Сфера культуры в рф. Закон о культуре в российской федерации. Что представляет собой закон

Мировая практика и отечественный опыт свидетельствуют об исключительной роли правового регулирования культурной жизни в любой стране и, в особенности, в переломные моменты общественного развития. Суть права в области культуры - это гарантии свободы культуры и культурной деятельности личности посредством гармонизации отношений различных субъектов культурной жизни личности, объединений граждан и государства.

Развитие рыночной экономики, строительство новой российской государственности потребовали уделить особое внимание формированию правового пространства деятельности в сфере культуры. Тем более, что до 1992 года существовал лишь один специальный закон, регулирующий отношения в сфере культуры. Это Закон «Об охране и использовании памятников истории и культуры» , принятый в 1978 году.

В переходный период были приняты важные постановления, способствовавшие сохранению культуры в рыночных условиях.

Так, 25 декабря 1990 года было принято Постановление Верховного Совета РСФСР «О неотложных мерах по сохранению национального культурного и природного наследия народов РСФСР» , предусматривающее запрет на приватизацию ценностей, хранящихся в государственных музеях, архивах и библиотеках, а также их безвозвратный вывоз за рубеж.

Важную роль в сохранении традиций отечественной культуры сыграло Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 апреля 1991 года «О мерах по социально-экономической защите культуры и искусства в условиях перехода к рыночным отношениям» , согласно которому сохранялись все виды налоговых льгот для творческих союзов.

Однако эти постановления не могли разрешить проблему отсутствия в стране системы законодательных актов, регулирующих отношения в сфере культуры.

В 1992 году были приняты «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» , в которых впервые в развернутом виде определены права и свободы человека, народов и этнических общностей в области культуры. Установлены обязанности государства в области культуры, уточнено разделение компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, определены принципы государственного финансирования культуры и регулирования экономической деятельности в этой сфере, основы участия в международных культурных обменах.

Принятие "Основ законодательства" стимулировало интенсивную нормотворческую деятельность в сфере культуры. С 1992 года начинается наработка законодательной базы.

Можно выделить ряд наиболее значимых и необходимых для развития отрасли федеральных законов и программ.

Закон РФ от 29.12.94г. N 79-ФЗ «О библиотечном деле» явился правовой базой сохранения и развития библиотечного дела в Российской Федерации. Он установил принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность. Закон регулирует общие вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношений между государством, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области библиотечного дела в соответствии с принципами и нормами международного права.

Действие настоящего Федерального закона распространяется на библиотеки, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов, а в части регулирования вопросов сохранения и использования библиотечных фондов как части культурного наследия народов Российской Федерации - на все библиотеки независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Федеральный закон Российской Федерации "О библиотечном деле" - это один из первых "отраслевых" законов. Он послужил основой для формирования регионального законодательства в области библиотечного дела. В настоящее время уже принято более 40 законов в субъектах Российской Федерации.

Вносимые изменения и дополнения в Федеральный закон "О библиотечном деле" обусловлены потребностью привести федеральное библиотечное законодательство в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами "О некоммерческих организациях", "Об информации, информатизации и защите информации", "Об общих принципах организации местного самоуправления".

Создание местных законов существенно обогатило законодательную практику в области библиотечного дела, и некоторые достижения субъектов Российской Федерации целесообразно закрепить на федеральном уровне.

Учитывая большой вклад государственных библиотек в развитие отечественного просвещения, науки и культуры и необходимость дальнейшего повышения их роли в жизни общества, Указом Президента РФ в 1995 году был установлен общероссийский день библиотек, который отмечается 27 мая.

Закон РФ от 26.05.96г. N 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» определяет особенности правового положения музейного фонда РФ, а также особенности создания и правовое положение музеев в РФ.

В развитие этого закона Постановлением Правительства РФ 12 февраля 1998 года N 179 были утверждены Положение о музейном фонде Российской Федерации, Положение о государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, Положение о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации.

Указ Президента РФ от 01.07.96г. N 1010 «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации» определил стратегические направления развития дальнейшей правовой базы культурной сферы. Программе "Развитие и сохранение культуры и искусства в РФ (1997-1999 годы)" присвоен статус президентской, учреждено 100 грантов Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения, повышены стипендии для выдающихся деятелей культуры и искусства, рассмотрены вопросы о передаче собственности, образован Совет при Президенте РФ по культуре и искусству.

В октябре 1996 года утверждено Положение о данном Совете, его состав. Это постоянно действующий консультативный орган, информирующий Президента РФ о процессах, происходящих в области культуры и искусства и обеспечивающий взаимодействие Президента Российской Федерации с организациями и деятелями культуры и искусства. Одна из основных задач Совета - подготовка предложений Президенту РФ по определению направлений государственной политики в области культуры и искусства и конкретных мер по ее реализации.

Кинематография России, которая является неотъемлемой частью культуры и искусства, должна сохраняться и развиваться при поддержке государства. Закон РФ от 22.08.96г. №126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии в Российской Федерации" определил основные направления деятельности государства по сохранению и развитию кинематографии и установил порядок государственной поддержки кинематографии.

В целях дальнейшего развития отрасли Постановлением Правительства РФ 18 декабря 1997 года принимается Концепция развития кинематографии Российской Федерации.

В 1998 году, в связи с тем, что не выполнялся Закон "О государственной поддержке кинематографии в Российской Федерации" были внесены поправки в Федеральный закон "О внесении дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах", касающиеся развития национальных фильмов и национальной кинематографии.

Это значительный пласт законотворческой работы, в которой принимают активное участие и члены Комитета Совета Федерации по науке, культуре, здравоохранению и экологии. Костюкович А.Ф. Законодательная база российской культуры: проблемы и перспективы / Информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации ФС РФ, с.5

Важное место в правовой сфере культуры занимает Постановление ГосДумы ФС РФ от 05.03.97г. N 1189-2 ГД «О проекте Федерального Закона «О творческих работниках и творческих союзах». Он определяет правоотношения государства с творческими работниками литературы и искусства, а также порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации их творческих союзов. Цель закона - обеспечить правовые гарантии и способствовать деятельности творческих объединений в интересах развития литературы и искусства, сохранения художественных школ и традиций, повышения престижа творческих профессий в обществе, защиты прав творческих работников на свободное самовыражение, правовые, материальные, социальные и иные гарантии их конституционных прав. Закон определяет правовой статус творческого работника, а также правовой статус специфического вида общественного объединения - творческого союза, порядок его создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, его правоотношения с органами государственной власти и органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими и физическими лицами.

