной дезадаптации; отношение к ОП самой личности; » поддерживающие внешние условия (подкрепляющие стимулы); » поддерживающие внутренние условия (индивидуально-личностная предрасположенность и психологическая выгода); » ингибиторы (препятствующие условия); » ресурсы личности; » возможные пути преодоления (стратегия изменения); » формы и методы социально-психологической помощи.

В работе социальный педагог должен использовать диагностические методики:

  1. Опросник А.Басса и А.Дарк. Качества: все виды агрессии.
  2. Модификация теста Розенцвейга. Качества: фрустрация.
  3. Тест “Конфликтная ли вы личность?” Качества: конфликтность.
  4. Тест – опросник Шмишека. Качества: акцентуация.
  5. Тест школьной тревожности. Качества: тревожность.
  6. Шкала ситуативной тревожности и шкала личностной тревоги (опросник Спилберга) Качества: тревожность.Шкала одиночества (Д.Рассе, Л.Пепо, М.Фергюсон). Качества: социальная изоляция, депрессия, скука.

Карта личности (форма с34па)

В числе обязательных документов, которые составляются социальным педагогом, медико-психолого-педагогическая характеристика подопечных, которая относится к числу документов внутреннего пользования и не подлежит огласке. Социальный педагог может самостоятельно выполнять диагностические операции, а также прибегать к услугам специалистов

В случае, когда результаты диагностической деятельности используются социальным педагогом в собственной социально-педагогической деятельности, они, как правило, оформляются в единую « Карту личности», «Медико-психолого-педагогическую характеристику личности», « Социально-педагогический паспорт личности и т.п.

Социальный педагог должен помнить три вещи:

Чем больше пунктов заполнено в карте личности тем лучше и полнее будет картина личности. Но при этом необходимо понимать целесообразность заполнение тех или иных пунктов формы, а следовательно и проведении диагностических исследований.

При заполнении максимально уменьшить субъективный фактор, по возможно каждый пункт в форме подтверждать результатом диагностических тестов или другими материалами. Например " Социально-бытовые условия" заполнять на основе Акта обследования семьи, "Мышление" - на основе психологической диагностики.

Карта личности - документов внутреннего пользования и не подлежит огласке. В том числе при сборе, обработке и хранении информации.

Карта личности

1. Состояние здоровья и развития учащегося (заполняется школьным врачом или с его слов).

2. Психологическая атмосфера в семье: данные о родителях, другие члены семьи, тип семьи, характер взаимоотношений родителей с ребенком, организация режима труда и отдыхаю

3. Особенности учебной деятельности: успеваемость учащегося, отношение к учению, интеллектуальные возможности учащегося, мотивы учения.

4. Положение в классном коллективе, отношение к коллективу.

5. Отношение к общественной деятельности и общественно полезному труду.

7. Особенности сферы свободного общения учащегося.

8. Уровень самооценки личности.

9. Особенности поведения.

Методика диагностики микросреды. Под микросредой понимается общество индивидов, объединенных общими ценностями, интересами, проживающих в одинаковых социальных и экономических условиях.

Диагностику микросреды можно разделить на диагностику микросреды социального института, в структуру которого включен ребенок (социально-педагогическая характеристика микросоциума, Карта-характеристика микрорайона школы, Карта-характеристика жизненного пространства семьи и т.п.) и диагностику микросреды личности (Карта обследования жизненного пространства ребенка).

При проведении диагностики микросреды социальному педагогу важно:

Выбрать цель, уточнить содержание и методы сбора информации;

Построить практическую деятельность, опираясь на принципы объективности, адекватности, детерминизма;

Обеспечить этичность, личностный подход, педагогическое моделирование и предвидение в рамках проводимого обследования;

Определить адекватную задаче форму интерпретации результатов и форму графического (вербального) представления результатов.

Паспорт микрорайона содержит информацию, которая позволяет специалисту принимать обоснованные оценки и решения, всесторонне учитывающие ситуацию в микрорайоне, особенности природной, материальной, социальной среды. Использование паспорта придает социально-педагогической деятельности четко спланированный, системный характер.

социальный диагноз это и получил лучший ответ

Ответ от Ёветлана Забелевская[гуру]
Социальная диагностика - это методологический инструмент, который дает управленческим органам необходимые знания, на основе которых разрабатываются различные социальные прогнозы и проекты, изучается общественное мнение и морально-психологический климат в обществе. Она играет важную роль в формировании и развитии технологий, как социальной работы, так и всех сфер социальной жизни.
В Российском энциклопедическом словаре социальной работы понятие "социальная диагностика" определяют как комплексный процесс исследования социального явления с целью выявления, распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития.
Социальный диагноз-это научное заключение о состоянии "социального здоровья" рассматриваемого объекта или социального явления. С. Д. основан на всестороннем и систематическом наблюдении и изучении, предполагающем не только выявление причинно-следственных связей и побудительных мотивов поведения объектов или явлений. Это творческий и трудоемкий процесс, который не склонен к стандартизации.

