Презентация урока роль кожи в терморегуляции. Строение кожи, ее значение и участие в терморегуляции. презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему. Роль кожи в терморегуляции, закаливание

Слайд 1

Слайд 2

Вид деятельности
Зависимость температуры тела от вида деятельности
Сон Рубка дров Чтение
Количество освобождаемой энергии
Температура тела
Мало
Много
Мало
Нормальная
Повышенная
Пониженная

Слайд 3

Роль кожи в терморегуляции организма

Слайд 4

Терморегуляция – это
уравновешивание процессов образования и отдачи тепла в организме

Слайд 5

Образование теплоты (химическая терморегуляция)
Отдача теплоты (физическая терморегуляция)
Прием пищи
Холодовая дрожь
Мышечная работа
Теплопроведение – передача теплоты между телами при их соприкосновении
Теплоизлучение – отдача теплоты в виде инфракрасного излучения
Конвекция – передача теплоты от организма окружающей среде через воздух
Испарение влаги со слизистых оболочек в дыхательных путях

Слайд 6

Центр терморегуляции – гипоталамус (промежуточный мозг)

Слайд 7

План I. Вид повреждения II. Симптомы III. Причины повреждения IV. Меры первой помощи

Слайд 8

Солнечный удар - это состояние, возникающее из-за сильного перегрева головы прямыми солнечными лучами, под воздействием которых мозговые кровеносные сосуды расширяются и происходит прилив крови к голове. Первыми признаками солнечного удара является покраснение лица и сильные головные боли. Затем появляется тошнота, головокружение, потемнение в глазах и рвота. Для оказания первой помощи пострадавшего нужно перенести в тенистое прохладное место. Пациент должен занять горизонтальное положение с приподнятыми вверх ногами. После этого следует расстегнуть одежду и раскрыть окна, если помощь оказывается в помещении. Приток свежего воздуха является неотъемлемой частью мероприятий по улучшению состояния пациентов с солнечным ударом. Для охлаждения кожных покровов можно приложить смоченный холодной водой кусочек ткани. Дать больному оптимальное количество жидкости, лучше дать минеральной или обычной питьевой воды. При помутнении сознания хорошее действие оказывает вдыхание нашатырного спирта. Можно поднести к носу пациента ватку, смоченную нашатырём или же протереть им виски.

Слайд 9

Нарушение терморегуляции
Вид повреждения Симптомы Причины повреждения Меры первой помощи
Солнечный удар Покраснение лица, сильные головные боли, тошнота, головокружение, потемнение в глазах и рвота. Перегрев головы прямыми солнечными лучами. Перенести в тенистое прохладное место. Приподнять вверх ноги, расстегнуть одежду и раскрыть окна, приложить смоченный холодной водой кусочек ткани. Поднести ватку, смоченную нашатырём и протереть виски.

Слайд 10


1. К терморегулирующей функции кожи относятся: А) дрожание; Б) расширение и сужение кровеносных сосудов; В) выделение жира; Г) подъём волос дыбом; Д) загар; Е) образование витамина Д

Слайд 11

Верный ответ:
А, Б, Г

Слайд 12

Выберите три верных ответа из шести
2. При понижении температуры окружающей среды: А) усиливается обмен веществ; Б) уменьшается интенсивность обмена веществ; В) усиливается потоотделение; Г) ослабляется интенсивность потоотделения; Д) расширяются капилляры кожи; Е) сужаются капилляры кожи

Слайд 13

Верный ответ:
А, Г, Е

Слайд 14

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕАЛЬНОГО СОБЫТИЯ И ПРОВЕДЕННОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
Признаки для сравнения Реальное событие в замке герцога Моро Эксперимент (опыт), проведенный в XIX веке
В каких условиях находились люди? Холодное помещение зала и каменный пол 1
2 Менее суток Один испытуемый был 24 часа, а другой - 8 дней
Каковы результаты события и эксперимента? 3 Изменений в состоянии здоровья испытуемых не наблюдалось

Цель:
1. сформировать у учащихся знания о функциях кожи, связанных с регуляцией постоянства внутренней среды организма, используя для этого знания биологии, физики.
2. закрепить знания о строении кожи, с её основными свойствами; формировать потребность беречь своё здоровье;
3. привлечь внимание ребёнка к себе, к собственному строению через опыт, прийти к научным знаниям, привести к пониманию себя как личности.

