Контроль финансового планирования. Финансовое планирование и финансовый контроль Система финансового планирования и контроля

В условиях рыночных отношений успешная деятельность коммерческой организации в целом зависит от достижения поставленных перед ней целей, от следования принятым установкам и намеченным ориентирам, от ее устойчивости с финансово-экономической и правовой точек зрения, а также от устойчивости ее положения среди конкурентов на рынке. Поэтому ведущей функцией управления современной коммерческой организации является осуществление надлежащего контроля, прежде всего внутреннего.

Внутренний финансовый контроль организации в наиболее узком смысле – осуществление субъектами организации, наделенными соответствующими полномочиями (субъекты внутреннего контроля) либо в автоматическом режиме, заданном указанными субъектами и под их управлением, следующих действий:

  • а) определение фактического состояния или действия управляемого звена системы управления организацией (объекта контроля);
  • б) сравнение фактических данных с требуемыми, т.е. с базой для сравнения, принятой в организации, либо заданной извне, либо основанной на рациональности;
  • в) оценка отклонений, превышающих предельно допустимый уровень, на предмет степени их влияния на аспекты функционирования организации;
  • г) выявление причин данных отклонений.

Цель внутреннего контроля – оценка эффективности принимаемых решений и внесение необходимых предпринимательских коррекций для достижения целей организации (рис. 2.4).

Рис. 2.4.

Финансовый контроль находится в центре, так как взаимодействует со всеми сферами контроля.

Внутренний финансовый контроль – организуемый предприятием процесс проверки исполнения и обеспечения реализации всех управленческих решений в области финансовой деятельности с целью реализации финансовой стратегии и предупреждения кризисных ситуаций, приводящих к его банкротству.

Эффективность организации внутреннего финансового контроля определяют следующие ключевые принципы:

  • а) направленность контроля на реализацию финансовой стратегии предприятия – он должен носить стратегический характер и отражать основные приоритеты его деятельности;
  • б) ориентация контроля на количественные стандарты. Это не означает, что внутренний финансовый контроль не должен охватывать качественные аспекты финансовой деятельности – речь идет лишь о том, что эти аспекты должны быть выражены в системе количественных показателей;
  • в) соответствие контроля специфике методов финансового анализа и планирования. В процессе организации этого контроля необходимо ориентироваться на арсенал методов планирования и анализа, используемых на данном предприятии с целью обеспечения соответствия контролируемых и фактических показателей;
  • г) своевременность контроля. Заключается в адекватности периодов контрольных действий периоду осуществления отдельных видов финансовых операций с целью внесения оперативных коррективов в управленческие решения;
  • д) гибкость контроля. Внутренний финансовый контроль должен быть построен с учетом возможностей приспособления к новым видам и формам финансовой деятельности предприятия, развитию новых сегментов финансового рынка, появлению новых финансовых инструментов и др.;
  • е) простота контроля. Чрезмерная сложность контроля может быть не понята или не поддержана его исполнителями, а также потребовать существенного увеличения потока информации для его осуществления;
  • ж) экономичность контроля. Затраты по осуществлению внутреннего финансового контроля должны быть минимизированы с позиций их адекватности эффекту, достигаемому в процессе осуществления этого контроля.

Основным средством организации внутреннего финансового контроля на предприятии служит разработанная система мониторинга текущей финансовой деятельности.

В последние годы в теорию и практику управления организации внедряется контроллинг.

Контроллинг целостная концепция управления предприятием, направленная на выявление всех возможностей и опасностей, связанных с получением предприятием прибыли в рыночной экономике.

При этом контроллинг не подменяет собой управление предприятием, а лишь переводит его па качественно более высокий уровень. Контроллинг охватывает все сферы деятельности предприятия и включает такие разделы, как определение целей, управленческий учет, планирование и др. (рис. 2.5).

Рис. 2.5.

Выделяют два вида контроллинга – стратегический и оперативный. Цели стратегического контроллинга – обеспечение выживаемости предприятия в долгосрочной перспективе, проведение антикризисной политики и отслеживание продвижения предприятия к запланированной стратегической цели развития. Стратегический контроллинг является ведущим по отношению к другому виду – оперативному контроллингу.

Цели оперативного контроллинга – создание системы управления по достижении текущих целей предприятия, а также принятие своевременных решений по оптимизации соотношения затраты – прибыль. Оперативный контроллинг является вторичным, но не второстепенным по отношению к стратегическому контроллингу. Оперативный контроллинг обеспечивает качественное и своевременное достижение целей и задач, заданных в системе стратегического планирования и контроллинга.

Объектами контроллинга выступают центры ответственности.

Центр ответственности – сегмент внутри предприятия, во главе которого стоит ответственное лицо, принимающее решения.

Выделение центров ответственности помогает лучше решать задачи, связанные с контролем за формированием затрат, выручки, прибыли, инвестированием деятельности предприятия (рис. 2.6).

Рис. 2.6.

