Что нужно для регистрации нко. Как проводить ликвидацию. Что требуется для создания компании

Порядок действий при регистрации НКО в Москве: куда необходимо обратиться за получением разрешения на создание некоммерческой организации, какие для этого необходимы документы, адрес отделения Управления Минюста России, размеры госпошлины в 2018 году, бланк заявления для скачивания, ссылки для подачи документов онлайн, сроки регистрации и получения регистрационных документов.

Порядок действий

Регистрация некоммерческой организации (НКО) проходит в несколько этапов:

  1. Заявитель подает документы на регистрацию в территориальный орган Минюста России или Центральный аппарат Минюста России – в зависимости от специфики и масштаба будущей организации.
  2. Уполномоченный орган принимает решение о регистрации НКО и перенаправляет документы в регистрирующий орган (ФНС).
  3. ФНС проводит регистрацию и вносит соответствующую запись в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).
  4. Документы о регистрации НКО поступают в территориальный орган Минюста России или Центральный аппарат Минюста России. Уполномоченный орган вносит сведения в ведомственный реестр.
  5. Заявитель получает на руки свидетельство о регистрации НКО, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ, выписку из ЕГРЮЛ и устав с отметкой регистрирующего органа.

В Центральный аппарат Минюста России документы подаются при регистрации:

  • общероссийских и международных общественных объединений;
  • политических партий;
  • отделений международных организаций и иностранных неправительственных НКО;
  • централизованных религиозных организаций, если их местные отделения находятся в 2 и более субъектах РФ.

В территориальное отделение Минюста России документы подаются при регистрации:

  • местных и региональных общественных объединений;
  • отделений и подразделений политических партий;
  • религиозных организаций местного уровня;
  • централизованных религиозных организаций, если их местные отделения находятся в пределах одного субъекта РФ;
  • иных НКО.

Список документов

Для регистрации НКО необходимо подготовить следующие документы:

  • заявление;
  • учредительные документы в 3 экземплярах (копии должны быть заверены нотариусом);
  • решение общего собрания учредителей о создании НКО и об утверждении учредительных документов;
  • сведения об учредителях;
  • чек оплаты госпошлины;
  • сведения о месте нахождения постоянно действующего органа НКО, по которому организацию можно найти;
  • документы, подтверждающие право на использование в наименовании НКО имени или символа, попадающих под защиту интеллектуальной собственности (при необходимости);
  • выписка из реестра иностранных юрлиц или другой подтверждающий статус документ (если учредитель – иностранное лицо);
  • программа политической партии и ее текст в машиночитаемом виде (при создании политической партии);
  • экземпляр печатного СМИ, где указана дата и время проведения съезда политической партии (при создании политической партии);
  • заверенные уполномоченными лицами копии протоколов конференций или собраний партии, проведенных не менее чем в половине субъектов РФ (при создании политической партии);
  • уставы не менее 3 местных религиозных организаций, входящих в состав централизованной религиозной организации (при создании централизованной религиозной организации);
  • заявление о включении НКО в реестр НКО, выполняющих функции иностранных агентов (при необходимости).

Все документы, кроме учредительных и тех, что подаются в электронном виде, предоставляются в 2 экземплярах. Один из них – подлинник.

Для регистрации отделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций требуется тот же перечень документов, однако он предоставляется на национальном языке с переводом на русский язык.

Со дня вынесения учредителями решения о создании НКО документы на регистрацию должны быть поданы в течение 3 месяцев (6 месяцев – при создании политической партии)

Госпошлина

Создание НКО предусматривает оплату государственной пошлины:

  • за регистрацию общественных объединений инвалидов и их отделений – 1400 рублей;
  • за регистрацию политической партии и каждого отделения политической партии – 3500 рублей;
  • за регистрацию иных НКО – 4000 рублей.

Оплата производится в любом банке.

Адреса

Подать документы для регистрации НКО москвичи могут лично в территориальное отделение Управления Министерства юстиций РФ (отделение Управления Минюста России), Центральный аппарат Министерства юстиций РФ (Департамент по делам некоммерческих организаций Минюста России), почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения или через портал Госуслуг.

Подача заявления через портал Госуслуг

Отправить заявление на регистрацию НКО можно через портал Госуслуг. В личный кабинет на сайте придет соответствующее подтверждение.

Заявителем может быть только юридическое лицо.

Существование некоммерческих организаций (НКО ) вызывает огромное количество споров, специфика деятельности таких организаций самая разная, но основа у всех одинаковая – они создаются не ради денег и выгоды. И поэтому у многих людей со стороны часто возникают вопросы целесообразности существования такой правовой формы организаций.