Задачи урока:
образовательные:
1) конкретизировать знания о строении кожи;
2) сформировать знания о коже как органе теплоотдачи;
3) Раскрыть условия сохранения постоянной температуры тела при повышении и понижении температуры.
развивающие:
1) развивать умение делать выводы из результатов практической работы;
2) развивать умение устанавливать взаимосвязь между физической работой и терморегуляцией организма;
3) развивать умение анализировать и сравнивать информацию, обобщать и устанавливать причинно-следственные связи.
воспитательные:
1) продолжить гигиеническое воспитание учащихся, бережного отношения к своему здоровью,
2) развивать коммуникативные способностей.

Оборудование:

1. проектор
2. презентация
3. портативный компьютер Nova 5000
4. датчики температуры
5. датчик влажности
6. толстая нить
7. пластиковый пакет
8. резиновое кольцо

Ход урока

1. организационный момент
2. актуализация опорных знаний: Очень часто в молодежных газетах и журналах публикуют письма читателей, послушайте отрывок из такого «письма». Есть ли в нем биологические ошибки и неточности? В чем они заключаются?
Наконец-то началась долгожданная пора – каникулы! Мы с подругой проснулись в полдень и сразу побежали на пляж. Скорее в воду! Накупавшись вдоволь до изнеможения, растянулись на песочке и три часа загорали. Я учила на уроке биологии, что ультрафиолетовые лучи увеличивают роговой слой кожи, в клетках ее постепенно накапливается пигмент, придающий ей коричневый цвет – загар. Это красота и здоровье.
3. Изучение нового материала:
посмотрите на слайд и определите, на какие две группы можно разделить изображенных здесь животных. Какой признак лежит в основе деления на группы? (слайд 1)
К какой из этих групп относится человек?
Какое свойство организма называют теплокровностью? (Теплокровность- свойство организма поддерживать температуру тела на определенном уровне.) (слайд 2)
« А сейчас ребята, я хочу вам рассказать одну легенду (звучит приятная музыка). (слайд 3)

Без малого пять веков назад, в последние дни 1496 г., в роскошном замке миланского герцога Моро готовились к новогоднему празднику. Герцог собирался показать своим гостям такие чудесные представления, каких еще не видывал свет. Еще бы! Устройством праздника руководил великий художник и никем не превзойденный механик Леонардо да Винчи. Он задумал восславить золотой век мира, который наступил после многих лет железного века опустошительных войн.

Для изображения железного века кузнецы под наблюдением Леонардо да Винчи сделали огромную фигуру лежащего рыцаря, закованного в латы. А золотой век должен был изображать голый мальчик, с ног до головы покрытый золотой краской. Это был сын бедного пекаря. Отец за деньги предоставил его для увеселения герцога.

В разгар праздничного веселья в зал ввезли поверженного рыцаря. Из его чрева вышел « золотой мальчик» с крыльями и лавровой ветвью в руке. Испуганно он смотрел на окружающих, произнося заученное приветствие герцогу. Праздник не удалось довести до конца, потому что внезапно заболела жена герцога. Гости разъехались. Погасли огни. О мальчике, конечно, забыли… Он остался один, в огромном холодном полутемном зале. Лишь на следующий день Леонардо да Винчи увидел его в темном углу. Ребенок дрожал и жалобно плакал. Леонардо закутал его в плащ, отнес к себе домой и три дня ухаживал за ним, пытаясь спасти. Но на четвертый день мальчик умер. Прошли века. История « золотого мальчика», связанная с именем великого художника, не была забыта. А причина его гибели долгое время оставалась непонятной и вызывала разные толкования.