Центр затрат – подразделение, руководитель которого несет ответственность за затраты, формируемые внутри

данного подразделения. Как правило, в качестве центров ответственности выступают подразделения наиболее низкого уровня – бригада, участок, цех и пр.

Центр выручки – структурное подразделение, руководитель которого отвечает за объемы продаж и доходы. В качестве центров выручки выступает отдел сбыта или торговый филиал.

Центр прибыли – подразделение, руководитель которого отвечает за формирование внутри него затрат, выручки и прибыли. Центр прибыли может состоять из нескольких центров затрат, центров доходов. Центрами прибыли могут выступать дивизионы.

Центр инвестирования – подразделение предприятия, руководитель которого отвечает за формирование бюджета капиталовложений, доходы и расходы от инвестиционной деятельности и эффективность реализации инвестиционных проектов. К центрам инвестирования могут относиться структурные подразделения, осуществляющие техническое перевооружение предприятия, новое строительство, модернизацию оборудования и т.д.

В целом деление компании по центрам ответственности позволяет:

  • – определить ответственных лиц по управлению затратами, прибылью и доходами;
  • – увязать систему управления финансово-экономическими показателями с организационной структурой управления компанией;
  • – активнее использовать финансовый инструментарий по управлению затратами, доходами, инвестициями и прибылью;
  • – оперативно выявлять отклонения в достижении плановых показателей финансово-хозяйственного развития компании и принимать своевременные оперативные решения по преодолению выявленных негативных отклонений.
  • Основы менеджмента: учеб, пособие / под ред. д-ра экон, наук, проф. В. И. Королева. М.: Магистр, 2008. С. 290–293.

— совокупность процедур, исключительно значимых с точки зрения повышения эффективности корпоративного управления, обеспечения роста и прибыльности бизнеса. В чём заключаются основные нюансы такого рода финансового контроля?

Этапы организации финансового контроля на предприятии

Изучим, каков алгоритм осуществления , каковы его основные этапы.

Специфика отдельных этапов корпоративного финансового контроля предопределяется его конкретной формой. Мероприятия по контролю могут быть:

  • предварительными (проводимыми до принятия руководством фирмы значимых решений в области управления корпоративным капиталом, а также на этапе их подготовки);
  • текущими (сопровождающими принятие и реализацию соответствующих решений);
  • последующими (анализирующими последствия принятых решений в области управления капиталом фирмы).

Если речь идет о предварительном финансовом контроле, то основными этапами его организации будут:

  • подготовка ответственных специалистов, компетентных в изучении структуры документов, которые закрепляют принимаемые решения по управлению финансами предприятия, составление спектров задач для них;
  • подготовка ответственных специалистов, компетентных в изучении участков бизнес-процесса — технологических или, например, представленных на уровне экономико-теоретической концепции управления корпоративным капиталом;
  • подготовка документальной базы для оформления результатов предварительного контроля, структура которой оптимальна для фиксации недоработок в части подготовки решений по управлению капиталом предприятия;
  • проработка плана предварительного финансового контроля;
  • реализация алгоритма предварительного финансового контроля, осуществляемая силами компетентных специалистов в соответствии с планом и при задействовании подготовленной документальной базы.

Текущий будет состоять из следующих этапов:

  • подготовка специалистов, компетентных в определении критериев качества реализации решений по управлению капиталом, а также в осуществлении практических процедур его оценки;
  • подготовка документальной базы для отображения текущих результатов реализации решений по управлению капиталом, структура которой оптимальна для фиксации значимых для бизнеса участков оборота капитала, а также для выявления корреляции между характеризующими их показателями и теми, что установлены в качестве целевых;
  • проработка плана текущего финансового контроля;
  • реализация алгоритма контроля — по плану силами подготовленных сотрудников и при использовании соответствующей документальной базы.

В свою очередь последующий финансовый контроль также предполагает подготовку компетентных специалистов в оценке итогов принятия решений по управлению капиталом, разработку необходимой документальной базы, плана, а также реализацию соответствующего алгоритма.

Условия организации финансового контроля на предприятии

Вне зависимости от конкретной разновидности финансового контроля на предприятии существует ряд ключевых условий, необходимых для его успешного проведения. А именно:

  • наличие необходимой документально-правовой базы (локальных НПА);
  • наличие инфраструктуры (ПО, средств связи, документирования процедур контроля);
  • наличие требуемых компетенций у сотрудников, участвующих в контроле.

Значимость элементов, относящихся к первой из трех перечисленных нами позиций, важна с точки зрения внутрикорпоративной легитимизации финансового контроля. Субъекты финансового контроля должны решать свои задачи, опираясь на действующий локальный нормативный акт. Он может, во-первых, удостоверять полномочия конкретного специалиста или их группы, чтобы у других сотрудников фирмы не было вопросов относительно их действий, а во-вторых — включать регламенты, следуя которым субъект финансового контроля должен выполнять свою работу.