Что такое некоммерческая организация

Некоммерческие организации – это такая разновидность организации, которая не подразумевает получение экономической выгоды. Поэтому все расходы на содержание в полной мере ложатся на учредителей без возможности вести коммерческую деятельность. При этом денежные средства могут привлекаться из таких источников как:

  • Добровольные пожертвования от людей, разделяющих интересы и поддерживающих деятельность данной организации;
  • Добровольные взносы участников;
  • Привлечение средств от коммерческих организаций;
  • Осуществление коммерческой деятельности (сопутствующие платные услуги);
  • Государственное финансирование и т.д (Читайте также статью ⇒ ) .

Виды некоммерческих организаций

Разнообразие некоммерческих организаций поражает. По своей сути данные организации компенсируют те области общественной жизни людей, где государство по каким-либо причинам не работает, а для коммерческих организации данные области выступают экономически нецелесообразными.

Вид НКО Описание
Общественные организации Такого рода организации создаются для защиты и отстаивания интересов граждан в той или иной сфере. К таким организациям относят волонтеры, молодежные и детские организации.
Благотворительные фонды Данные фонды занимаются социальной поддержкой незащищенных слоев населения, защитой культурного и природного наследия и т.д. Осуществление данных социальных программ производится посредством сбора средств (пожертвований).
Религиозные объединения
Занимаются в основном поддержкой религиозных учреждений, образованием в сфере верования, защитой прав верующих и т.д. Существуют также за счет пожертвований.
Бюджетные (государственные) учреждения Занимаются общественно полезными делами, научно-техническими разработками, поддержкой предпринимательства и т.д. Финансирование происходит из федерального бюджета или за счет привлечения частных инвестиций.

Источники финансирования некоммерческих организаций

Как уже говорилось выше, некоммерческие организации в своей деятельности не имеют никакой экономической выгоды. А это означает, что даже при оказании каких-либо платных услуг, заработанные средства должны пойти на основные цели данной некоммерческой организации. Но существование платных услуг в такого рода организациях – это скорее исключение, чем правило. И отсюда возникает вопрос: откуда берутся средства для осуществления деятельности НКО.

Источники финансирования можно разделить на три группы:

  • Собственные источники финансирования – это могут быть, как членские взносы за право принимать участие в деятельности НКО, так и средства, полученные при оказании платных услуг или ведении совместной коммерческой деятельности;
  • Государственные источники финансирования – это могут быть как предоставление различных льгот и налоговых преференций, а также бюджетные дотации;
  • Привлеченные источники финансирования – это группа включает в себя поступления средств от пожертвований, привлеченных спонсорских средств, гранты, полученные от государства или коммерческих организаций (Читайте также статью ⇒ ).

Кто имеет право открыть НКО

Как и любую другую организационную форму деятельности, граждане нашей страны, а также юридические лица могут открывать и регистрировать некоммерческую организацию беспрепятственно. Основным условием деятельность организации должна соответствовать основному принципу НКО – отсутствие экономической выгоды у учредителей. И как уже говорилось даже ведение коммерческой деятельности в рамках НКО и предоставление платных услуг должно соответствовать уставу и целям данной организации, а вырученные средства обязаны оставаться в организации, а не выводится в качестве прибыли учредителям.

Документы необходимые для открытия НКО

После вынесения вердикта о необходимости создания некоммерческой организации (обычно в течение трех месяцев после вынесения вердикта на собрании учредителей), юридическое или физическое лицо должно собрать все необходимые документы для подачи в регистрационную палату. Актуальный список документов можно уточнить в уполномоченном органе власти, так как в зависимости от рода деятельности список может дополняться:

  • Заявление с изъявлением желания на создание НКО, подписанное всеми участниками и заверенное у нотариуса;
  • Документы, разъясняющие принципы работы данной организации (решение собрания, устав, учредительные документы);
  • Протокол собрания об организации НКО и приказ об утверждении документов организации;
  • Представить подтверждающий документ (квитанцию) об уплате обязательной государственной пошлины (в некоторых случаях организаторы могут получить льготы по уплате);
  • Документы на аренду помещения или о владении данным помещением, где будет располагаться сама организация.

Сроки создания некоммерческой организации

Сроки рассмотрения (рабочие дни) Пояснения
От 14 дней до 30 дней Такой срок устанавливает Минюст в качестве максимального для рассмотрения всех документов и вынесения вердикта о регистрации некоммерческой организации (максимальной срок рассмотрения зависит от вида НКО)
До 5 дней Происходит постановка на учет в Налоговой службе
От 14 до 30 дней Такой срок выделяют на дополнительные согласования пожеланий учредителей о деятельности организации и проверки соответствий таковых с законодательством

Реорганизация некоммерческой организации

Еще один способ создания НКО – это реорганизация существующей некоммерческой организации. Существует несколько видов реорганизации учреждения:

  • Присоединение какой-либо организации;
  • Преобразование существующей организации – создание филиала или дочернего общества;
  • Соединение нескольких организаций в одну;
  • Выделение департамента или целевого направления в обособленную организацию для упрощения контроля и ведения деятельности;
  • Разделение организации на независимые друг от друга учреждения.