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: социальный диагноз это

Ответ от Viktor Nemec [гуру]
Социальный «диагноз» , это комплекс социально-бытовых, социально-средовых и профессионально-трудовых реабилитационных возможностей индивида.


Ответ от Angelochek [гуру]
Социальная диагностика - это методологический инструмент, дающий управленческим органам необходимые знания, на основе которых разрабатываются различные социальные прогнозы и проекты, изучается общественное мнение и морально-психологический климат в обществе. Она играет важную роль в формировании и развитии технологий, как социальной работы, так и всех сфер социальной жизни.
Социальный диагноз предполагает сбор информации о клиентах и условиях их жизнедеятельности, а также ее анализ для разработки программы социальной помощи.

Термин «диагноз» (греч. diagnostikos – способный распознавать) пришел в социальную работу из медицины, где необходимо правильное распознание болезни для выбора оптимальных методов лечения. Социальная диагностика – это анализ состояния социальных объектов и процессов с целью выявления проблем их функционирования [.При осуществлении социальной диагностики учитываются не только биологические, но и социальные (условия жизни и т.п.) причины проблем клиентов.

Как отмечает Л.П. Кузнецова, необходимость овладения навыками социальной диагностики обусловлена для социального работника следующими обстоятельствами. Во-первых, субъект, будь то отдельный человек, группа или организация, не всегда имеет четкие и адекватные представления о причинах возникших у него проблем. Во-вторых, часто внешнее выражение проблемы, с которой сталкивается субъект, не совпадает с ее внутренним, сущностным содержанием. Процесс социальной диагностики направлен как раз на то, чтобы вскрыть реальные, истинные причины проблем, выявить их сущность. В-третьих, в процессе социальной диагностики появляется возможность не только установить проблемы, затрудняющие процесс социального и личностного функционирования субъекта, но и выстроить их иерархию по степени значимости для клиента, прогнозировать их развитие.

7 Основные принципы и методы социальной диагностики

При осуществлении социальной диагностики социальному работнику следует опираться на следующие принципы: принцип конфиденциальности – неразглашение результатов социального диагноза; принцип научной обоснованности – результаты диагностики должны быть достоверными и надежными; принцип ненанесения ущерба – данные исследования не должны использоваться во вред человеку, который подвергся диагностике; принцип объективности – исключение влияния субъективных установок специалиста на результаты диагностики; принцип системного подхода – всестороннее исследование проблем, стоящих перед клиентом, а также сочетание различных методических приемов при диагностике каждой из проблем; принцип причинной обусловленности – все явления и процессы действительности находятся во взаимосвязи и взаимодействии, поэтому в процессе исследования необходимо не только установить проблемы клиента, но и выявить причины, обусловившие их возникновение; принцип позиционности – анализ конкретной социальной проблемы или комплекса проблем с позиции различных субъектов, имеющих к ней отношение; принцип эффективности – рекомендации, предлагаемые клиенту по итогам диагностики, не должны быть для него бесполезными и не должны приводить к нежелательным и непредсказуемым последствиям.

Являясь технологической процедурой, социальная диагностика включает в себя определенные этапы. Содержание этих этапов может быть различным, в зависимости от уровня осуществления социальной работы: непосредственная работа с клиентом, работа с группой или управленческий уровень. В учебном пособии «Технологии социальной работы» под редакцией Е.И. Холостовой в технологии социальной диагностики при работе с клиентом выделяются следующие этапы: появление социальной проблемы; сбор и анализ данных о социальной ситуации и постановка социального диагноза. Модель осуществления диагностики может включать и такие этапы: предварительное ознакомление с объектом; проведение общей диагностики; проведение специальной диагностики; построение выводов.

Выявленные в ходе общей и специальной диагностики проблемы составляют социальный диагноз.

В учебном пособии «Социальная работа» под редакцией В.И. Кур­ба­то­ва при принятии управленческих решений рекомендуется придерживаться следующей схемы проведения социальной диагностики: оценка состояния социального объекта на основе заранее определенного набора показателей; определение эталонного или нормативного состояния социального объекта; соотношение эталонного и реального состояния социального объекта с последующей подготовкой управленческих решений.

Основные методы социальной диагностики

Систему методов социальной диагностики можно условно разделить на две группы: методы сбора и методы анализа диагностической информации. В социальной работе для сбора данных о социальной ситуации субъекта диагностирования используются, в основном, социологические и психологические исследовательские методы.