Финансовый контроль на предприятии — это, прежде всего, работа с информацией, которая должна где-то фиксироваться, куда-то передаваться, кем-то изучаться и интерпретироваться. Для этих целей нужна специальная инфраструктура — для фиксации, передачи и интерпретации данных, получаемых в ходе финансового контроля.

Финансовый контроль на предприятии — это совокупность процедур, требующих в достаточной мере высокой квалификационной подготовки сотрудников. Те специалисты, которые выполняют функции проверяющих, должны иметь компетентное понимание тех участков бизнес-процесса, которые коррелируют с принятыми решениями по управлению капиталом и потому исследуются в процессе проверки.

Структура финансового контроля на предприятии

Современные исследователи выделяют следующие основные элементы структуры корпоративного финансового контроля:

  • работа с документальной базой;
  • работа с различными участками бизнес-процесса;
  • работа с сотрудниками.

Первый элемент финансового контроляпредполагает:

  • исследование документов на предмет корректности заполнения, актуальности используемых форм, наличия логики в отражении фактов об управлении капиталом предприятия;
  • исследование документов на предмет их подлинности, комплектности;
  • сравнительный анализ документов, сопоставление с эталонными образцами источников.

Что касается работы на уровне отдельных участков бизнес-процессов, структура финансового контроля может предполагать:

  • анализ эффективности инвестирования финансов корпорации — в аспекте фондоотдачи, корреляции вложений с рентабельностью, оборачиваемостью и иными показателями;
  • анализ производительности основных фондов и труда;
  • анализ финансовой устойчивости компании, ее платежеспособности по кредитам и иным обязательствам.

Финансовый контроль в аспекте работы с сотрудниками может включать:

  • проверку уровня квалификации специалистов, отвечающих за управление капиталом на предприятии;
  • выявление фактов недобросовестного отношения сотрудников к решению задач, связанных с управлением корпоративными финансами;
  • выработку мер, направленных на стимулирование повышения квалификации специалистов, участвующих в управлении капиталом на предприятии, а также на повышение уровня личной ответственности сотрудников фирмы за выполнение своих трудовых обязанностей.

Изучим специфику субъектов корпоративного финансового контроля.

Субъекты финансового контроля на предприятии

Таковыми могут быть:

  • отдельные сотрудники фирмы;
  • внутрикорпоративные структуры, сформированные нанятыми сотрудниками (менеджерами, специалистами);
  • внутрикорпоративные либо внештатные структуры, формируемые владельцем бизнеса либо выступающие в качестве партнеров, аутсорсеров.

Что касается субъектов первого типа, здесь речь идет главным образом о самоконтроле. Его применение свойственно небольшим предприятиям, ИП, которые сами выполняют значительный объем работы, связанной с бизнесом.

Внутрикорпоративными структурами, отвечающими за финансовый контроль на предприятии , могут быть специальные отделы — по контролю качества управления корпоративным капиталом, различные бухгалтерские либо аналитические подразделения компании. Подобный подход к организации финансового контроля — когда главная роль отводится внутрикорпоративным субъектам, которые формируются наемными сотрудниками, — характерен для средних организаций.

В свою очередь обеспечение эффективного финансового контроля на крупном предприятии может потребовать участия юридически независимых субъектов либо тех, которые формируются в рамках штата фирмы, но не при участии наемных сотрудников, а в соответствии с распоряжениями собственника.

Объекты корпоративного финансового контроля

Главный объект финансового контроля на предприятии — это система принятия решений по управлению корпоративным капиталом. Она состоит из следующих ключевых элементов:

  • нормативной базы, которая закрепляет алгоритмы соответствующей системы;
  • технологической инфраструктуры, которая позволяет реализовать данные алгоритмы;
  • концепции принятия решений, которой следуют сотрудники фирмы, ответственные за управление капиталами предприятия.

Нормативная база может быть представлена НПА, принятыми на различных уровнях — федеральном, региональном, муниципальном, а также локальными источниками права, инструкциями, пояснительными записками.

Технологическая инфраструктура, используемая в рамках управления капиталами в корпорации, — это, прежде всего, бухгалтерское ПО, программы для удаленного взаимодействия с банками и платежными системами, ПО для отправки отчетности и осуществления документооборота внутри организации и с другими субъектами правоотношений в различных сферах.

Объектами финансового контроля на предприятии также могут быть:

  • стоимостные и натуральные производственные показатели;
  • статистические данные, отражающие, к примеру, темпы продаж;
  • характеристики ключевых клиентов, социальных групп покупателей, поставщиков, партнеров.

В состав объектов финансового контроля в принципе могут быть включены любые компоненты бизнес-процесса, способные охарактеризовать эффективность управления корпоративным капиталом.

Но для чего руководству фирмы либо специалистам, ответственным за финансовые вопросы бизнеса, требуется осуществлять финансовый контроль? Изучим его основные цели.