В 1992-1993 годах возникали острые проблемы в связи с передачей памятников истории и культуры в собственность Церкви. Нередко выселяемым из этих зданий учреждениям культуры не предоставлялись необходимые для продолжения их работы помещения. В мае 1994 годы было принято постановление Правительства, устанавливающее порядок передачи религиозным объединениям имущества, относящегося к федеральной собственности. Этот порядок учитывает интересы учреждений культуры и обеспечения охраны историко-культурного наследия. Например, в Тамбовской области областной краеведческий музей, расположенный в Покровском кафедральном соборе с 1937 года, был переведен в здание бывш. Дома политпросвещения.

Как показывает практика, на местах в большинстве регионов принимаются законы в сфере культуры с ориентацией на уже принятые федеральные законы. Это основы законодательства о культуре, о музеях, кино, библиотеках.

Поэтому Комитет Совета Федерации по науке, культуре, здравоохранению и экологии принял решение изучить проблему отраслей культуры, которые не регулируются законодательными актами.

Важной составляющей целевой работы Комитета является принятие специальных законов. В частности, таких законов, как закон “О театре и театральной деятельности” и закон “О государственных музеях-заповедниках” .

Специфика театра как особого института, насчитывающего в нашей стране около трех столетий, далеко не всегда находит отражение в общем, законодательстве. Традиции театрального искусства, театральной школы в России, признаваемые как огромная ценность практически всем мировым сообществом, зачастую оказываются незащищенными, из-за разрозненности и противоречивости нормативных правовых актов, действующих в этой сфере.

Потребность в законе вызвана еще и тем, что многие нормы, определяющие отношения государства и театра в Конституции Российской Федерации, законе о культуре не подкрепляются конкретными механизмами реализации. Такие механизмы могут быть учтены только в специальном законе.

Поэтому в 1999 году Совет Федерации поддержал две законодательные инициативы Комитета: "О театре и театральной деятельности в Российской Федерации" и "О государственных музеях-заповедниках".

Решение о подготовке данных законов было принято на парламентских слушаниях, проведенных в 1997-1998 гг., посвященных этим проблемам.

Парламентские слушания, на которые приглашаются ведущие деятели культуры и искусства со всех регионов страны, представители министерств и ведомств сферы культуры, юристы, политологи, позволяют проанализировать положение дел на местах, обобщить современное состояние дел в той или иной сфере. Рекомендации парламентских слушаний рассылаются во все субъекты Федерации, полученные предложения при разработке закона позволяют учесть интересы всех регионов.

Разработка проекта закона "О театре и театральной деятельности в Российской Федерации была поддержана широкой театральной общественностью на проходившем в марте 1999 года Всероссийском театральном форуме "Театр: время перемен", а в ходе подготовки к нему - на зональных конференциях работников театров во Владивостоке, Омске, Краснодаре, Санкт-Петербурге.

Предварительная аналитическая работа и правовой анализ положения дел в отрасли по данному закону позволяют изложить четкую позицию Комитета в обосновании о необходимости принятия данного конкретного закона.

Аналогичным способом шла работа по законодательной инициативе Комитета - проекту федерального закона "О государственных музеях-заповедниках".

Музеи - заповедники являются главными хранителями историко-культурного и природного наследия страны, содействуют сохранению, возрождению и развитию ее многонациональной культуры. Недостаточное понимание специфики музеев-заповедников как особого типа учреждений культуры привело к тому, что проблемы музеев - заповедников вообще выпали из правового поля.

Данная законодательная инициатива Комитета была единогласно поддержана на заседании Совета Федерации и на Совете Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Костюкович А.Ф. Законодательная база российской культуры: проблемы и перспективы / Информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации ФС РФ, с.5

Среди наиболее значимых документов, принятых Правительством, следует выделить также:

"Положение о лицензировании отдельных видов деятельности на памятниках истории и культуры";

"Положение о порядке приватизации памятников истории и культуры";

"Положение об основах хозяйственной деятельности организаций культуры и искусства" .

На начало 2001 г. в Российской Федерации насчитывалось 547 профессиональных театров, в том числе 65 - оперы и балета, 318 - драматических и музыкальной комедии, 151 - кукольных и юного зрителя, 264 концертные организации и самостоятельных филармонических коллектива, 62 цирка, 2047 музеев, 51,2 тыс. общедоступных библиотек, 54,8 тыс. учреждений культурно-досугового типа (дворцы культуры, клубы, центры досуга и т.п.), 542 парка культуры и отдыха. Количество недвижимых памятников истории и культуры, охраняемых государством, составило 84,9 тыс.

Таблица 4.4. Показатели развития сферы культуры

Посещаемость театров на

1000 населения

Посещаемость музеев на

1000 населения

Библиотеки, тыс.

Численность читателей

библиотек на 1000 населения

Культурно - досуговые

учреждения, тыс.

Количество мест в культурно-

досуговых учреждениях на

1000 населения

Количество стационарных

киноустановок, тыс.

Количество посещений

киносеансов в среднем на

одного жителя

Количество газет (изданий)

Разовый тираж газет, млн. экз.

Количество журналов и других

периодических изданий

Годовой тиражжурналов и

других периодических

изданий, млн. экз.

Количество наименований

изданных книг и брошюр, тыс.

Тираж изданных книг и

брошюр, млн. экз.

Источник: Российский статистический ежегодник. 2001. М. Госкомстат России, 2001. С. 259-265.

Сеть организаций, занимающихся исполнительским искусством, сохранением культурного наследия, клубной деятельностью, формировалась в советское время (табл. 4.4) как сеть государственных учреждений и учреждений, принадлежащих государственным предприятиям. Она строилась в соответствии с определенными принципами и нормативами размещения учреждений культуры. Для городов разной численности и разного статуса (районный центр, город областного подчинения, областной центр, центр автономной республики, столица союзной республики) предусматривался свой определенный минимальный набор учреждений культуры.

Пользование библиотеками и ряд услуг культурно-досуговых учреждений были бесплатными для населения. Цены на входные билеты в музеи, на театральные спектакли и филармонические концерты устанавливались на низком уровне, обеспечивающем доступность этих видов культурной деятельности. Государственные театры, концертные организации, музеи, массовые библиотеки и клубные учреждения финансировались из государственного бюджета по смете доходов и расходов. Расходы на содержание культурно-досуговых учреждений и библиотек, принадлежавших предприятиям и колхозам, покрывались за счет их собственных средств.

В переходный период от плановой к рыночной экономике вышеуказанные отраслевые системы эволюционировали в разных направлениях. Если общее число библиотек, культурно-досуговых учреждений, парков культуры и отдыха уменьшалось, то сеть театров и музеев, наоборот, расширялась (табл. 4.4). Особенностью организации театрального дела в нашей стране в период социализма было использование исключительно модели репертуарного театра (модели МХАТа). С конца 1980-х гг. в стране появилось несколько тысяч небольших по размеру театральных студий, часть которых стала профессиональными репертуарными театрами. Одновременно получила развитие другая, широко применяемая в мире модель организации театральной деятельности - антреприза.