Применение психодиагностических методов нацелено на получение информации о наличном психологическом состоянии человека в целом или о каком-либо отдельно взятом психологическом свойстве. К основным методам психологического исследования, используемым в социальной диагностике, относятся следующие. Тестирование – стандартизированное испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий. Наблюдение – целенаправленное и планомерное восприятие изучаемого объекта (индивида, малых и больших групп, общностей), черты, свойства и особенности которого фиксируются исследователем. Предметом наблюдения выступают вербальные и невербальные акты поведения людей в определенной социальной среде и ситуации.

Целью применения в социальной диагностике методов социологического исследования является оперативная оценка состояния или режима работы социального объекта, выявление отклонений от заданного или нормального состояния, режима функционирования и развития. Основным методом сбора первичной социологической информации выступает опрос. Принято различать два основных класса опросных методов: интервью – проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем, запись ответов последнего производится либо интервьюером (специалистом по социальной работе), либо механически (на пленку и т.п.), и анкетный опрос – опосредованное (через анкету или опросный лист) взаимодействие исследователя и респондента, предполагающее жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем ответы письменно регистрируются самим опрашиваемым. Методами социальной диагностики, позволяющими получить фрагментарную, уточняющую информацию о состоянии изучаемого объекта или процесса, являются эксперимент и анализ документов.

Е.И. Холостова для анализа диагностической информации предлагает использовать такие методы, как анализ проблем, анализ факторов, вызывающих проблему, анализ взаимного влияния этих факторов, сравнение различной информации, ранжирование по степени значимости альтернатив решения исследуемых социальных проблем. В целом, элементарные процедуры упорядочения полученных данных, предваряющие их анализ – это группировка и классификация (типологизация). Далее следует непосредственно сам анализ полученных данных: одномерный (описание одной характеристики объекта исследования в определенный момент времени), либо многомерный (установление причинно-следственной связи между несколькими переменными). Для постановки социального диагноза часто бывает недостаточно одномерного анализа, поэтому более распространен многомерный анализ диагностической информации.

Итак, социальная диагностика является важнейшей технологией и начальным этапом любого технологического процесса социальной работы. От правильной постановки социального диагноза зависит весь дальнейший процесс решения проблемы. Наличие знаний и умений проведения социальной диагностики является неотъемлемым для специалиста-профессионала по социальной работе.

Принципы социальной диагностики

Социальная диагностика - сложный и многосторонний процесс, который требует от специалиста всесторонней объективной оценки явления или проблемы клиента для достижения желаемого результата или приближения к нему. Для этого, специалист должен использовать в своей деятельности следующие принципы:

1. Принцип конфиденциальности. Данный принцип требует сохранения и неразглашения всей информации, получаемой в ходе процесса. Проблема клиента касается только самого клиента, непосредственных участников процесса и социального работника.

2. Принцип научной обоснованности. Этот принцип реализуется тогда, когда вся информация, получаемая в ходе процесса, проверяется на достоверность. При использовании недостоверной информации, достижение цели, то есть решение проблемы, невозможно.

3. Принцип ненанесения ущерба. Результаты, которые полученные во время исследования, никак не должны быть использованы против клиента.

4. Принцип объективности. Специалист, который проводит диагностику, не должен опираться на свой жизненный опыт или данные, полученные в ходе других исследований. Все выводы и предположения должны строиться на объективных и обоснованных данных, на которые не влияют субъективные установки участников процесса.

5. Принцип эффективности. Клиенту следует давать только те рекомендации, которые в ходе анализа проблемы или ситуации будут признаны эффективными.

6. Принцип причинности. Специалисту необходимо различать причины и следствия возникновения явлений.

7. Принцип комплексного подхода. Ситуация или проблема клиента всегда уникальна, она зависит от многих факторов: от самого человека, от причин ее возникновения, условий развития. Для получения достоверного результата в ходе диагностики - необходимо рассматривать весь комплекс факторов.

8. Принцип верификации информации. Верификация - это подтверждение подлинности данных. Полученную, в ходе исследования, информацию необходимо проверять, используя другие методы исследования или источники информации во избежание случайностей и принятия во внимание единичных факторов.

9. Принцип системности в диагностике. Необходимость анализа сферы деятельности клиента, его статуса, интеллектуальных способностей, семейных отношений и тд, обусловлена тем, что возникающие проблемы определяются не одним, а целым комплексом факторов, поэтому необходимо иметь широкое представление о самом клиенте и его окружающем социуме.

10. Принцип клиентоцентризма. Изучение ситуации с точки зрения и интересов клиента, предоставление возможности выбора "схем", по которым будет проходить дальнейшее исправление жизненных затруднений.

Структура социальной диагностики. Социальный диагноз.