При этом не создается новое юридическое лицо только в случае слияния двух или нескольких организаций, во всех остальных случаях реорганизация подлежит обязательной государственной регистрации.

Распространенные вопросы и ответы на них

Возможно ли чтобы НКО занималась коммерческой деятельностью?

В учредительных документах, а точнее в уставе любой организации должны быть прописаны род занятий и основные цели каждой конкретной организации, в том числе и некоммерческой организации. При регистрации некоммерческой организации учреждение исполнительной власти помимо прочих документов запрашивает также документы о роде деятельности и основных принципах работы, где проверяет соответствие указанных данных законодательству, регулирующему НКО. Согласно данному законодательству любые средства, полученные от коммерческой деятельности НКО, должны оставаться в организации и быть направлены на основную деятельность, заявленную в документах об учреждении некоммерческой организации.

Какие существуют преимущества создания некоммерческой организации?

У каждого гражданина или юридического лица есть выбор создавать НКО или нет, но суть в том, что без регистрации такого рода организации все цели, преследуемые учредителями, не будут иметь основы и юридической силы. Помимо усиления правовой силы продвижения своих интересов, есть еще один немаловажный аспект – финансовый. Конечно, данные организации не создаются для зарабатывания денег, они скорее несут более благородный смысл, но даже в таком случае для поддержания любых целевых программ нужны денежные средства, которые можно получить различными способами, но более легальный и простой способ привлечения денежных средств – это НКО, существующая в рамках законодательства Российской Федерации.

Кто принимает решение о создании государственной некоммерческой организации?

Решение о создании такого рода НКО принимается только исполнительными органами власти, в зависимости от федеративного уровня данной организации. При этом данные организации будут получать нужное им финансирования из бюджета того уровня власти, которое принимало решение о создании.

Свободное объединение для защиты своих законных интересов является одним из прав человека и гражданина, указанных в Основном законе государства. Конечно, не всякое коллективное образование подпадает под действие этой нормы. Только действующая на постоянной основе, созданная и внесённая в государственный реестр группа может быть признана общественным объединением и подпадать под защиту ст. 13 Конституции РФ.

Определение общественного объединения

Указанное право граждан реализуется как в форме непосредственного объединения в коллектив, так и через зарегистрированные организации - общественные объединения. Последний вариант более предпочтителен для тех, кто нацелен на достижение конкретных результатов (общественный контроль, законотворческая инициатива), а не просто выражение своей активной позиции. Зарегистрированное общественное объединение защищено со стороны государства, имеет возможность отстаивать свои права и интересы, участвовать в выборах и референдумах (если она ставит перед собой такую цель и указывает на это в уставе), а также защищать интересы свои или своих членов в суде.

Статья 5 ФЗ от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ определяет общественные объединения как созданные на добровольной основе, некоммерческие, самоуправляемые формирования имеющих общие интересы граждан, объединившихся для достижения общих целей.

Условия создания объединения

Перед тем как создать общественную организацию следует убедиться, что формирование отвечает следующим условиям:

  1. Добровольный характер создания - объединение учреждается по инициативе граждан или юридических лиц, пожелавших стать его основателями. Предварительных разрешений (согласований) для этого процесса не требуется, а учредители должны быть связаны общим интересом.
  2. Самоуправляемость - инициативное и независимое принятие участниками всех решений по управлению объединением, включая определение структуры, управленческих и финансово-ревизионных органов.
  3. Некоммерческий характер - объединения не ведут деятельность, связанную с регулярным получением прибыли, которую в последующем и распределяют между участниками.

Это принципиальное отличие, отделяющее такие формирования от коммерческих юридических лиц.

Организационные типы объединений

Формы общественной организации - это установленная в действующем законодательстве совокупность условий и признаков, характерных для определённой категории общественных объединений, состоящая из характеристики целей создания, порядка взаимоотношений между участниками и сторонними лицами, а также порядок управления имуществом и доходами.

Выбор формы создаваемого объединения – это прерогатива его учредителей.