Цели корпоративного финансового контроля

Их можно выделить в следующем спектре:

  • оценка качества ведения учета — бухгалтерского, налогового, управленческого;
  • выявление недоработок в выполнении сотрудниками предприятия трудовых обязанностей;
  • выявление недоработок в инфраструктуре управления капиталом предприятия;
  • оптимизация концептуальных подходов к управлению капиталом;
  • выявление факторов, влияющих на эффективность управления финансами предприятия.

Первая из целей финансового контроля на предприятии , отмеченная в перечне, важна с точки зрения легитимизации бизнес-процессов — в аспекте наличия документально оформленных лицензий, разрешений, патентов, корректного формирования отчетности (требуемой по закону, составляемой в силу пожеланий собственников компании либо предназначенной для инвесторов, банков и партнеров фирмы).

Вторая из отмеченных выше целей финансового контроля значима для предприятия с точки зрения обеспечения стабильности бизнес-процессов — тогда, когда их осуществление напрямую зависит от уровня компетентности, ответственности и опыта сотрудников.

Третья из отмеченных нами целей важна, прежде всего, для повышения технологической конкурентоспособности предприятия. Качество инфраструктуры, используемой при реализации решений по управлению финансами фирмы, предопределяет объем затрат на соответствующую реализацию с точки зрения времени, компенсации труда персонала, расходов на поддержание функциональности программно-аппаратных компонентов данной инфраструктуры.

Финансовый контроль позволяет также выявить потенциал для улучшения концептуальных подходов руководства фирмы к управлению капиталами предприятия. Как правило, при этом определяются также факторы, влияющие на успешность реализации принятой концепции. Распоряжение финансовыми ресурсами корпорации, их инвестирование в те или иные фонды чаще всего основано на методах и подходах, формирующих некую концепцию, которая время от времени может корректироваться — в зависимости от результатов использования соответствующих методов и подходов. А выявить данные результаты помогает финансовый контроль на предприятии .

Успешное достижение отмеченных выше целей предопределяет формирование еще одной. Речь идет о такой цели, как определение мер, направленных на:

  • повышение эффективности учета;
  • повышение компетенций сотрудников;
  • оптимизацию инфраструктуры управления корпоративным капиталом;
  • корректировку концептуальных принципов работы с финансами на предприятии;
  • выработку концепций по усилению активности использования позитивных факторов управления капитала и снижению зависимости бизнес-процессов от негативных факторов.

Рассмотрим ключевые методы корпоративного финансового контроля.

Методы корпоративного финансового контроля

Существует большое количество подходов к определению данных методов. Заслуживает внимания концепция, в соответствии с которой таковые можно классифицировать в рамках следующих основных групп:

  • научно-теоретические методы;
  • социально-коммуникативные методы;
  • эмпирические методы.

Методы первого типа представляют собой совокупность подходов к сбору необходимой информации о положении дел на предприятии в части управления корпоративными финансами, а также к ее интерпретации. Примеры научно-теоретических методов, которые могут быть в данном случае использованы:

  • анализ;
  • моделирование;
  • статистика.

Применение научно-теоретических методов финансового контроля в организации позволяет ответить на вопрос, что нужно сделать для того, чтобы оценить качество управления корпоративными финансами (что проанализировать, смоделировать, отразить статистически).

Социально-коммуникативные методы необходимы в части выстраивания конструктивной системы взаимодействия субъектов финансового контроля и тех людей, которые имеют отношение к объектам контролируемой деятельности. Примеры таких методов:

  • убеждение;
  • диалог;
  • поощрение;
  • стимулирование;
  • мотивирование.

Социально-коммуникативные методы важны с точки зрения ответа на другой вопрос: как обеспечить корректную оценку качества управления корпоративными финансами. В определяющей степени это зависит от действий людей, работающих в компании — не только проверяющих, но и тех, кого проверяют.

Эмпирические методы финансового контроля на предприятии представлены совокупностью практических действий субъектов контроля, которые могут сопровождаться использованием инфраструктуры, необходимой для решения поставленных задач. Примеры эмпирических методов:

  • проверка документов, их арифметическое и логическое тестирование;
  • проведение опросов;
  • технологические тесты ПО и оборудования;
  • экспериментирование;
  • мониторинг хозяйственных операций;
  • работа с локальной юридической базой — в виде издания приказов и распоряжений, имеющих отношение к организации финансового контроля;
  • внутренний аудит;
  • ревизии.

Подробнее о специфике некоторых эмпирических методов внутреннего финансового контроля вы можете узнать из статей:

Эмпирические методы отвечают на вопросы, каким образом можно оценить качество управления корпоративным капиталом, с помощью каких технологических, правовых, управленческих подходов и инструментов субъекты финансового контроля должны решать поставленные задачи. Данные методы в практическом аспекте дополняют те, что определены на уровне научно-теоретических методов.

Понятие финансового контроля, его принципы и задачи. Роль финансового контроля в социально-экономических преобразованиях

Финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности государства.

Основные задачи финансового контроля заключаются в:
  • проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;
  • проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении;
  • проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;
  • выявлении внутренних резервов производства;
  • устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины.

В результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности.

Роль финансового контроля в социально-экономических преобразованиях выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие.

Государственный, внутрифирменный и независимый (аудит) контроль

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям.

В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.

Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.

Текущий (оперативный) финансовый контроль — это контроль, осуществляемый в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов и т. д.).

Последующий финансовый контроль — это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета и т. п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

Можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный проводится:

  • в силу требований законодательства;
  • по решению компетентных государственных органов.

Возможны и другие основания классификации финансового контроля, в частности, в зависимости от органов (субъектов), осуществляющих его . В этом случае выделяется финансовый контроль:

  • представительных органов государственной власти и местного самоуправления;
  • президента;
  • исполнительных органов власти общей компетенции;
  • ведомственный и внутрихозяйственный;
  • общественный;
  • аудиторский.

Ведомственный контроль, осуществляемый министерством, ведомством за деятельностью входящих в их систему учреждений и организаций, имеет много общего с контролем, который производится в системе общественных организаций или религиозных организаций. Близок к ним и контроль, осуществляемый хозяйствующим субъектом, не входящим в какую-либо систему. Указанный контроль целесообразно обозначить как внутренний или внутрисистемный.

Представляется необходимым в условиях развития местного самоуправления выделить в качестве самостоятельного вида финансового контроля контроль, осуществляемый представительными и исполнительными органами местного самоуправления.

Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти. Большое значение для развития государственного финансового контроля имеет Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» от 25 июля 1996 г. Данным Указом установлено, что в РФ государственный контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Одновременно в соответствии с установленным законодательством РФ разграничением функций и полномочий указываются конкретные субъекты государственного финансового контроля: Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Минфин РФ (Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и Федеральная служба по финансовому мониторингу), Федеральная таможенная служба РФ, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Было признано необходимым проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств не только в федеральных органах исполнительной власти, но и на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета.

Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов РФ.

Внутренний (внутрисистемный) финансовый контроль . Данный вид финансового контроля осуществляется в министерствах, комитетах, в других органах исполнительной власти, общественных и религиозных организациях руководителями соответствующих образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства, комитета, иного органа исполнительной власти или соответствующему органу общественной или религиозной организации. Контрольно-ревизионная служба системы органов внутренних дел проводит ревизии финансово-хозяйственной деятельности подразделений министерства, состоящих на федеральном бюджете, не реже одного раза в два года. Внеплановые ревизии происходят по указанию вышестоящих по отношению к ревизуемому подразделению руководителей, решению судебно-следственных органов, при ликвидации подразделения, смене его руководителя или начальника финансовой службы. Срок ревизии не может превышать 40 дней. Продление этого срока допускается с разрешения руководителя, назначившего ревизию.

Основные задачи данного контроля:

  • выявление случаев хищения и недостач денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины;
  • разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих;
  • принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др.

Аудиторский (независимый) финансовый контроль . В соответствии с федеральным законом «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 7 августа 2001 г., аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг.

Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем, проводимым в соответствии с законодательством РФ, специально уполномоченными органами. Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

Лицензии на осуществление специального аудита выдаются: Центральным банком РФ для проведения банковского аудита, Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ для проведения аудита страховых организаций. Лицензии на проведение общего аудита, а также аудита бирж, инвестиционных фондов выдает Министерство финансов РФ.

Основная цель аудиторской деятельности — установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ. Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными.

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, инициативная — по решению хозяйствующего субъекта.

Обязательная аудиторская проверка может также производиться по поручению органов дознания, следователя при наличии санкции суда или арбитражного суда. Федеральный закон об аудиторской деятельности в РФ подробно регламентирует вопросы, связанные с оплатой работы аудитора, ответственностью хозяйствующего субъекта за уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки, порядком проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и т. д.

Качество аудиторского заключения может быть проверено органом, выдавшим лицензию на осуществление аудиторской деятельности, по заявлению хозяйствующего субъекта, собственной инициативе или предложению прокурора. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или для хозяйствующего субъекта, с аудитора (аудиторской фирмы) могут быть взысканы на основании решения суда или арбитражного суда по иску органа, выдавшего лицензию:

  • понесенные убытки в полном объеме;
  • расходы на проведение перепроверки;
  • штраф, зачисляемый в федеральный бюджет, в определенном размере.

Контроль финансово-кредитных органов (банковский контроль). Государственный финансовый контроль ведется также банками и другими кредитными учреждениями. Банковский контроль осуществляется банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам. Банковский контроль необходим для эффективного использования банковских ссуд и направлен на укрепление платежной дисциплины.

Внутрихозяйственный контроль представляет собой проверку производственной и хозяйственной деятельности предприятий в целом, отдельных его структурных подразделений, осуществляемую бухгалтерией, финансовым отделом и другими экономическими службами хозяйствующего субъекта.