Социальная диагностика имеет свою собственную структуру и включает в себя следующие этапы:

1) Этап осмысления - анализ данной сложившийся ситуации, рассмотрение ее причин, препятствий, особенностей;

2) Этап разработки альтернативных целей применяемых для конкретного субъекта;

3) Этап поиска и способов средств перевода субъекта в новое личностное пространство.

1. Этап осмысления.

Это самый сложный этап социальной диагностики для двух сторон процесса, для самого клиента и для социального работника.

На данном этапе участникам диагностики, а точнее клиенту, при помощи специалиста, предстоит оценить и проанализировать имеющуюся проблему, признать допущенные ошибки и другие всевозможные препятствующие факторы. Так же необходимо произвести анализ всех социальных сферы, в которых находится клиент, рабочий коллектив, семья и т.д., определить свой социальный статус.

После проведенного анализа и сделанных выводов появляется возможность рассмотрения и определения дальнейших действий для преодоления затруднительной жизненной ситуации или проблемы, уже на следующем этапе.

2. Этап разработки альтернативных целей.

Важно помнить, что определение целей субъекта - один из главных вспомогательных факторов в социальном регулировании его деятельности и поведения. Социальные цели не ограничиваются только ценностями человека, в конкретных обстоятельствах они определяют его возможности.

Важная задача специалиста на данном этапе - это помочь человеку составить такую систему целей, которая будет соответствовать его способностям и возможностям, а так же будет ориентирована на его социально - ролевое положение.

Сначала необходимо определить рамки возможных для клиента целей, ими могут быть различные объективные факторы, влияющие на жизнь человека. Для этого нужно комплексно оценивать как желания субъекта, так и его возможности, например уровень образования, физическую подготовку, темперамент, так же, при содействии в поиске работы - востребованность вакансий в данный период, чтобы достичь долгосрочного эффекта.

Второй задачей данного этапа является выявление и раскрытие индивидуальных возможностей человека, например, творческого потенциала. Главная задача социального работника на данной стадии - определить и активизировать ранее незадействованные возможности клиента, в силу каких - либо причин. Важно знать, что эти возможности и способности не обязательно должны быть выдающимися, это могут быть любые качества, которые на предыдущих этапах жизнедеятельности не были реализованы. Активизация этих начал может помочь в решении проблем индивида или даже предотвратить возникновение новых трудностей.

Завершающей стадией настоящего этапа социальной диагностики является определение и построение нового идеала, который будет являться стимулом и перспективой на будущее для клиента. Идеал станет "проводником" между человеком и его дальнейшей деятельностью, направленной на достижение той самой перспективы, отложенной во времени.

Важно помнить, что на всех стадиях разработки альтернативных целей предполагается совместная работа специалиста (социального работника) и клиента, это является залогом эффективного решения проблемы.

3. Стадия поиска способов и средств перевода субъекта в новое личностное и социальное состояния.

Это завершающий этап процесса социальной диагностики, поэтому он предполагает под собой переход от идеала, который был сформирован ранее, уже в конкретные, ощутимые цели самого субъекта, которые должны быть им достигнуты в дальнейшем.

Первое - это четкое построение алгоритма для достижения целей. Если на предыдущем этапе эти цели были представлены в виде перспективы на будущее, то здесь они должны быть представлены строго, как четкий алгоритм.

Второе - помощь в налаживании необходимых связей, контактов необходимых для достижения поставленных целей, определение социальных союзников, т.е. людей и организаций, способных на помощь и поддержку субъекта на пути к реализации и достижении своей цели.

Третье - совместная деятельность социального работника и клиента по поиску и определению самых оптимальных путей для достижения целей ранее составленной программы. В ходе совместной деятельности должны быть еще раз проверены и определены рамки возможностей субъекта и его социальных партнеров, в которых и будут проходить наиболее эффективные пути.

Четвертое - определение и поиск ресурсов для достижения целей. Выявление уже имеющихся ресурсов, а так же поиск возможных способов их увеличения. Этими ресурсами могут являться финансовые средства, услуги и прочее. Все выбранные материалы должны быть доступны и освоены субъектом. Только после соблюдения этого правила дальнейшее использование выбранных ресурсов позволит добиться клиенту поставленных целей.

Пятое - разработка плана перевода клиента в иное качественное состояние. На данной стадии можно разработать и предоставить клиенту возможный четкий план его дальнейшей деятельности, следуя которому он сможет преодолеть возникшие жизненные социальные затруднения.

Необходимо обратить внимание, насколько новое качественное состояние клиента необходимо ему и его окружению.

Таким образом, соблюдая все этапы и стадии, социальная диагностика позволяет достаточно достоверно определить затруднения и проблемы, которые являются препятствиями полноценного социального функционирования человека, а так же условия возникновения и развития этих проблем.