  1. Общественная организация. Распространённая форма организационно-правового устройства, признаками которой являются обязательное членство (подтверждаемое документально) и совместная деятельность для достижения поставленных целей. Например, общественными организациями являются профессиональные союзы, потребительские общества, товарищества собственников жилья.
  2. Общественное движение. Для этой формы характерны массовость, с отсутствием зарегистрированного членства и без необходимости поддерживать постоянную связь и деятельность. Она направлена на удовлетворение нематериальных интересов и желаний граждан (благотворительность, культура, образование, экология, защита животных и т. д.). Общественные движения могут объединять большое количество людей разного возраста и положения, что, соответственно, позволяет организовывать многолюдные мероприятия.
  3. Общественный фонд. Деятельность таких объединений достаточно специфична, так как она состоит в формировании и управлении имуществом, которое в дальнейшем направляется на уставные цели. Источниками благосостояния фондов являются добровольные взносы, пожертвования и иные незапрещённые поступления. При этом передача имущества учредителям недопустима.
  4. Общественное учреждение. Здесь также отсутствует зарегистрированное членство, но его деятельность ограничена сферой оказания услуг определённого вида, направленных на достижение уставных целей.
  5. Орган общественной самодеятельности. Такие общественные объединения возникают по месту проживания, работы или учёбы и направлены на разрешение социальных проблем тех, кто входит в само формирование. К органам самодеятельности относятся народные дружины, родительские комитеты, добровольные пожарные команды, библиотечные советы и пр.
  6. Политическая партия. Эта форма общественного объединения ставит целью вовлечение граждан РФ в политическую жизнь общества в виде формирования их убеждения и позиции, участия в акциях (митинги, шествия, пикеты, демонстрации), в выборах разного уровня и референдумах, а также для представления интересов.

Помимо организационных форм существует и множество иных критериев для классификаций. Например, в зависимости от того, в чью защиту действует объединение, выделяют детские и молодёжные общественные организации, общества защиты инвалидов, участников ВОВ, общество слепых и прочее.

Ассоциации и союзы общественных объединений

Общественные организации разных форм для достижения лучших результатов в работе могут образовываться в союзы и ассоциации. Члены такого коллективного объединения участвуют в его управлении через своих представителей.

При этом формирующим признаком ассоциаций является однотипность всех участников (единообразие форм объединений), а для союзов - общность целей, ради которых он создаётся. Также возможна ситуация, когда членом союза становится ассоциация, которую можно назвать первичным коллективным общественным объединением.

Союз общественных организаций, как и ассоциация, в своей работе ориентируется главным образом на координацию работы своих членов и повышение уровня ее эффективности. Достигаются эти цели за счёт проведения совместных мероприятий, обмена информацией и привлечения материальных средств.

Для достижения эффективного результата, коллективные объединения регистрируют в качестве юридических лиц. Тогда ассоциация и союз получают возможность не только совещаться и вырабатывать общую стратегию деятельности, но и формировать финансовые и материальные средства для реализации разнообразных проектов, программ и мероприятий.

Создание ассоциации или союза с учётом того, что в качестве учредителей выступают юридические лица, проходит аналогично процедуре регистрации любого общественного объединения. Однако объём учредительного договора значительно выше, так как в его содержании следует подробно описать отношения сторон (членов союза или ассоциации) на неопределённый период, установить права и обязательства, ответственность и порядок взаимодействия.

Имущество коллективного объединения формируется за счёт регулярных поступлений участников. Размер и порядок внесения взносов должен быть определён в учредительном договоре и уставе. Активы ассоциации или союза могут создаваться из следующих источников:

  • регулярные или единовременные членские взносы;
  • пожертвования (в том числе целевые);
  • выручка от продажи продукции, выполнения заказов и оказания услуг;
  • дивиденды и прочие доходы (проценты по акциям, ценным бумагам, вкладам);
  • доход от собственности (арендная плата и пр.).

Территориальные уровни объединений

Российские общественные организации различаются не только по формам организационного устройства, но и по территории, на которой действуют. В настоящее время можно выделить следующие уровни:

  • Общероссийская общественная организация - имеет филиалы, представительства или отделения в более чем половине регионов РФ.
  • Межрегиональная общественная организация - имеет самостоятельные структурные подразделения и ведёт работу на территории менее половины субъектов страны.
  • Региональная общественная организация - осуществляет деятельность в пределах одного субъекта России (край, республика, область). Для получения этого статуса в уставе необходимо указать, что работа будет вестись в пределах определённой территории.
  • Местная общественная организация - проводит работу по реализации уставных целей в границах органа местного самоуправления (административного округа, района или поселения). Несмотря на малое пространство для деятельности местные объединения, также как и региональные, вправе создавать собственные филиалы и представительства и повышать в дальнейшем свой территориальный уровень.

Детские и молодёжные объединения

Общественные организации России, чья деятельность направлена на развитие и защиту детей и молодого поколения, стоит выделить особо. Их создание и работа регламентируются не только Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ, но и международными документами - Женевской декларацией прав ребёнка 1924 года и Конвенцией ООН о правах ребёнка 1984 года.