Вместе с тем показатели посещаемости всех видов учреждений культуры в последнее десятилетие снижались. Основными причинами этого стали бурное развитие аудиовизуальной техники, кабельного и спутникового телевидения, расширившие возможности многих людей потреблять культурные блага "на дому" и превратившие многие квартиры в "домашние учреждения культуры". Сыграли свою негативную роль также сокращение туризма внутри страны и ухудшение качественных характеристик благ, предлагаемых населению, обусловленное значительным уменьшением государственного финансирования сферы культуры.

Приватизация экономики затронула рассматриваемые секторы сферы культуры. Учреждения культуры, принадлежавшие приватизируемым промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, были частично переданы в муниципальную и государственную собственность, частично остались в собственности приватизированных предприятий, а некоторые культурно-досуговые организации стали самостоятельными хозяйственными обществами. В настоящее время профессиональные театры, филармонии, библиотеки, музеи, культурно-досуговые учреждения в подавляющей части остаются в рамках общественного сектора экономики и находятся в государственной или муниципальной собственности.

В отличие от деятельности в области исполнительских искусств и сохранения

культурного наследия, выпуск периодических изданий и книг, производство

аудиовизуальной продукции осуществляются теперь по преимуществу негосударственными организациями.

Общее количество издаваемых газет в нашей стране устойчиво растет в течение последних двадцати лет, но разовый тираж, достигнув пика в 1990 г., стал затем сокращаться (табл. 4.4). В 2000 г. выпускалось 5,8 тыс. газет, а их разовый тираж в расчете на 1000 населения составил 109 экз. Это соответствует показателям таких стран, как Италия, Мексика, Турция. Для сравнения: в США значение указанного показателя в два раза выше, в Великобритании - в три раза. Общий тираж издаваемых книг сократился за последние десять лет более чем в три раза. В 2000 г. было издано 471 млн. экз. Но количество наименований издаваемых книг стало расти в последние годы, достигнув в 2000 г. 60 тыс. Разнообразие издаваемых книг увеличивается, но средний тираж одного издания падает.

Таблица 4.5. Показатели деятельности отрасли кинематографии

Выпуск полнометражных игровых

В том числе с государственным

финансированием

Количество посещений киносеансов,

Современная культура России 21 века требует многостороннего и глубокого рассмотрения. Она тесно соприкасается с прошедшими столетиями. Нынешнее её состояние культуры непосредственно связано с накопленным опытом. Возможно, внешне она несколько отрицает его, в какой-то степени даже играет с ним. Далее подробнее разберемся, каково современное состояние культуры в России.

Общие сведения

Культура современной России является частью общемировой. Она трансформирует, перерабатывает и впитывает новые тенденции. Таким образом, для того, чтобы проследить развитие культуры в современной России, нужно обращать внимание на мировые явления в целом.

Сегодняшняя ситуация

Сейчас проблемы современной приобретают первостепенное значение. Прежде всего, речь идет о мощном факторе социального развития. Культура проникает в каждый аспект человеческой жизнедеятельности. Это относится как к основам материального производства и потребностям, так и к величайшим проявлениям людского духа. Культура современной России оказывает все большее влияние на решение программных целей В частности, это касается построения правового государства, раскрытия творческих способностей человека, укрепления и культуры в современной России оказывает воздействие на многие области. Это касается личности, образа жизни мышления, досуга, быта, труда и так далее. Существуют особый институт - Управление культуры. В зависимости от статуса, им решаются и координируются те или иные вопросы. Что касается ее социального влияния, то оно выступает, прежде всего, необходимым аспектом деятельности общественного человека. То есть наблюдается ее регулирование определенными правилами, которые аккумулированы в традициях, символических и знаковых системах, новых тенденциях.

Основные сложности

На сегодняшний день развитие культуры в современной России сопряжено с рядом вопросов. Их поставила сама жизнь общества. В настоящее время все ориентиры направлены на качественно новое. Таким образом, наблюдается крутой перелом в осмыслении инновационных и традиционных тенденций социального развития. С одной стороны, они требуются для того, чтобы глубоко освоить культурное наследие. С другой же - необходимо умение выходить за рамки привычных представлений, которые уже отжили свое. Соответствующие реорганизационные изменения должно претерпеть и Управление культуры. Также требуется преодоление ряда реакционных традиций. Они насаждались и складывались веками. Эти традиции проявлялись в сознании, поведении и деятельности людей постоянно. Для адекватного решения этих вопросов необходимо понимание того, как происходит развитие культуры в современной России.

Влияние прогресса

Становление современного мира поспособствовало значительным изменениям в человеческом сознании. Взгляды людей обращены к пределам жизни. Осознание себя превращается в тенденцию. Возобновилась ориентация на свои историко-культурные формы. Будущее видится прежде всего в процессах расширения международных связей. В мировой культурно-исторический процесс должны быть вовлечены все страны. Произошли значительные социальные изменения. Вопросы о самобытности и особенности культуры России выходят на первый план.

Сведения об общих тенденциях

Какие особенности культуры современной России можно увидеть сейчас? Есть круг определенных проблем. На первом плане - новаторство и традиции в культурном пространстве. Благодаря устойчивой стороне последнего происходит трансляция и накопление человеческого опыта с исторической точки зрения. Что касается традиционных обществ, то здесь усвоение культуры осуществляется посредством вероисповедания образцов прошлого. В рамках традиций, конечно же, могут встречаться незначительные вариации. Они в данном случае представляют собой основу функционирования культуры. С точки зрения новаторства творчество значительно затрудняется.

Прогрессивные и реакционные тенденции

Создание культуры из ниоткуда не представляется возможным. Нельзя полностью отбросить предшествующие традиции. Вопрос об отношении к культурному наследию касается не только его сохранности, но и развития в целом. В данном случае речь идет о творчестве. Здесь с уникальным сливается всеобщее органическое. Культура народов России, а точнее ее ценности, являются неоспоримыми. Существует необходимость их распространения. Культурное творчество - источник инноваций. Оно вовлекается в процесс общего развития. Здесь прослеживается отражение широкого спектра противоположных тенденций исторической эпохи.

Особенности структуры

Что сейчас представляет собой культура в современной России? Кратко рассматривая ее содержание, можно отметить, что она подразделяется на несколько различных сфер:

  1. Религия.
  2. Все формы, в которых проявляется народный дух.
  3. Искусство.
  4. Техника.
  5. Наука.
  6. Судопроизводство.
  7. Общественно-политическое устройство.
  8. Характер армии.
  9. Экономика.
  10. Постановка воспитания.
  11. Характер работы, поселений, одежды.
  12. Письменность и язык.
  13. Обычаи.
  14. Нравы.

В данном случае история культуры для понимания уровня ее развития представляет первостепенную важность.