Результатом социальной диагностики будет являться - социальный диагноз.

Социальный диагноз - это научное заключение о состоянии "социального здоровья" рассматриваемого объекта или социального процесса, явления.

Социальный диагноз основан на комплексном и всестороннем наблюдении и изучении, которое предполагает не только выявление причин появления проблем, но и побудительных мотивов поведения объектов или явлений, условий их возникновения и протекания. Этот трудоемкий процесс не склонен к стандартизации, но все-таки основывается на некоторых принципах и проходит по определенным стадиям и этапам.

Социальный диагноз - то есть полученные обобщенные показатели - это не конечный результат, а только основа для достижения цели - решения проблемы.

Соц. диагнозы можно классифицировать по разным основаниям:

1) По объекту - распространяемые на все общество, регионы и т.д.;

2) По длительности определения - длительные, среднесрочные и краткосрочные оперативные;

3) По формообразованию - социально-политические, социально-экономические, социологические, социально-правовые, социально-психологические, морально-этические;

4) По сферообразованию - в сфере труда, образования, досуга, быта;

5) По диапазону обхвата - всесторонние, корреляционные, односторонние;

6) По детерминации - объективно обусловленные, субъективно обусловленные;

7) По методическому обоснованию - статистические, экспериментальные, аналитические, гипотетические.

Диагностика(греч. diagnostikos - способный распознавать)- способ полу­чения исчерпывающей информации об изучаемом объекте или процессе.

Cоциальная диагностика - процесс научного выявления и изуче­ния причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его социально-экономическое, культурно-правовое, нравственно-психологическое, медико-биологическое и санитарно-экологическое состояние (1, с.48).

Социальные работники собирают информацию о клиентах, условиях их жизнедеятельности, окружающей среде, затем исполь­зуют полученные результаты при разработке программ социаль­ной помощи, выборе приоритетов.

Социальная диагностика дает возможность получать достовер­ные знания об изучаемом объекте или социальном процессе во всей его сложности и многообразии, включая и медицинские ас­пекты. Она позволяет изучать отношения индивида к социальным ценностям общества, к другим людям, группам, исследовать сущности социальных проблем, которые создают трудную жиз­ненную ситуацию отдельным индивидам, группам, семьям.

Цели социальной диагностики:

Установление достоверности информации о клиенте и окру­жающей его среде;

Прогнозирование возможных изменений и влияния на другие социальные объекты;

Этапы социальной диагностики :

1) предварительное ознакомление с объектом, предполагаю­щее получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования;

2) общая диагностика, т.е. постановка задач, выделение соста­ва диагностируемых ситуаций, определение эталонных (норма­тивных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования;

3) специальная диагностика по каждой из взятых для углуб­ленного исследования проблем, измерение и анализ всех необхо­димых показателей;

4) построение выводов, заключение по диагнозу.

Результаты диагностики не жестки и предоставляют простор для авторской интерпретации.

Полученный социальный диагноз, содержащий теоретические выводы и практические рекомендации, скорректированные с учетом реальных ресурсов и возможностей, служит основанием для разработки социальными учреждениями и службами конкретных решений и практических действий, направленных на предупреждение или торможение выявленных негативных тенденций исследуемого социального явления, создания условий для решения проблем в интересах социальных групп и отдельной личности (3, с. 28).

В.И.Вернадский советовал при диагностике придерживаться определенных правил, актуальных и в социальной диагностике. Вот некоторые из них:

Проводить детальный анализ;

Видеть за частным общее;

Не ограничиваться описанием явления, а глубоко исследо­вать его сущность и связь с другими явлениями;

Собирать как можно больше сведений о предмете исследова­ния;

Не избегать вопроса «почему?»;

Не только решать проблемы, но и находить новые, нерешен­ные (1, с.49).

В социальной диагностике необходимо учитывать социальные (внешние) и биологические (внутренние) факторы. Задача соци­ального работника состоит в том, чтобы дать клиенту целостную характеристику с различных позиций.

Социальная диагностика затрагивает судьбы отдельных людей, семей, различных социальных групп, поэтому от социального ра­ботника требуются профессиональное мастерство и соблюдение определенных морально-этических принципов.

Принцип объективности. Выводы исследования должны делать­ся на основе научно обоснованных, объективных данных и не зависеть от субъективных мнений тех, кто проводит исследование или пользуется его результатами. Лицо, осуществляющее исследо­вание, не имеет права искажать действительность в чьих-либо ин­тересах.

Принцип причинной обусловленности позволяет в процессе ис­следования не ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснять закономерности их возникновения и функ­ционирования.

Принцип конфиденциальности - неразглашение результатов со­циального диагноза клиента без его согласия на это, или родите­лей, или лиц, заменяющих их (если объектом исследования был ребенок).