Детские общественные организации имеют позитивную социальную и нравственную направленность и рассматриваются как значимый фактор в развитии очередного поколения общества. Право участвовать в работе и статус действительного участника детского общественного объединения получают малолетние граждане, достигшие возраста 8 лет. Однако они не могут быть учредителями и участвовать в управлении, так как не обладают достаточной гражданской правоспособностью.

Молодёжные общественные организации имеют право включать в уставные документы ограничения по возрасту для участников. Таким образом, возрастная категория членов будет демонстрировать, что общественное формирование принадлежит к молодёжным объединениям.

Документы для регистрации объединения

Свобода гражданского общества проявляется и в порядке создания общественных организаций в России. Они считаются созданными не со дня государственной регистрации, а с момента принятия решения об их создании на конференции или общем собрании учредителей. Таким образом, государство признает право граждан на объединение реализованным фактически с момента соответствующего волеизъявления.

Процедура регистрации объединений осуществляется по нормам ст. 21 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ и состоит из 2 этапов: принятие решения и внесение записи о создании юридического лица в ЕГРЮЛ. С момента совершения последнего, общественное объединение приобретает свою правоспособность.

Перечень документов для регистрации общественного объединения определён в п. 28 Административного регламента, утверждённого Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. № 455. В него входят:

  1. Заявление о регистрации. Используется форма заявления Р11001, утверждённая приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 г. № ММВ-7-6/25@. В соответствующих графах этого заявления указываются информация об учредителях и адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа.
  2. Устав объединения или ассоциации (союза) общественных объединений в 3 экземплярах, прошитый и пронумерованный.
  3. Учредительный договор (соглашение) либо выписка из протокола учредительной конференции (съезда, собрания, совещания). Последняя должна содержать информацию о создании объединения, утверждении устава и формировании руководящих и ревизионных органов.
  4. Документ об уплате государственной пошлины, размер которой определяется в п. 1 ч. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ и составляет 4 000 рублей. Оплата производится от имени заявителя, как физического лица.
  5. Протоколы учредительных собраний (конференций, съездов) структурных подразделений для общероссийских, межрегиональных и международных объединений. Региональная общественная организация дополнительных документов не предоставляет, даже если имеет филиалы и отделения в пределах субъекта.
  6. В случае использования в наименовании (символике, девизе) личного имени или защищённого авторскими правами знака, к пакету документов прилагается разрешение на его использование.

Комплект документов подаётся на регистрацию не позднее 3-х месяцев со дня проведения учредительного собрания. Сам процесс внесения объединения в реестр в качестве юридического лица должен длиться не более 17 дней. Это в 3 раза дольше, чем для коммерческих объединений и обусловлено спецификой статуса.

Требования к учредителям объединений

Процесс создания организации начинается с добровольной инициативы его учредителей, которые принимают решение о необходимости появления общественного формирования для защиты своих и общественных интересов, достижения совместных целей. Перед тем как создать общественную организацию, необходимо проверить насколько её основатели соответствуют требованиям учредителях общественных объединений.

Число учредителей не может быть менее 3-х, а вот максимальный размер неограничен, что и позволяет процветать общественным движением. У истоков общественных организаций могут стоять физические и юридические лица (некоммерческие объединения), которые в рамках формирования будут обладать равными правами и обязанностями.

Главные условия, предъявляемые к учредителям и участникам общественного объединения, - это достижение 18 лет и полная правоспособность. Исключение составляют только члены детских и молодёжных объединений, где возраст может начинаться от 8 и 14 лет, соответственно.

Несмотря на то что Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ говорит исключительно о гражданах, выступать учредителем организации или движения могут также иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в стране на законных основаниях.

  1. Иностранные граждане и лица без гражданства, внесённые в «чёрные списки» Российской Федерации.
  2. Лица (люди и организации), состоящие в перечне подозреваемых в экстремистской и террористической деятельности.
  3. Общественные объединения разных форм, запрещённые в Российской Федерации («Правый сектор», «Исламское государство», «Союз кровавой жатвы» и пр.).
  4. Физические лица, которые содержатся в местах лишения свободы по решению суда. Причём речь идёт только об отбывающих реальные сроки, но не о находящихся под условием досрочного освобождения.
  5. Органы государственной власти, местного самоуправления любых уровней. Однако это ограничение не распространяется на государственных и муниципальных служащих, как физических лиц.

Учредители не обязаны получать разрешение или уведомлять органы власти о своём решении создать общественное объединение, так как государство не должно оказывать какого-либо влияния на его деятельность.