Современные реалии

Сейчас культура находит свое воплощение во множестве создаваемых духовных и материальных явлений и ценностей. Это относится к таким новым элементам, как:


При ближайшем рассмотрении становится ясно, что сфера культуры не является однородной. Дело в том, что у каждой составляющей есть общие границы - как хронологические, так и географические. Культура народов России, в частности, ее самобытность, неотделима. Она находится в постоянном взаимодействии. Между множеством самобытных культур происходит диалог. Взаимодействие осуществляется не только в настоящем времени. Оно также затрагивает ось "прошлое-будущее".

Главные отличия

Различение и культуры имело место уже в XX веке. Последняя, как и прежде, наполнена позитивным смыслом. Что касается цивилизации, то она имеет нейтральную характеристику. В некоторых случаях прослеживается прямое негативное "звучание". Цивилизация синонимична материальной структуре. Речь идет о достаточно высокой ступени овладения силами природы. Это мощный технический прогресс. Он, безусловно, способствует достижению материальных благ. Цивилизацию в большинстве случаев связывают с развитием техники. Это может быть использовано для реализации самых разнообразных целей. В то же время культура максимально сблизилась с духовным прогрессом.

Особенности развития

Формирование нового образа культуры - один из наиболее интересных моментов. Что касается традиционного видения мирового наследия, то оно в первую очередь связывается с органической и исторической целостностью. Новой образ культуры может похвастаться множеством ассоциаций. Это касается идей, с одной стороны, общечеловеческой этической парадигмы, а с другой - космического масштаба. Кроме того, формируется новый тип взаимодействия. Он выражается в отказе от упрощенной рациональной схемы решения проблем культуры. В настоящее время большее значение приобретает понимание чужих точек зрения. То же самое можно сказать о следующем:

Если учитывать подобную логику культурных коммуникаций, несложно понять, что принципы действия будут соответствующими.

Переломные моменты

Речь пойдет о начале 90-х гг. прошлого столетия. Национальная культура России до сих пор испытывает влияние того периода. События развивались под воздействием множества факторов. Происходил ускоренный распад единой культуры СССР. Формировалось множество национальных подразделений, для которых ценности совокупной культуры Советского Союза оказались неприемлемыми. Это также касалось и традиций. Не обошлось и без резкого противопоставления различных национальных культур. В связи с этим напряженность нарастала. В итоге единое социокультурное пространство распалось. Система, которая раньше была органически связана с предшествующей историей страны, оказалась в новой экономической и политической ситуации. Кардинально изменилось многое. Это также касается взаимоотношений властей и культуры. Государство больше не собиралось диктовать свои условия. Таким образом, культура лишилась гарантированных заказчиков.

Пути дальнейшего развития

Общий стержень культуры исчез. Ее дальнейшее развитие стало предметом острых споров. Диапазон поисков был очень широким. Это огромное количество вариантов - от апологии изоляционизма до следования образцам Запада. Объединенная культурная идея фактически отсутствовала. Определенная часть общества воспринимала эту ситуацию в качестве глубочайшего кризиса. Вот к чему пришла российская культура в конце XX века. В то же время некоторые считают, что плюрализм - естественная норма цивилизованного общества.

Положительные моменты

Духовная культура современной России тесно взаимосвязана с ликвидацией идеологических барьеров того периода. Дело в том, что это дало благоприятные возможности для ее развития. Однако в ходе данного процесса произошла некоторая утрата национальных черт. Это было обусловлено экономическим кризисом, который переживала страна, и сложным переходом к рыночным отношениям. В середине 90-х находилась в стадии острого кризиса. Стремление страны к рыночному развитию было приоритетным. Таким образом, отдельные сферы культуры попросту не могли существовать без поддержки государства. Пропасть между массовыми и элитарными формами продолжала углубляться. То же самое относилось к старшему поколению и молодежной среде. Неравномерность доступа к потреблению благ, как культурных, так и материальных, резко усиливалась. Совокупность вышеописанных причин привела к тому, что в стране появилась "четвертая власть". Речь идет о средствах массовой информации, которые стали занимать первое место в культуре. Что касается современности, то здесь самым причудливым образом переплелись следующие элементы:

  1. Анархия и государственность.
  2. Демонстративная аполитичность и огромная нарочитая политизированность.
  3. Эгоизм.
  4. Индивидуализм и соборность.
  5. Коллективизм.

Роль государства

Возрождение культуры - важнейшее условие обновления общества. Данный факт является вполне очевидным. Что касается конкретных движений на этом пути, то они по-прежнему остаются предметами ожесточенных дискуссий. В частности, это касается роли государства в данном процессе. Будет ли оно вмешиваться в дела культуры и регулировать ее? Или, возможно, она сможет самостоятельно найти средства для выживания? Существует несколько точек зрения по этому поводу. Некоторые считают, что культуре необходимо обеспечить свободу. Это также относится и к праву на самобытность. Таким образом, государство возьмет на себя проработку стратегических задач для "строительства" культуры, а также обязанности по охране национального наследия. Кроме того, необходима финансовая поддержка ценностей. Тем не менее все эти вопросы пока еще не решены. Речь идет о конкретной реализации данных положений. Многие считают, что государство еще не вполне осознало тот факт, что культуру нельзя отдавать на откуп бизнесу. Ее необходимо поддержать, так же, как и науку, образование. Это выходит на первый план в вопросах поддержания психического и нравственного здоровья страны. Отечественная культура имеет множество противоречивых характеристик. Тем не менее общество не может допустить отрыва от своего национального достояния. Культура распадается, и она не приспособлена к преобразованиям.

Возможные варианты

Что касается путей развития, то в данном случае существует множество противоречивых мнений. Некоторые говорят о возможном укреплении политического консерватизма. То есть ситуация может быть стабилизирована на основе самобытности России. Кроме того, следует выделить особый путь страны в истории. Тем не менее он может снова привести к огосударствлению культуры. В данном случае речь идет об осуществлении автоматической поддержки наследия и традиционных формах творчества. Что касается других путей, иностранное влияние на культуру неизбежно. Таким образом, любые эстетические новации будут существенно затруднены. Какую роль могут сыграть условия интеграции России? Стоит принять во внимание воздействие извне. Благодаря этому страна может быть превращена в "провинцию", если сравнивать ее с глобальными центрами. В отечественной культуре возможно доминирование чуждых тенденций. Хотя при этом жизнь общества станет более стабильной. В этом случае большую роль играет коммерческая саморегуляция структуры.

Ключевые проблемы

Конечно же, речь идет о сохранении самобытной национальной культуры. Также стоит отметить важность ее международного влияния. Культурное наследие внедряется в жизнь общества. Россия может включиться в систему общечеловеческих принципов. В этом случае она станет равноправным участником мировых художественных процессов. Государство должно вмешаться в культурную жизнь страны. Присутствие институциональной регуляции является острой необходимостью. Только так культурный потенциал будет задействован в полной мере. Государственная политика в соответствующих сферах будет переориентирована коренным образом. Так, внутри страны наметится ускоренное развитие многих индустрий. Также следует упомянуть о том, что физическая культура в современной России вышла из кризиса и развивается умеренными темпами.