Принцип ненанесения ущерба. Результаты диагностики не долж­ны быть использованы во вред человеку, подвергшемуся исследо­ванию.

Принцип научной обоснованности. Результаты анализа должны быть достоверными и надежными.

Принцип эффективности. Социальный работник по итогам ана­лиза не должен предлагать клиенту бесполезные рекомендации или такие, которые не принесут желательного или предсказуемо­го результата.

В зависимости от специфики диагностируемой проблемы или явления используются различные методы исследования, как об­щенаучные, так и частные. Для практической деятельности соци­альных работников можно рекомендовать три группы методов: сбор информации, ее обработку и анализ, определение приоритетов проблемы.

К первой группе методов относятся интервью, анке­тирование, наблюдение, анализ документов, экспертные оценки, обследование и др.

Наблюдение - наиболее доступный и распространенный метод исследования. С его помощью изучаются внешние проявления по­ведения человека, а по ним уже составляется представление о нем. Под научным наблюдением понимается специально органи­зованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явле­ния в естественных условиях. Научное наблюдение существенно отличается от обыденного, житейского. Главные отличия следую­щие:

Определяются задачи, выделяются объекты, разрабатывается схема наблюдения;

Результаты обязательно фиксируются;

Полученные данные обрабатываются.

Эффективное наблюдение должно быть длительным, система­тическим, разносторонним, объективным и массовым. Этот метод доступен и распространен, однако нужно отметить и его недостатки. Наблюдение не вскрывает внутренние стороны соци­альных явлений, при его использовании невозможно обеспечить полную объективность информации. Поэтому наблюдение чаще всего применяется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами. При наблюдении уделяют внимание голосу, выражению лица, глаз, мимике, жестам, улыбке, позе; они по­зволяют судить о чувствах, мыслях, намерениях клиента. Отсут­ствие реакции может означать, что собеседник чего-то не понял или не согласен со сказанным.

Беседа - вербальная коммуникация, позволяющая получать и корректировать информацию. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. В беседе можно узнать такую информацию, какую дру­гими способами не получить. Беседа как метод исследования от­личается целенаправленными попытками исследователя проник­нуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков. Информацию о нравственных, мировоззрен­ческих, политических и других взглядах испытуемых, их отноше­нии к интересующим исследователя проблемам также получают с помощью бесед. Но это очень сложный и не всегда надежный метод. Поэтому он применяется чаще всего как дополнительный для получения необходимых разъяснений и уточнений по поводу того, что не было ясным при наблюдении или использовании иных методов.

Чтобы повысить надежность результатов беседы и устранить неизбежный оттенок субъективизма, используют специальные меры:

Выстраивание четкого, продуманного с учетом особенностей личности собеседника и неуклонно проводимого в жизнь плана беседы;

Обсуждение интересующих исследователя вопросов в различ­ных ракурсах и связях;

Варьирование вопросов, постановка их в удобной для собе­седника форме;

Умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах.

Искусству беседы нужно долго и терпеливо учиться. Ход бесе­ды с согласия собеседника может записываться.

Разновидность беседы, ее новая модификация - интервьюиро­вание, перенесенное из социологии. Исследователь придерживается заранее подготовлен­ных вопросов, ставит их в определенной последовательности. От­веты готовятся заранее.

Социальному работнику важно уметь располагать к себе собе­седника, вызывать его доверие и добиваться искренности в отве­тах.

Г.Ф. Нестерова и И.В. Астер полагают необходимым учитывать сензитивность тематики беседы. Сензитивная тема - это тема, представляющая для респондента серьезную потенциальную угрозу, которой он стремится избежать и поэтому старается не затрагивать в беседе. В силу того, что для объектов социальной работы их реальные проблемы как раз и являются причиной сензитивности, специалист должен соблюдать ряд дополнительных правил, позволяющих в определенной мере снизить степень остроты конкретной темы (2, с. 66).

Правила ведения беседы с учетом сензитивности тематики :

1. Представить возможную сензитивную тему так, как будто это не­что очевидное, и рассуждать о принципиальной частоте интересующей деятельности, либо о степени ее активности, а не о том, имеет ли она ме­сто вообще в поведении респондентов.

2. При открытом характере интервью, обычном в макросоциальной работе, представить аналитическую или исследовательскую работу как повсеместную практику, а сензитивную тему - как действия, свойствен­ные всем исследованным объектам.

3. В качестве одного из возможных вариантов ведения беседы при­дать видимость случайности интересующей деятельности, показать, что ее обсуждение не важно, и вы о ней упоминаете мимоходом.