Сущность и задачи финансового контроля

Финансовый контроль является одним из важнейших звеньев финансовой системы. Он обеспечивает правильность, своевременность и полноту формирования доходов; обоснованность и точность осуществления расходов. Эффективность финансового контроля обязательное условие успешного проведения экономической и социальной политики, четкого функционирования управленческого аппарата.

Финансовый контроль — механизм обеспечения законности финансовой деятельности исполнительных органов государственной власти и муниципальных образований.

В соответствии с Указом Президента РФ "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" от 25 июля 1996 г. сферами финансового контроля являются: исполнение федерального бюджета и бюджетов социальных внебюджетных фондов, организация денежного обращения, использование кредитных ресурсов, состояние государственного внутреннего и внешнего долга, предоставление налоговых льгот.

Счетная палата РФ в соответствии с законом РФ "О счетной политике Российской Федерации" от 11 января 1995 г. выступает ведущим органом финансового контроля.

Бюджетным кодексом РФ предусмотрено осуществление Счетной палатой контроля за исполнением федерального бюджета, социальными внебюджетными фондами, состоянием внутреннего и внешнего долга государства.

См.далее:

Наряду со Счетной палатой правом финансового контроля в РФ обладают еще ряд учреждений: Главное контрольное управление Президента РФ, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ (в частности, Департамент государственного финансового контроля и аудита, а также Главное управление Федерального казначейства), Министерство РФ по налогам и сборам, Комитет финансового мониторинга, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная служба налоговой полиции РФ, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Помимо федерального уровня, финансовый контроль осуществляется на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований (см. схему 1). Такая многозвенность финансового контроля снижает его эффективность.

Министерство финансов РФ как субъект финансового контроля

В соответствии с положением о Министерстве финансов Российской Федерации (утверждений постановлением Правительства РФ № 329 от 30 июня 2004 г.) Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Министерство финансов Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Финансовые органы субъектов РФ при осуществлении государственного контроля за использованием ассигнований соответствующего бюджета наделяются правами, аналогичными правам Министерства финансов РФ.

Федеральная налоговая служба как субъект государственного финансового контроля

См.далее:

Схема 1 Структура органов государственного финансового контроля в РФ*

Субъекты контроля в законодательных (представительных) органах государственной власти и представительных органах местного самоуправления

Субъекты контроля в исполнительных органах государственной власти и местного самоуправления

  1. I. На федеральном уровне

Государственная дума РФ

Совет Федерации РФ

Счетная палата РФ

I . На федеральном уровне

Главное контрольное управление Президента РФ

Минфин РФ

Главное управление Федерального казначейства

Департамент государственного финансового контроля и аудита

Министерства и ведомства главные распорядители, распорядители бюджетных средств федерального бюджета

Пенсионный фонд РФ

Фонд социального страхования РФ

Фонд обязательного медицинского страхования

  1. II. На уровне субъекта РФ

Законодательный орган власти

Счетная палата субъекта РФ

II . На уровне субъекта РФ

Финансовые органы субъекта РФ

Казначейство субъекта РФ

Территориальные органы федеральных министерств и ведомств

Управление Федерального казначейства (УФК)

Управление МНС РФ России (УМНС РФ)

Таможенные органы

Отраслевые органы управления главные распорядители, распорядители средств бюджета субъекта РФ

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования

III. На муниципальном уровне

Представительный орган муниципального образования

Счетная палата муниципального образования

III. На муниципальном уровне

Финансовое управление администрации муниципального образования

Органы управления распорядители средств местного бюджета

Местные отделения территориальных органов федеральных министерств и ведомств (УФК, УМНС РФ)

Местные отделения территориальных органов социальных внебюджетных фондов

Управлять – планировать, прогнозировать. Потому важный компонент бизнеса – планирование. Особое значение имеет финансовое планирование, которое определяет источники доходов и направления расходов денежных средств предприятия для обеспечения его деятельности.

Цели и задачи финансового планирования

Финансовое планирование – планирование доходов и расходов для обеспечения нормального функционирования предприятия. Осуществляется с помощью составления различных по содержанию и назначению финансовых планов. Тесно связано с планированием хозяйственной деятельности.

Главная цель – обеспечить рациональное соотношение между объемом производства, темпом роста и финансовыми ресурсами предприятия; между кредитными и собственными средствами.

  • определить соответствие между наличием денежных средств и потребностью в них;
  • выбрать оптимальные источники финансирования, действенные пути распределения;
  • найти резервы увеличения доходов; способы привлечения денежных средств;
  • установить соотношение между материальными и финансовыми ресурсами;
  • обеспечить выгодное сотрудничество с кредитными организациями, бюджетом и др.

Принципы финансового планирования:

  1. Прогнозирование. Анализируются основные экономические показатели с целью определения финансовой среды компании.
  2. Определение приоритетов. Структурные элементы плана – самые значимые связи и зависимости.
  3. Обеспечить финансовую безопасность. При принятии любого финансового решения учитывается все риски.
  4. Оптимизация. Выбор оптимального направления использования денежных средств.
  5. Координация, интеграция. Учет взаимосвязи между разными сферами деятельности организации.
  6. Контроль. Финансовое планирование позволяет контролировать хозяйственную деятельность фирмы.
  7. Документирование. Финансовая и хозяйственная деятельность обязательно документируются.