Заключительные моменты

Для современной отечественной культуры характерно наличие многочисленных и противоречивых тенденций. В данной статье они были частично обозначены. Что касается нынешнего периода развития отечественной культуры, то он является переходным. Также можно с уверенностью сказать, что появились определенные пути выхода из кризиса. Что представляет собой прошлого столетия в целом? Это весьма противоречивый и сложный феномен. Он также сильно усугубляется тем, что мир долгое время условно был расколот на два лагеря. В частности, это относится к идеологическим признакам. Таким образом, культурная практика обогатилась новыми идеями и проблемами. Глобальные вопросы заставили человечество принять вызов. Это отразилось на мировой культуре в целом. И не только на ней. То же самое можно сказать о каждом национальном наследии в отдельности. В данном случае диалог различных культур является решающим фактором. Что касается России, то здесь необходима выработка и принятие правильного стратегического курса. Стоит отметить, что обстановка в мире постоянно меняется. Решение "культурной" проблемы является очень сложной задачей. Прежде всего, речь идет необходимости осознания имеющихся глубинных противоречий, которые присущи отечественной культуре. Причем это относится ко всему ее историческому развитию. У отечественной культуры все же есть потенциал. Он является достаточным для того, чтобы дать ответы на вызов, бросаемый современным миром. Что касается нынешнего состояния российской культуры, то оно очень далеко от идеального. Существует необходимость изменения мышления. В настоящее время оно в большей степени ориентировано на максимализм. В данном случае нужен радикальный переворот. Речь идет о настоящем переустройстве всего и вся, причем в самые короткие сроки. Развитие отечественной культуры, безусловно, будет сложным и долгим.

Федеральное законодательство о культуре, руководствуясь Конституцией РФ как основным законом страны, а также иными федеральными договорами и нормами международного права, провозглашает следующие базовые принципы:

  • Основополагающую роль культуры в развитии и реализации личности, воспитании в человеке гуманности, а также сохранении самобытности народностей России;
  • Тесную связь между процессами создания и сохранения культурных ценностей и прогрессом в социально-экономической, демократической сферах, консолидацией населения и укреплением государственного суверенитета;
  • Нацеленность на межэтническое сотрудничество в области культуры и интегрирование российской культуры в мировую.

Что представляет собой закон?

Правовой базой в сфере сохранения и развития масскультуры, творчества и искусства в России является документ N 3612-1 под названием «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» , утвержденный Верховным Судом РФ в октябре 1992 года.

Документ составлен из десяти разделов, включающих 62 статьи. В кратком выражении структура закона выглядит следующим образом:

  1. Общие положения : цели, задачи, терминология, профильное законодательство, область применения, суверенитет РФ в области культуры, равенство статуса культур различных народов России, их прав и обязанностей в данной сфере, обязательность включения культурных направлений в федеральные программы и планы;
  2. Неотъемлемые права и свободы человека на творчество, самобытность, приобщение к ценностям, эстетическое воспитание и художественное образование, создание различных творческих организаций и объединений, свобода вывоза собственных произведений за рубеж, ведение культурной деятельности в других странах и др.;
  3. Права и свободы народностей и этно-сообществ на сохранение и развитие национальной самобытности, культурно-национальную независимость; государственная защита культур малочисленных этносов, творческие и культурные организации российской диаспоры за рубежом, а также иностранные — у нас в РФ;
  4. Культурное наследие : достояние народов России, всероссийские библиотечные, архивные, музейные и другие фонды;
  5. Статус работника творческой сферы : государство и работники, государство и творческие организации;
  6. Обязанности государства : госпрограммы сохранения и развития культуры в РФ, обеспечение доступности культурной деятельности и ценностей для населения, предоставление свободы и самостоятельности субъектам культурной деятельности, создание предпосылок для реализации талантов, обеспечение приоритетных позиций для нац. культур РФ, ведение профильной статистики, независимая оценка качества условий оказания услуг, информационная открытость;
  7. Полномочия участников : федеральных и региональных органов гос. власти, а также органов местного самоуправления; ежегодный доклад государства о достижениях и состоянии российской культуры;
  8. Экономическое регулирование : создание и ликвидация творческих организаций, особенности управления, источники финансирования, доходы от деятельности, ценообразование, сотрудничество с организациями из других сфер деятельности, соцподдержка работников культуры;
  9. Международный культурный обмен : субъекты обмена, политика и приоритеты, сотрудничество с согражданами, проживающими за рубежом, российские культурно-исторические ценности за границей, зарубежные центры российской культуры;
  10. Ответственность за нарушение профильного законодательства.

Полезно также ознакомиться с последними изменениями Федерального закона №161. Подробнее

Первая статья закона гласит, что основными задачами профильного законодательства являются:

  • Охрана и реализация конституционного права населения России на культурную деятельность;
  • Обеспечение свободы деятельности объединений, этнических сообществ и народностей РФ в сфере творчества и искусств;
  • Обозначение принципов планирования профильной федеральной политики, оказания гос. поддержки; принцип обеспечения невмешательства в творческую деятельность.

Положения закона охватывают следующие области:

  • Памятники истории и культуры — их определение, изучение, защита, восстановление и использование;
  • Жанры искусства , такие как: худ. литература, музыка, кинематограф и фотография, театральное и хореографическое искусство, архитектура, дизайн и др.;
  • Народная культура во всех ее проявлениях: промыслы и ремесла, языки, диалекты, фольклор, традиции и обряды;
  • Творческая самодеятельность ;
  • Коллекционирование и экспонирование ;
  • Издание книг и печатной продукции , их распространение, использование, архивное и библиотечное дело;
  • Теле- и радиовещание в контексте создания и распространения культурных ценностей;
  • Образование в сфере художественных искусств ;
  • Изучение культуры с точки зрения различных наук;
  • Международные обмены (знаниями, произведениями и др);
  • Создание материально-технической базы и иная деятельность, способствующая сохранению, созданию и популяризации культурных ценностей.

Читайте также ФЗ № 161 в последней редакции

Последние поправки

Закон о культуре в последней редакции датируется 5-м декабря 2017 года. Тогда, с выходом закона ФЗ-392 о внесении изменений в отдельные акты РФ по вопросам усовершенствования независимой оценки качества условий оказания услуг , поправку претерпели статьи 36.1 и 36.2.

Большая часть изменений в законе коснулась однотипных формулировок. Словосочетания, в которых присутствовало слово «качество», были дополнены после него словом «условий» (напр., качество условий оказания услуг ).