Правила повышения искренности ответов на задаваемые вопросы:

1. Задавать длинные вопросы . Чем опаснее тема, тем длиннее должен быть вопрос. Он может содержать как рассуждения на общие темы, так и примеры деятельности отдельных категорий населения и этим напоми­нать размышления вслух. Длинные вопросы:

Дают ключи для активизации памяти, в том числе и через примеры;

Помогают респонденту освоиться с угрожающей ситуацией,

Ответ на длинный вопрос более гибок и неопределенен, чем на короткий;

Снижают возможность и уровень недоотвечания о каких-либо собы­тиях;

Реабилитируют сензитивные темы, поскольку респондент, выслу­шивая, как долго кто-то другой говорит на данную тему, приходит к вы­воду, что можно об этом высказать свое мнение.

2. Использовать знакомые респондентам слова, - попросить их сооб­щить термин, которым они характеризуют определенную деятельность или состояние и дальше употреблять это слово.

3. Расположить вопросы в определенном порядке. Примеры возмож­ных вариантов:

Замаскировать сензитивную тему, в более широком контексте, на­пример тему о питейной культуре поместить в беседу о медицине;

Снизить сензитивность темы представив ее в историческом плане, затем в плане прошлого опыта респондентов, после чего переходить к на­стоящему опыту, поскольку человеку проще рассказывать о настоящем, если подобное с ним ранее случалось;

Менять степень сензитивности вопросов, постепенно ее повышая, либо наоборот переходя от высокосензитивных в контексте беседы на общие темы к менее сензитивным на интересующую тему.

Заканчивая рассмотрение интервью сензитивных тем необходимо отме­тить, что этот метод в применении к практической социальной работе весь­ма рискован. Требуется большая осторожность при его выборе и в процессе использования во избежание необратимо негативных результатов.

Анкетирование - метод сбора материала путем опроса широкого круга лиц. Основные требования к анкетам, которые используются в консультационной деятельности, следующие. Анкеты должны быть простыми (с четкими, понятными, короткими вопросами, по возможности предвидящими ответы «да» и «нет»); вопросы должны быть представлены в логическом порядке. Их целесообразно группировать для облегчения дальнейшей обработки информации.

Экспертный опрос - разновидность опроса, в ходе ко­торого респондентами являются эксперты - компетентные лица, имеющие глубокое знание о предмете исследования и являющиеся специалистами в одной из областей исследования. Этот вид опроса используется при оцен­ке эффективности практической социальной работы или социальных про­грамм. Реже этот метод применяется при создании социальных программ. Общим процессом опроса руководят подготовленные специалисты, работающие исключительно в этой области макросоциальной работы. Они организуют процедуру оценки и готовят анкеты-опросники. Сама оценка работы или ситуации включает в себя, таким образом, не только полевое исследование, но и экспертизу, - процесс получения мнения экспертов.

Эксперты, как правило, работают в группе. Основными требованиями к организации их работы являются тщательный подбор участников группы, создание оптимальных условий для ее работы, предварительная оценка надежности и точности используемой информации, принятие мер для сохранения информации без изменения, учет факторов влияния на суждение экспертов.

Анкеты для экспертного опроса не должны содержать конкретных опросов. Открытых вопросов должно быть как можно больше. Следует иметь в виду, что сам эксперт не принимает решения. Виды экспертного опроса:

1. Очный опрос:

Мозговая атака, используемая при необходимости качественно новых идей при создании социальных программ;

Традиционная дискуссия, предполагающая поочередные высказывания различных точек зрения, поддерживаемых или опровергаемых участниками;

Отнесенная оценка, - несколько циклов дискуссий с выявлением сути наметившихся разногласий и постепенной выработкой мнений всех или большинства экспертов, - для которой необходим предварительно разработанный сценарий.

2. Заочный опрос:

Одноразовое анкетирование;

Многоразовое анкетирование или дельфийский метод, основой которого является процесс обучения экспертов в результате каждого тура анкетирования и сближения мнения руководителя экспертизы с усредненным мнением большинства экспертов, скорректированным после нескольких туров.

Обследование - проверка статуса исследуемого объекта в естественных условиях его жизнедеятельности. В социальной диагности­ке с помощью обследования уточняются данные о социально-экономическом и социально-демографическом статусе индивидов и соци­альных групп.

В современных социальных службах обследование используется для изучения нуждаемости и социально-экономического статуса заявителей, претендующих на различные виды социальных услуг. Клиенты, полу­чающие надомные медико-социальные услуги, подвергаются периодиче­ским диспансеризационным обследованиям, которые проводит на до­му комиссия, включающая специалистов медицинского и социального профиля. Территориальная работа с семьями включает обследование до­машних условий, психосоциального статуса и потребностей семей для оп­ределения нуждаемости в социальном патронаже и семейном сопровож­дении.