Устав общественного объединения

Подробности структуры, будущей деятельности, особенностей отношений между участниками и прочие положения описываются в уставе, который является учредительным документом объединения. Содержание этого документа, в общих чертах, состоит из следующего:

  1. Общие сведения о создаваемом общественном объединении - наименование (полное, сокращённое), адрес, организационная форма и территория, в пределах которой осуществляется деятельность.
  2. Цели объединения, под которым понимают предполагаемый результат его существования. Следует учитывать, что декларируемые в уставе намерения не могут быть связаны с предпринимательской деятельностью, то есть извлечением прибыли. Общественная организация России должна стремиться к достижению социальных, благотворительных, культурных, образовательных и научных целей, а также целей охраны здоровья, удовлетворения духовных и прочих нематериальных потребностей, защиты прав и законных интересов, мирного разрешения конфликтов, оказания помощи (психологической, юридической, материальной). Перечень благих намерений очень велик и всегда составляется с учётом объединения.
  3. Подробное описание структуры объединения, управляющих и финансово-ревизионных органов с описанием их полномочий, порядка формирования и работы. Права общественных организаций по определению компетенции, формирования и срока полномочий руководящих органов очень широки. В качестве них могут выступать периодические конференции, общие собрания, правление, совет объединения, попечительский совет (для фондов). В целом, все управленческие структуры делятся на высшие, определяющие направление и принцип работ, и исполнительные, отвечающие за текущее руководство. Ревизионные органы, в свою очередь, осуществляют контроль за финансовой деятельностью общественного объединения, направляя аккумулированное имущество для исполнения уставных целей.
  4. Положение о сменяемости и переформировании руководящих и контрольно-финансовых органов по завершении срока, определенного учредителями.
  5. Условия получения и утраты членства, а равно порядок вступления и исключения из объединения.
  6. Перечень прав и обязанностей членов (участников) общественного объединения. Так как в основе создания формирования лежит добровольность, то устав не должен обязывать их совершать что-либо ради эффективной деятельности организации. В основном, обязанности участников касаются своевременной уплаты взносов, участия в управлении, выполнения решений руководящих и ревизионных органов, недопустимости нанесения ущерба. Перечень прав членов объединений, помимо закреплённых в законе, может включать возможность получения информации о работе организации в целом и его органов в частности, получение помощи, консультаций, участия в проводимых мероприятиях, получение льгот и привилегий.
  7. Символы общественного объединения имеют огромное значение для его деятельности и потому их описание (в том числе графические изображения) приводится в содержании устава.

Требованиями устава общественного объединения должно руководствоваться и само объединение как юридическое лицо, и его учредители (участники). Другие участники правоотношений с конкретным общественным объединением также должны учитывать положения устава общественного объединения-партнера, поскольку обмен копиями учредительных документов является общепринятой практикой при заключении любого типа договоров.

Предпринимательская деятельность объединений

Учредители нередко задумываются над вопросом, как создать общественную организацию, чтобы иметь возможность осуществлять деятельность с извлечением прибыли, которая покроет, полностью или частично, расходы объединения. Согласно п. 4 ст. 50 Гражданского кодекса РФ любые некоммерческие объединения вправе осуществлять приносящую прибыль деятельность, если это предусмотрено их Уставом. Однако норма содержит и ограничение - доход должен быть направлен на достижение целей объединений и не может перераспределяться между его участниками (членами).

Общественные организации могут получать прибыль из следующих источников:

  • использование имущества, в том числе сдача его в аренду;
  • производство товаров и оказание услуг;
  • размещение денежных средств на депозитных счетах;
  • приобретение и оборот акций и ценных бумаг;
  • участие в хозяйственных обществах в качестве вкладчика.

Стоит принять к сведению позицию Высшего Арбитражного Суда, который в Постановлении № 1441/97 от 08 июля 1997 г. не признал доходом проценты, полученные жилищно-строительным кооперативом от размещения средств на депозитном счете в Сбербанке России. Суд указал, что деятельность кооператива не является предпринимательской, поскольку реализуется не самой некоммерческой организацией, а её представителем (банком).

Однако, если прибыль поступает систематически, составляет большую часть его доходов и направляется на нужды самого формирования, такая деятельность общественных организаций уже является предпринимательской.

Создание общественного объединения без регистрации

Информация о процедуре и требованиях к регистрации общественных организаций находится в открытом доступе. Но далеко не все могут понять, как создать общественную организацию без формальной регистрации.

Подобное формирование возникает как обычное объединение граждан, и право на его создание предусмотрено в ст. 3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях". Требования и порядок создания объединения не отличаются от предусмотренных для общественных организаций, выступающих в качестве юридического лица. Однако перечень документов ограничивается уставом и учредительным договором, остающимся на хранении в руководящем органе.

Среди преимуществ неформальных объединений выделяют возможность не вести бухгалтерскую и налоговую документацию, не тратить средства и время на регистрацию и составление отчётности в Министерство юстиции. Но с другой стороны объединение без получения статуса юридического лица не может быть участником гражданского оборота, иметь собственные средства и открывать счета в банках, выступать в качестве представителя интересов, управлять имуществом. Таким образом, оно может использовать только совещательные возможности и обмениваться информацией.