Отдельные положения статей закона были изложены в новой редакции.

Часть 2 ст. 36.1 гласит, что независимая оценка качества условий оказания услуг проводится на основании следующих критериев:

  • Открытость и доступность информации о проводимых мероприятиях;
  • Комфортность;
  • Доброжелательное и вежливое отношение работников организаций;
  • Удовлетворенность аудитории качеством оказанных услуг;
  • Доступность услуг для людей с физическими ограничениями.

Согласно части 6-ой статьи 36.1 , общественные палаты РФ, субъектов России и муниципальных образований в случае обращения органа исполнительной власти , уполномоченного в области выработки и реализации гос. политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, в течение не более одного месяца должны сформировать общественный совет по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг организациями культуры . В состав совета входят представители общественных организаций, уполномоченных в сфере защиты прав и интересов граждан, а также члены объединений инвалидов. Такая проверка может быть проведена в отношении государственных организаций, либо организаций, финансируемых из бюджета.

В части 7-ой той же статьи говорится, что упомянутый выше совет формируется на трехлетний срок не менее, чем из пяти человек. При назначении нового состава сменяется не менее 1/3 членов совета. Действует совет на общественных началах. Представители органов исполнительной власти, местного самоуправления, общественных творческих объединений, руководители и работники организаций, оказывающих услуги в культурной сфере, не могут входить в состав совета по независимой оценке. Однако они могут привлекаться в качестве консультантов. Информация о ходе и результатах деятельности совета должна публиковаться на официальном сайте органа, при котором он был создан.

Статья 36.1 была дополнена частями 17 и 18 , которые гласят, что руководители государственных и муниципальных культурных учреждений, в соответствии с трудовым законодательством России, должны нести ответственность за неисполнение указаний по устранению недостатков, выявленных в результате проведения независимой оценки.

Сведения об эффективности работы руководителя, в том числе о результатах независимой оценки и о выполнении плана по устранению недостатков, вносятся в трудовой договор. Эти результаты учитываются также при оценке эффективности деятельности руководителей исполнительных органов, органов самоуправления и должностных лиц.

Скачать текст закона о культуре РФ

Статья 8 рассмотренного нами закона гласит, что творческая деятельность признается неотъемлемым правом всех россиян, вне зависимости от расового и этнического происхождения, пола, социального и финансового статуса, языковой принадлежности, взглядов на политику и религию, образования, профессии и других факторов.

Чтобы ознакомиться подробнее с порядком реализации такого права, а также нормативной базой в сфере сохранения и развития искусства и творчества, предлагаем (утв. ВС РФ от 09.10.1992 N 3612-1) в актуальной редакции.

Список федеральных законов о культуре

Рассмотренный в настоящей статье закон является базовым, но далеко не единственным в данной области. Творческую сферу прямо или косвенно регулируют десятки законов и подзаконных актов. Ниже приведены наименования и ссылки на скачивание основных таких документов.

  • , которая в статье 44 провозглашает свободу творчества и преподавания, право на участие в культурной жизни общества, пользование учреждениями культуры и доступ к культурным ценностям;
  • «Об утверждении Основ государственной культурной политики», определяющих важнейшие направления политики государства в данной сфере. Позиционируется как базовый документ, который служит для написания и усовершенствования иных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы развития России в указанном направлении;
  • от 29 февраля 2016 г. об утверждении Стратегии государственной культурной политики (ГКП) на период до 2030 года . На основе этого документа разрабатываются соответствующие региональные стратегические планы.

культура искусство государственный управление

Право участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, а также доступ к культурным ценностям каждого гражданина РФ гарантируется Конституцией РФ (ст. 44) .

Проводимые в российском обществе преобразования не могли не затронуть культурную жизнь, которая в последнее десятилетие испытывала воздействие двух противоположных тенденций, отмеченных в Федеральной целевой программе "Культура России (2001 - 2005 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2000 года № 955:

1. Формирование демократических основ государства обусловило рост творческой инициативы граждан, возникновение театров, музеев, творческих коллективов и объединений. Свободы, полученные деятелями и организациями культуры, обеспечили оптимальные условия для ее развития. Соответственно появились новые типы потребителей и заказчиков профессионального искусства, строящие свои отношения с творческими деятелями на рыночных условиях.

2. В то же время государство последовательно сокращало свое участие в поддержке отечественной культуры, полагая, что формирующийся рынок решит возникающие проблемы. В результате стало уменьшаться влияние культуры на российское общество, на формирование позитивных установок и ценностных ориентаций граждан.

Культура в настоящее время, как и много лет назад, является одним из важнейших участков деятельности Российского государства, неразрывно связанным с экономической и социально - политической жизнью общества. С правовой точки зрения в целом законодательная основа для развития культурной сферы в нашей стране уже сформирована.

Понятие культуры включает в себя многие стороны духовной сферы жизни людей. Важнейшие направления культурной деятельности определены в Основах законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 года , в том числе: выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры; художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие жанры и виды искусства; художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы; самодеятельное (любительское) художественное творчество; музейное дело и коллекционирование; книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело; телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей; эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области; научные исследования культуры; международные культурные обмены; производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей; иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.

С точки зрения формирования межгосударственной позиции по вопросам регулирования культурной сферы наиболее важны следующие международные правовые акты:

Конвенция УНИДРУА по похищенным или незаконно вывезенным культурным ценностям (Рим, 24 июня 1995 года), Конвенция о сотрудничестве в области культуры, образования, науки и информации в Черноморском регионе (Стамбул, 6 марта 1993 года), Европейская конвенция о совместном кинопроизводстве (Страсбург, 2 октября 1992 года), Европейская конвенция о трансграничном телевидении (Страсбург, 5 мая 1989 года), Конвенция об охране архитектурного наследия Европы (Гренада, 3 октября 1985 года), Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972 года), Европейская конвенция об охране археологического наследия (Лондон, 6 мая 1969 года), а также многие другие международные акты, направленные в большинстве своем на охрану различных культурных ценностей, формирование единого культурного пространства (мирового или европейского) в той или иной сфере культурной деятельности .

Внутреннее законодательство Российской Федерации в сфере культуры подразделяется на федеральное законодательство (в свою очередь делящееся на законодательные акты и подзаконные нормативные акты) и законодательство субъектов Российской Федерации, также имеющее деление на законодательные и подзаконные нормативные акты. Кроме того, в структуру внутреннего законодательства страны включаются нормативные акты, принятые на уровне местного самоуправления.

Законодательством о культуре установлено четыре уровня компетенции в указанной сфере:

Первый уровень - компетенция федеральных органов государственной власти и управления в области культуры, предусмотренная п. "е" ст. 71 Конституции РФ и ст. 37 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, включая обеспечение прав и свобод человека в сфере культуры, установление основ федеральной культурной политики, принятие федерального законодательства в области культуры и федеральных государственных программ культурного развития и др.