Система финансового планирования на предприятии

Финансовое планирование в организации происходит в несколько этапов:

  1. Анализ финансового состояния.
  2. Составление бюджетов и прогнозных калькуляций.
  3. Определение потребности в финансовых ресурсах, поиск источников финансирования.
  4. Разработка мероприятий по управлению и контролю.
  5. Разработка процедуры внесения коррективов.

Элементы системы финансового планирования на предприятии:

Стадия Решение Действия
Разработка финансовой стратегии (от 3 до 5 лет) Система долгосрочных целей финансовой деятельности организации.
  • определение общего периода формирования финансовой стратегии;
  • определение стратегических целей финансовой деятельности;
  • определение показателей в каждом периоде реализации финансовой стратегии;
  • оценка финансовой стратегии.
Текущее планирование (на 1 год) Осуществляется на основе баланса доходов и расходов.
  • регулирование расходов (отчислений в фонды накопления, выплат дивидендов и др.);
  • оптимизация заемных средств (состава, размера);
  • составление матричного баланса для определения источников финансирования по статьям расходов.
Оперативное планирование (на месяц / квартал) Разработка платежного календаря и кассового плана предприятия с целью ранней диагностики финансового состояния. Платежный календарь – информационная база о движении денежных средств. С его помощью отслеживаются неплатежи, определяется потребность в краткосрочных займах; наличие временно свободных средств предприятия. Кассовый план отражает движение средств через кассу.

Задачи текущего и финансового планирования решает также система бюджетирования.

Бюджетирование как инструмент финансового планирования

Общий процесс планирования не обходится без составления бюджетов. Это оперативные финансовые планы на год с разбивкой по кварталам. Отражают расходование и поступление средств по всем видам деятельности предприятия (операционной, финансовой, инвестиционной).

Бюджетирование – разработка конкретных бюджетов в зависимости от поставленных задач оперативного планирования (текущие бюджеты); по формированию источников капитала и их размещению (капитальные бюджеты). Пример текущего – платежный баланс на месяц, капитального – прогноз баланса активов и пассивов на будущий год.

Информационная база бюджетирования:

  • бухгалтерская отчетность (формы №1, 2, 4, 5);
  • анализ выполнения финансовых планов;
  • договоры с потребителями и поставщиками;
  • планы сбыта, прогнозные расчеты спроса;
  • экономические нормативы, установленные законодательством (банковские проценты, минимальный размер зарплаты, налоговые ставки и т.п.);
  • учетная политика предприятия.

Финансовые планы на основе этих данных – руководство для финансирования текущей деятельности предприятия, составления инвестиционных проектов.

Требование организовать внутренний контроль хозяйственной деятельности сформулировано в ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и в п. 6 Инструкции № 157н. Финансовый контроль позволяет учреждениям эффективно использовать бюджетные средства, вести достоверный бухгалтерский учет и представлять в контролирующие органы корректную отчетность.

Оценить потребности

В первую очередь нужно оценить предстоящий объем работ и денежные ресурсы, необходимые для организации внутреннего финансового контроля. Важно определить и количество задействованных сотрудников: один человек на все учреждение, ответственные работники в ключевых отделах (кадровая служба, экономический отдел, бухгалтерия), комиссия из компетентных сотрудников или даже выделенный отдел с полным спектром обязанностей и штатным расписанием. Многое в принятии решения зависит от масштаба учреждения и объемов хозяйственной деятельности.

Можно проводить несколько видов контроля:

  1. Предварительный контроль позволяет оценить правомерность и экономическую целесообразность планируемых операций. На этом этапе проверяют договоры, соотносят будущие затраты с планом финансово-хозяйственной деятельности и пр.
  2. С помощью текущего контроля учреждение отслеживает, как реализуются операции, насколько эффективно тратятся выделенные средства, анализирует качество ведения бюджетного учета, подготовки отчетности и пр.
  3. Последующий контроль подразумевает анализ документации, инвентаризацию, подготовку отчетов и иные контрольные мероприятия.

Первые два вида проходят внутри подразделений, этот контроль ложится на плечи работников согласно их трудовым функциям, а вот для последующего контроля должны быть выделены отдельные сотрудники — ревизионная группа или комиссия.

Оформить документы

Следующий шаг в организации внутреннего контроля — разработка и утверждение нормативных актов, которые определят порядок работы ревизионного отдела/группы, обозначат обязанности ответственных сотрудников. Если эти функции возложены на одного сотрудника, можно составить общее положение и внести дополнения в должностные инструкции. Если контролирующие функции будут выполнять специалисты из разных подразделений, то в положения об этих отделах нужно внести соответствующие изменения, равно как и в должностные инструкции сотрудников. Если контроль будет вести отдельная группа/отдел, потребуется еще и положение об отделе внутреннего контроля. В любом случае новые документы должны быть утверждены приказом руководителя учреждения и обязательно прописаны в учетной политике.