Некоммерческие организации – это особенные юридические лица, чья деятельность не направлена на получение дохода. Естественно, что и правила регистрации (создания) таких организаций отличаются. Разбираемся, что нужно для открытия НКО, можно ли зарегистрировать его самостоятельно и какие надо знать нюансы.

Что за лица скрываются под наименованием «НКО»

Главное отличие некоммерческих организаций от всех прочих кроется в самом их названии - они не преследуют коммерческих целей, не создаются для извлечения прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяют эту прибыль между участниками. В Гражданском кодексе РФ деятельности НКО посвящен отдельный раздел.

Основные положения создания и деятельности НКО регулируются нормами параграфа 6 Главы 4 первой части Гражданского кодекса РФ . Более конкретно этапы «жизни» отдельных организационно-правовых форм некоммерческих организаций регулируются специальными законами:

  • Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 02.06.2016, с изм. от 03.07.2016) «О некоммерческих организациях»
  • Федеральный закон от 05.12.2005 № 154-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной службе российского казачества»
  • Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «Об общественных объединениях»
  • Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»
  • Федеральный закон от 30.12.2004 № 215-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О жилищных накопительных кооперативах»
  • Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О сельскохозяйственной кооперации»
  • Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «О политических партиях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.03.2016) и другие…

1 сентября 2014 года в были введены новые формулировки норм, регулирующих основные положения создания и деятельности некоммерческих организаций. Теперь все некоммерческие организации подразделяются на две группы - некоммерческие корпоративные организации и некоммерческие унитарные организации. Каждая из этих групп объединяет различные организационно-правовые формы. Так, к некоммерческим корпоративным организациям относятся:

  • потребительские кооперативы,
  • общественные организации,
  • ассоциации (союзы),
  • товарищества собственников недвижимости,
  • казачьи общества,
  • адвокатские образования.

К некоммерческим унитарным организациям относятся фонды, учреждения и религиозные организации.

В связи с этим, прежде чем начать непосредственную подготовку к регистрации НКО необходимо определиться с ее организационно-правовой формой. Только после ее выбора учредителями можно приступать к созданию НКО.

Подготовка документов

Пожалуй, это самый главный этап, так как от качества подготовки документов зависит положительное решение государственных органов на регистрацию НКО.

Решение о создании

Принятие решения о создании НКО должно быть оформлено письменно. Если решение принимается несколькими учредителями, то оно оформляется письменным протоколом.

Если учредитель один, то его решение о создании НКО также должно быть оформлено документально. Протокол о создании такой организации по форме не отличается от аналогичного протокола о создании любого другого юридического лица.

В нем необходимо прописать наименование НКО, ее организационно-правовую форму, данные учредителей (для учредителей - физических лиц необходимо указать паспортные данные и адреса), наименования органов управления и контроля и данные лиц, которые избираются (либо назначаются в случае учреждения НКО единственным учредителем) в органы управления и контроля.

Протокол содержит сведения о голосовании по вопросам повестки дня, решение - сведения о том, по каким вопросам какие приняты решения единственным учредителем. Протокол или решение необходимо составить в нескольких экземплярах (как минимум, в двух).

Внимание! Особый порядок принятия решения о создании установлен статьей 13 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в отношении бюджетного либо казенного учреждения (автономной некоммерческой организации).

Устав НКО

Самый важный документ НКО - Устав. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» относит Устав к учредительным документам НКО. Часть 3 статьи 14 указанного закона прямо предусматривает перечень сведений, которые должны в обязательном порядке содержаться в Уставе, а именно:

  • наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму,
  • место нахождения НКО,
  • порядок управления деятельностью НКО,
  • предмет и цели деятельности НКО,
  • сведения о филиалах и представительствах,
  • права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство),
  • источники формирования имущества,
  • порядок внесения изменений в учредительные документы НКО,
  • порядок использования имущества в случае ликвидации.

Любая общественная организация должна пройти регистрацию. Юридическое закрепление этой особенной формы управления позволит участникам сделать свой общественно-полезный труд профессиональным и поможет НКО представлять свои интересы на судах и конкурсах.

Чтобы зарегистрировать общественную организацию, участникам нужно следовать определенному алгоритму, который определяется множеством законодательных актов, разобраться в которых не специалисту порой бывает довольно сложно. Многие создатели Некоммерческих организаций за помощью в оформлении и подаче документов обращаются в специализированные конторы, сотрудники которых за крупное вознаграждение занимаются сбором бумаг и посещением необходимых инстанций.

Но пройти регистрацию общественной организации можно и самостоятельно, главное — знать алгоритм всех действий шаг за шагом. О том, какой пакет документов нужен для регистрации общественной организации в Минюсте, и как все проходит, мы расскажем вам сегодня.