Второй уровень - совместная компетенция федеральных органов государственной власти и управления Российской Федерации, органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга в соответствии со ст. 38 Основ законодательства Российской Федерации о культуре. В совместную компетенцию включаются: обеспечение прав и свобод человека в области культуры; обеспечение сохранности культурного достояния народов РФ, памятников истории и культуры, историко-культурных территорий, включенных в Свод памятников истории и культуры Российской Федерации; осуществление федеральной культурной политики, разработка и реализация федеральных государственных программ культурного развития, их финансового и материально - технического обеспечения; охрана авторского права и смежных прав, права интеллектуальной собственности, права наследования в области культуры; утверждение требований (стандартов) к профессиональному образованию в области культуры; создание условий для культурного развития всех народов и этнических общностей РФ; проведение государственной финансовой политики в области культуры, политики в сфере труда, занятости и оплаты труда работников культуры; финансирование особо ценных объектов культурного достояния народов Российской Федерации.

Третьим уровнем является компетенция органов государственной власти и управления субъектов Российской Федерации в рассматриваемой сфере (ст. 39 Основ законодательства о культуре).

Законодательство субъектов Российской Федерации в области культуры регулирует обширный круг вопросов.

Четвертый уровень - компетенция, согласно ст. 40 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, органов местного самоуправления в указанной области.

Рассмотрим некоторые из названных уровней.

1. Формирование структуры законодательства о культуре в нашей стране в том виде, в каком оно систематизировано в настоящее время, берет свое начало с 1992 г., когда был принят Закон РФ от 9 октября 1992 года № 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре". Этот нормативный правовой акт признал основополагающую роль культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народов, населяющих территорию Российской Федерации. Основными его задачами были признаны обеспечение и защита конституционных прав граждан на культурную деятельность, создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации, определение принципов и правовых норм субъектов культурной деятельности, а также определение принципов государственной политики в области культуры, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы.

Кроме того, в Основах были закреплены основные понятия и категории, используемые в законодательстве по вопросам культуры, в частности такие, как "культурная деятельность", "культурные ценности", под которыми понимаются нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко - культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Таким образом, если ранее главным для отнесения ценностей к категории "культурных ценностей" являлось наличие такого элемента, как акт творчества, то в соответствии с указанным определением данное понимание "культурных ценностей" представляется несколько зауженным.

Действительно, достаточно сложно найти элемент творчества в нравственных и эстетических идеалах или нормах и образцах поведения, в понятиях "культурные блага", "творческий работник", "культурное достояние народов Российской Федерации".

Но главное - было дано понятие государственной культурной политики (политики государства в области культурного развития) как совокупности принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.

В то же время нельзя четко определить место Основ законодательства Российской Федерации о культуре в иерархической системе нормативных правовых актов. Во второй статье Основ говорится, из каких нормативных правовых актов состоит законодательство Российской Федерации о культуре, однако лишь по отношению к законодательным актам субъектов Российской Федерации установлено правило, что в случае возникновения разногласий между законодательными актами субъектов Российской Федерации и указанными Основами действуют нормы Основ. Сложнее разрешаются проблемы в случае возникновения противоречий между федеральными законами, регулирующими различные вопросы сферы культуры, и Основами законодательства Российской Федерации о культуре - в связи с тем, что Основы приняты до утверждения всенародным голосованием Конституции Российской Федерации 1993 г., а подавляющее большинство законодательных актов, регулирующих отдельные вопросы в культурной сфере, увидели свет уже после 1993 года и, соответственно, изначально не противоречили Конституции Российской Федерации. Кроме того, по общему правилу, если в законе не указано иное, то в случае противоречия одного законодательного акта другому предпочтение при решении вопроса отдается более позднему и специальному законодательному акту. Поэтому Министерство культуры Российской Федерации совместно с Комитетом по культуре Государственной Думы Российской Федерации и соответствующим комитетом Совета Федерации ведут активную работу по решению этой проблемы.

Проблемы культуры нашли отражение также во многих базисных законодательных актах, таких как:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации: в части вопросов изъятия бесхозяйственно содержащихся культурных ценностей у собственников, установления общих принципов деятельности учреждений и организаций, в том числе некоммерческих, общих принципов гражданского оборота недвижимого имущества, а также вопросов интеллектуальной собственности;

2. Кодекс РФ об административных правонарушениях: в части административной ответственности за нарушение авторских и смежных прав, требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), их территорий и зон их охраны и т.д.;

3. Уголовный кодекс Российской Федерации: по вопросу ответственности за порчу и разрушение памятников истории и культуры, нарушения авторских и смежных прав, контрабанды культурных ценностей; Земельный кодекс РФ: в части определения и порядка установления земель историко-культурного назначения;

4. Градостроительный кодекс Российской Федерации: по вопросу сохранения исторических населенных мест, памятников истории и культуры в процессе застройки и реконструкции градостроительной среды;

5. Федеральный закон "О некоммерческих организациях": по вопросам правового статуса организаций культуры;

6. Федеральный закон "О благотворительной деятельности";

7. Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности": по вопросу лицензирования работ по проектированию и производству работ по реставрации памятников истории и культуры, кинопоказа, изготовления и распространения аудиовизуальных произведений и фонограмм;

8. Бюджетный кодекс Российской Федерации: в части установления принципа финансирования бюджетных учреждений, разработки долгосрочных федеральных целевых программ;

9. Налоговый кодекс Российской Федерации: в части налоговых льгот для организаций и учреждений культуры, осуществляющих определенные виды работ; Таможенный кодекс Российской Федерации: в части льгот на ввозимое оборудование для нужд музеев и предметов искусства.

Кроме того, действует большое количество подзаконных актов, в том числе:

Постановление Правительства РФ "О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации";

Постановление Правительства РФ "О федеральной целевой программе "Культура России" (2001 - 2005 годы)";

Постановление Правительства РФ "Вопросы Государственного академического Большого театра России";

Постановление Правительства РФ "Вопросы Министерства культуры Российской Федерации";

Постановление Правительства РФ "О порядке бесплатного посещения музеев лицами, не достигшими восемнадцати лет" и др.

Огромное количество нормативных правовых актов издано федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление и регулирование в сфере культуры.

Таким образом, помимо базового закона - Основ законодательства Российской Федерации о культуре - практически по всем направлениям культурной жизни в стране приняты специальные нормативные правовые акты, регулирующие особенности государственного воздействия в той или иной области.