В макросоциальной работе пользуются пилотными обследованиями для апробации методик сбора данных, оценки качества протоколов на­блюдений и достоверности анкетных данных. В целях обоснования соци­альных программ либо оценки их эффективности про­водятся полевые обследования, представляющие собой массовый сбор данных на локальной территории.

Основные результаты обследования конкретного объекта заносятся в протокол или акт обследования, - документ, содержащий формальные и неформальные данные об объекте. К формальным данным относятся фа­милия, имя и отчество, год рождения, индикация удостоверений личности и прочих документов, фиксирующих статус объекта. К неформальным данным относятся сведения о местожительстве и жилищных условиях, о семейном положении и составе семьи, о личных доходах и среднедуше­вом доходе на каждого члена семьи.

В ряде случаев исследуемые лица оказываются заинтересованными в предоставлении недостоверных неформальных данных. Наиболее часто это относится к сведениям о доходах и о семейном положении. Для проверки соответствия реального семейного положения деклари­руемому следует обратиться в социальную службу, куда, возможно, об­ращался объект по поводу оказания социальной помощи. Если в обсле­дуемой семье есть дети, можно обратиться в соответствующее образовательное учреждение.

Анализ документов. Документ – это предмет, специально созданный для передачи или хранения информации. Информация может быть зафиксирована в печатном или рукописном виде, на фото- или кинопленке, в аудио- или видеозаписи. Традиционный метод анализа документов – качественный анализ с использованием логической и интуитивной оценки, в том числе и с помощью методов психоанализа. Содержание документа интерпретируется на основании суммарной качественной оценки, выявляющей суть содержащейся в нем информации. Для проведения такого исследования прежде всего определяют области, в которых оно должно проводиться: кто является автором документа; цели создания документа; связь с другими документами и событиями; надежность и достоверность документа; содержание оценок и проблем, отраженных в документе; полнота сведений.

Формализованный метод анализа документов осуществляется на основе перевода качественной информации в количественные показатели либо путем целенаправленного отбора сведений по специальному перечню вопросов или за определенный период времени. Это метод контент-анализа . Он применяется при необходимости сопоставления однопорядковых данных, содержащихся в большом количестве документов, при необходимости систематизировать обширный материал, при изучении языка документов, при анализе открытого массового опроса (анкет).

Процедура контент-анализа начинается с определения предмета анализа и выделения категории анализа – изучаемого понятия, которое имеет некие признаки в содержании документа, называемые смысловыми единицами (качественные единицы анализа, относящиеся к изучаемой категории). В документе, соответственно, выделяют единицу анализа – часть его, соответствующую категории анализа и содержащую необходимые смысловые единицы. Последующие этапы заключаются в определении единиц счета – частоты появления смысловых единиц в изучаемых документах и объема внимания, уделяемого этим единицам.

Социометрия - метод опроса и алгоритм для математической обработки первичных измерений. С его помощью измеряется сте­пень дружественности отношений в малой группе.

Мониторинг - постоянное отслеживание информации, вклю­ченное наблюдение, оценка и анализ социальных ситуаций в фо­кусе их изменения с прогнозированием этих изменений на

Биографический метод - способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности.

Вторая группа методов : анализ проблем, анализ фак­торов, вызывающих проблему, анализ взаимного влияния этих факторов, сравнение различной информации и др. Для сравнения используются нормативные эталоны, стандар­ты, выбранные как желаемые показатели. В случае отклонения от стандарта возникает проблема. В ходе проведения диагностики важно выделить такие сравнения, которые помогут определить потенциальные результаты (стандарты будущего), на которых бу­дет базироваться принятие стратегических путей решения соци­альных проблем.

Третья группа методов . С их помощью определяются сте­пень важности проблем и срочность их решения. Существует ряд ме­тодов. Один из них - метод ранжирования альтернатив . Эксперт упорядочивает все варианты решения исследуемых социальных проблем по определенному рангу как наименее или наиболее пред­почтительные. Это помогает сделать окончательный выбор. Метод дерева целей - каждая большая цель делится на подцели, которые стоят на пути достижения главной. Это деление продолжается до тех пор, пока не будет достигнут уровень конкретных целей.

Правильное использование методов диагностики позволяет значительно повысить объективность, достоверность и эффектив­ность данной процедуры.

Использованная литература

1. Гуслова М.Н. Теория и методика социальной работы: учебник /М.Н. Гуслова. – М.: «Академия», 2007.

2. Нестерова Г.Ф., Астэр И.В. Технология и методики социальной работы. – СПб:СПбГИПСР, 2004.

3. Технология социальной работы: Учебное пособие для вузов/ Под ред. П.Я.Циткилова. – Новочеркасск; Ростов н/Д: Пегас, 1998.

Похожие публикации