Необходимые документы

Регистрация НКО начинается с подготовки нужных бумаг. Перечень документов, необходимы для регистрации общественной организации:

  1. Прежде всего участникам следует разработать Устав общественной организации, в котором будет оговорен порядок выбора членов правления НКО, решения споров и вопрос о входе и выходе из объединения.
  2. У учредителей на руках должен быть Протокол собрания, в котором фиксируется решение о создании общественной организации, или же учредительный договор.
  3. Если у НКО планируется создание , следует заранее проработать Положение о филиалах. В нем должно быть подробно расписано, как будут создаваться филиалы, кто будет ими руководить, а также и то, откуда будет идти финансирование.
  4. Учредители должны подготовить сведения о себе для предоставления в соответствующие регистрирующие органы: сделать копии документов, удостоверяющих их личности.
  5. Следует подготовить бумаги на право использования помещения, которое указывается как вашей общественной организации: это могут документы на право собственности или же договор аренды.

На все вышеуказанные документы следует подготовить 2 заверенные копии.

  • Перед предоставлением пакета документов в МинЮст, вам нужно заполнить заявление на регистрацию НКО.
  • Пакет документов у вас примут только с квитанцией об оплате госпошлины за регистрацию НКО.
  • Нужно подготовить 2 экземпляра перечня передаваемых документов.

Об инструкции и заявлении, которого требует регистрация общероссийской, региональной, межрегиональной, международной общественной организации читайте ниже.

О том, нужна ли регистрация общественной организации в России, расскажет это видео:

Составление заявления

Заявление о государственной регистрация общественной организации любой формы имеет не вольный вариант, а строгую форму. Этот бланк можно найти на официальном сайте госоргана, который будет принимать у вас пакет документов.

Заполнение заявления строго регламентированно, и любая ошибка и неточность во внесении данных приведет к возврату всего пакета. Вам придется заново переделывать форму, а также вновь оплачивать госпошлину. Чтобы избежать такой неприятной ситуации, следует внимательно отнестись к вопросу заполнения бланка заявления.

Некоторые учредители, боясь ошибок, доверяют заполнение заявления и процесс сбора и сдачи пакета документов для МинЮста сторонним организациям, специалисты которых являются уже своего рода профессионалами в этом нелегком деле. Но, если разобраться в вопросе, ничего сложного в нем нет. На сайте МинЮста вместе с бланком вы можете найти и регламент, подготовленный государственными органами, в котором по пунктам расписано, как следует правильно заполнять этот важный документ.

Требования по оговаривают буквально все моменты, касающиеся внесения данных. Основываясь на данном регламенте, вы легко сможете верно создать заявление о создании общественной организации.

Лучше заполнять бланк на компьютере и не изменять стиль форматирования, внедренный в документ — допускаются строго заглавные буквы (высота 18) в шрифте Courier New. Если вы будете вносить данные от руки, пишите их печатными буквами, стараясь не выходить за поля квадратиков.

Заполнять бланк следует в двух экземплярах. Один из бланков заверяется у нотариуса, а второй должны подписать все заявители (то есть учредители общественной организации).

Сроки, стоимость и порядок регистрации общественной организации в России рассмотрены далее.

Полезные советы и нюансы регистрации общественной организации рассмотрены в видео ниже:

Пошаговая инструкция по регистрации общественной организации

Поскольку цель создания общественных организаций в идеале далека от получения прибыли, ее регистрация проходит в подразделениях Министерства Юстиции.

  1. Пакет подготовленных документов с заполненными и заверенными нотариусом и учредителями документами, а также квитанцией на имя лица, занимающегося подачей бумаг в учреждения, следует отнести в региональное отделение МинЮста.
  2. Сотрудник, принимающий пакет, сверит все документы и подпишет оба экземпляра расписки. Один останется в МинЮсте с вашими бумагами, а второй — у заявителя.
  3. Спустя 40 дней можно отправляться за пакетом готовых и сданных документов. На основании расписки заявителю вернут поданные бумаги, а также сделанные в ведомстве Свидетельства: о создании некоммерческой организации, о внесении записи в ЕГРЮЛ, постановке НКО на учет в налоговый орган. Также вам предоставят выписку из ЕГРЮЛ, которая пригодится вам на следующих этапах регистрации организации.
  4. Далее следует зарегистрировать организацию в Госкомстате. Вам выдадут информационное письмо, в котором будут указаны присвоенные коды НКО. Код ОКВЭД вам потребуется в банке для успешного .
  5. Письмо из Росстата и свидетельства, выданные МинЮстом, следует предоставить в выбранный вами банк.

Кроме этих бумаг вам потребуются.

Похожие публикации