В федеральных нормативных правовых актах о культуре существует множество противоречивых положений. Выделим следующие проблемные моменты:

В самих Основах присутствуют нормы, которые противоречат друг другу. Например, ст. 37 и 38, комментирующие, соответственно, компетенцию федеральных органов государственной власти и совместную компетенцию федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, повторяют одно и то же положение, касающееся прав и свобод человека в области культуры;

В законодательных и подзаконных актах, изданных в развитие Основ законодательства Российской Федерации о культуре, как правило, не находят отражения льготы в той или иной области (например, по вопросу льготных условий доступа творческих работников к соответствующим учреждениям образования, библиотекам, музеям, архивам и другим организациям культуры). Эта норма присутствует только в Основах законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах, остальные нормативные правовые акты вообще умалчивают о такой льготе, не говоря уже об определении механизма ее реализации;

Постановление Правительства Российской Федерации "О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации" предусматривает значительный блок льгот для театров. Однако льготы по налогам должны предусматриваться законодательными, а не подзаконными актами;

В сфере культуры действует огромное количество актов, регулирующих большинство направлений культурной деятельности. А вот по вопросам концертной деятельности нет специализированного нормативного акта, несмотря на то что эта сфера крайне специфична, и в процессе деятельности концертных организаций возникает множество проблем, в частности связанных с механизмом государственной поддержки концертных организаций;

В противовес мировой практике из перечня лицензируемых видов деятельности в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" были исключены архитектурная и музейная деятельность, а также оборот антиквариата.

Таким образом, с учетом изменяющейся социально - экономической и психологической атмосферы назрела необходимость внесения соответствующих изменений в действующие правовые нормы, а также принятия новых нормативных правовых актов, отражающих складывающиеся общественные отношения в сфере культуры.

В соответствии с п. "г" и "е" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ разграничение государственной собственности и общие вопросы культуры относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Кроме того, по вопросам разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации заключаются соответствующие договоры. Разрешение вопросов по разграничению собственности также осуществляется на основании соглашений (договоров) о разграничении собственности между Российской Федерацией и соответствующим субъектом Российской Федерации. Однако несмотря на наличие указанных положений по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, зачастую возникают многочисленные коллизии, так как отсутствуют заключенные соглашения о разграничении собственности между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, особенно по вопросам памятников истории и культуры.

Совокупность законодательных актов, разработанных и принятых субъектами Российской Федерации, включает более 200 законов. Поэтому мы рассматриваем только те, которые регулируют наиболее общие, основные отношения в области организации культурной деятельности.

В субъектах Российской Федерации законодательное регулирование вопросов культуры пошло двумя различными путями.

В республиках приняты законы, основные положения которых практически полностью совпадают с основными положениями федеральных законодательных актов. При этом нередко происходила подмена действия федерального закона на территории республик действием республиканского.

В других субъектах Российской Федерации (областях, краях, автономных образованиях) законодатели стремились закрепить в большинстве своем нормы, конкретизирующие нормы федерального законодательства, а также принять нормы в развитие федерального законодательства.

Следует отметить, что в некоторых субъектах Российской Федерации вообще не принято на данный момент никаких законов в развитие федерального законодательства. Все регулирование в области культуры здесь осуществляется путем издания главами субъектов и различными органами исполнительной власти подзаконных нормативных актов. Это касается Хабаровского края, Новгородской, Новосибирской, Пензенской, Саратовской, Самарской областей и других регионов.

Первое направление представлено законами субъектов Российской Федерации, в которых дублируются тексты Основ законодательства Российской Федерации о культуре и иных федеральных законов в сфере культуры вплоть до нумерации статей и пунктов в статьях. Законотворчество на уровне субъекта Российской Федерации проявляется лишь в незначительных дополнениях и изменениях исходного документа - текста Основ законодательства Российской Федерации о культуре - и иных федеральных законов в этой сфере.

Наиболее показательными с этой точки зрения являются, в частности, Закон Республики Бурятия "О культуре" от 1 февраля 1996 года N 246-1, Закон Республики Башкортостан "О культуре" от 13 июля 1993 года N ВС-18/19 (в редакции Законов от 28 января 1998 года N 133-з, от 23 июня 2000 года N 78-з), Закон Республики Адыгея "О культуре" от 15 июля 1998 года N 87.

Отметим, что даже незначительные дополнения и изменения исходного текста федерального закона, осуществленные субъектом Российской Федерации и легализованные им в тексте соответствующего закона, демонстрируют общие подходы, господствующие на уровне данного субъекта, и взаимоотношения между центром и территорией. Так, в ст. 7 Основ законодательства РФ о культуре, Законах "О культуре" республик Башкортостан и Адыгея речь идет об обязательности культурных аспектов в государственных или республиканских программах развития. В то же время в Законе "О культуре" Республики Бурятия в указанной статье речь идет лишь о статусе культуры в государственных и иных программах развития Республики.

И подобные примеры можно продолжить. В Основах законодательства Российской Федерации о культуре и разделе втором Закона Республики Башкортостан "О культуре" говорится о правах и свободах человека в области культуры. Однако Закон "О культуре" Республики Адыгея вообще не содержит таких норм. А в Законе Бурятии этот раздел среди прав и свобод народов и иных этнических общностей в области культуры называет право на культурно - национальную автономию, право на открытие культурно - национальных организаций соотечественников за пределами Республики и культурно - национальных организаций иных государств в Республике. А ведь известно, что Российская Федерация самостоятельно реализует на своей территории соглашения и иные акты, регулирующие отношения России в области культуры с другими государствами, объединениями государств, а также международными организациями.

В Законах "О культуре" республик Бурятия и Башкортостан содержится понятие суверенитета в области культуры, хотя согласно Конституции РФ и разъяснениям Конституционного Суда РФ суверенитет является признаком государства, а не национально - территориальных и административно - территориальных образований.

В соответствии со ст. 12 Закона "О культуре" Республики Башкортостан каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Ограничения доступности культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования устанавливаются республиканским законодательством. Однако эти нормы должны устанавливаться федеральным законодательством. Таким образом, республиканский законодатель вторгся в компетенцию федерального законодателя, явочным порядком присвоив себе право установления ограничений доступности культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования.

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что, казалось бы, незначительные изменения и дополнения в законах субъекта Российской Федерации приводят к тому, что часть норм регионального законодательства вступает в противоречие с федеральным законодательством и Конституцией Российской Федерации, установившей, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 76). Конституцией РФ и законами субъектов РФ установлено, что в случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта РФ по предметам совместного ведения действует федеральный закон.

Таким образом, несмотря на сложившуюся на федеральном уровне и на уровне субъекта Российской Федерации систему законодательных и подзаконных нормативных актов по вопросам культурной деятельности, в системе указанных актов существуют пробелы и противоречия и на федеральном, и на региональном уровнях, которые требуют устранения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Итак, после того, как нами были рассмотрены основные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность организаций культуры и искусства, мы считаем необходимым изучить вопросы управления сферой культуры. Этому посвящен следующий раздел данной работы.

Похожие публикации