Обеспечивать стабильную работу системы контроля за финансами — обязанность главы учреждения. Не реже одного раза в год под его руководством должны проходить оценка и пересмотр системы внутреннего контроля.

Составить план мероприятий

После подготовительных работ и определения ответственных наступает этап разработки плана мероприятий. Их удобно сгруппировать по направлениям, например:

  • денежные средства и бланки строгой отчетности;
  • банковские операции;
  • дебиторская и кредиторская задолженности;
  • фонд оплаты труда (в том числе премиальные выплаты, материальная помощь, компенсации);
  • товарно-материальные ценности (в том числе ГСМ, запчасти, основные средства и пр.);
  • бухгалтерский учет и отчетность.

По каждому из направлений разрабатываются и указываются формы и сроки проведения всех видов контроля, а также исполнители. План формируется на весь календарный год. Именно он станет отправной точкой для программы проверки, по которой будет действовать ревизионная комиссия.

Провести проверку

Последующий контроль учреждение может реализовать через проверки — плановые и внеплановые.

Для плановых проверок учреждение устанавливает периодичность самостоятельно, но не реже, чем это требует бюджетное (бухгалтерское) законодательство (п. 20 Инструкции № 157н, п. 1.5 Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 № 49).

На что смотрят в ходе плановой проверки:

  • соответствуют ли бухгалтерский учет и учетная политика требованиям актуального законодательства РФ;
  • насколько корректно отражены факты хозяйственной деятельности в учете;
  • насколько полно и правильно оформлены операции;
  • своевременно ли проводится инвентаризация;
  • насколько полно и достоверно составлена бухгалтерская отчетность.

Потребность во внеплановой проверке возникает, когда появляется сигнал о нарушениях. В зависимости от сложности вопроса контрольная проверка может быть сплошной или выборочной. Сплошная проводится, если нарушения отмечены в сфере кассовых и банковских операций, оплаты труда, подотчетных средств и пр. Это трудоемкий процесс, он подразумевает детальное изучение всей совокупности первичной бухгалтерской документации и/или отчетной документации.

Выборочная проверка позволяет получить данные, основываясь на анализе небольшого числа документов. Сложность составляет сама выборка. Для анализа ревизионная комиссия должна выделить несколько групп элементов (счета-фактуры, договоры, реестры, акты, выполненных работ и пр.) с определенным временным интервалом за произвольный период времени. Главное требование — выборка должна быть репрезентативной.

Что проверяет ревизионная комиссия:

  • подлинность документов, качество их оформления, отражение первичных форм в бухгалтерском учете;
  • соответствие данных в первичных документах и бухучете;
  • подлинность документов, представленных структурными подразделениями, и их корректное отражение в общем учете;
  • соответствие бухгалтерского учета и отчетности;
  • правомерность хозяйственных операций, соответствие действующему законодательству, государственным нормативным актам и внутренним документам учреждения.

Оформить результаты

Результаты разных видов контроля следует оформлять по-разному. Для описания недочетов, выявленных во время предварительного и/или текущего контроля, достаточно служебной записки на имя руководителя учреждения. В нее можно включить рекомендации, как устранить нарушения и не допускать их впоследствии. Если контроль осуществляют сами сотрудники, то в положении о внутреннем контроле стоит указать периодичность, с которой должна проводиться проверка по каждому из отделов.

А вот результаты последующего контроля комиссия фиксирует в отдельном акте и направляет его руководителю учреждения вместе с сопроводительной запиской. Документы должны подписать все члены комиссии.

В акте проверки обязательно должны быть зафиксированы:

  • согласованная с руководителем программа проверки;
  • состояние участков бухгалтерского учета и отчетности (нефинансовых активов, безналичиных и наличных денежных средств, расчетов по авансам и пр.);
  • использованные приемы и методы сбора и анализа информации;
  • данные о соответствии финансово-хозяйственной деятельности учреждения требованиям текущего законодательства РФ;
  • выводы о проведении контроля, перечень выявленных нарушений;
  • перечень мер для устранения нарушений с указанием сроков и ответственных сотрудников, а также рекомендации, как не допускать подобных ошибок в будущем.

Виновники нарушений должны в срок, определенный положением о внутреннем контроле, представить в письменном виде свои объяснения руководителю. Основываясь на акте ревизионной комиссии, бухгалтер разрабатывает план мероприятий, который позволит устранить недочеты, с указанием сроков и ответственных лиц, а затем и отчитывается перед руководством учреждения о реализации плана.

Очень важно выстроить четкую, понятную и прозрачную систему внутреннего финансового контроля. Она состоит из множества элементов, затрагивает деятельность многих сотрудников и эффективна, только если работают все ее составляющие в комплексе.

Похожие публикации