Можете ли вы мне ответить и назвать основные причины гибели мальчика? (учащиеся формулируют ответ и говорят, что этот мальчик умер от переохлаждения. Была нарушена функция терморегуляции.)
Сегодня мы с вами поговорим о терморегуляции. Запишите тему урока «Терморегуляция организма» (слайд 4)
С точки зрения физики человек всего лишь физическое тело и с ним, казалось бы, должны происходить процессы, такие же как с любыми физическими телами. Температура тела человека 36,60С, а в классе – 240С. Человек должен отдавать часть внутренней энергии окружающему воздуху, пока температура не станет одинаковой. Но разве это так?
Что нового мы должны узнать по этой теме? Давайте сформулируем цели нашего урока (учащиеся формулируют цели, а учитель их конкретизирует) (слайд 5) Объяснить, почему температура нашего тела остается постоянной. Чтобы ответить на этот вопрос мы должны вспомнить строение кожи. (слайд 6)
А знаете ли вы, сколько тепла образуется в теле человека за один час? Столько, что хватит, чтобы вскипятить 1 л ледяной воды. И если бы тело вместо кожи было покрыто непроницаемым для тепла футляром, то уже через час температура тела поднялась бы примерно на 1,5 градуса, а часов через сорок достигла бы точки кипения воды. Во время тяжелой физической работы образование тепла увеличивается еще в несколько раз. (слайд 7)

И все же температура тела не меняется. Когда говорят о температуре тела, имеют в виду температуру внутренних областей тела, т.е. тканей, лежащих глубже 2,5 см под поверхностью кожи. У человека температура поверхности кожи неодинакова на различных участках. Самая низкая температура у кожи кистей и стоп (28,50С), а самая высокая - в области шеи. Внутри печени, где протекают окислительные процессы, температура достигает 390С.(слайд 8)

У здорового человека она обычно равна 36,5-37 градусов. Ее повышение выше 430 и падение ниже 250С смертельны. Такое постоянство температуры тела поддерживается почти исключительно путем регуляции отдачи тепла через кожу. Ведь она непосредственно контактирует с внешней средой, следовательно, регистрирует все изменения температуры.
Совокупность физиологических реакций организма, обеспечивающих постоянство температуры тела называется терморегуляцией (слайд 9)
В каком случае в организме вырабатывается тепло? (прием пищи, мышечная работа) (слайд 10)
Какие источники тепла имеются в организме человека? (Питательные вещества (белки, жиры, углеводы), которые при расщеплении (гидролизе с участием ферментов – биологических катализаторов) выделяют тепло (протекают экзотермические реакции), кроме того, есть активные ткани – печень, мышцы.)
Чтобы тело отдало тепло окружающей среде, образуемое им тепло должно «иметь доступ» к внешней среде. Тепло из глубины тела (ядра) перемещается кровью к коже, откуда может перейти в окружающую среду благодаря одному из следующих механизмов: (слайд 11)
1. Потеря тепла через кожу путем излучения
2. Путем конвекции
3. Путем теплопроводности.
Все они зависят от количества протекающей через кожу крови.
А вот как зависит, мы проверим, проведя лабораторную работу «Нарушение кровообращения при наложении жгута». Для ее проведения мы воспользуемся цифровой лабораторией. У вас на столах лежат все необходимые материалы для ее проведения и инструкция (приложение1)
Почему понижается температура изолированных перетяжкой пальцев?
Почему после восстановления нормального кровоснабжения температура пальцев несколько возрастает по сравнению с начальной?
Кожа человека обильно снабжена кровеносными сосудами. Многие капилляры образуют петли и анастамозы, позволяющие менять количество крови, протекающие через кожные капилляры. При сужении этих сосудов уменьшается теплоотдача. При их расширении выделение тепла увеличивается. Кроме того кровь в большом количестве протекает через потовые железы. (слайд 12)
А теперь попробуйте объяснить опыт доктора Ч. Благдена, проведенный в Англии более 200 лет назад. Вместе с несколькими друзьями и собакой провел 45 минут в сухой камере при температуре +126 без последствий для здоровья. В то же время кусок мяса, взятый в камеру, оказался сваренным, а холодная вода, испарению которой препятствовал слой масла, нагрелась до кипения. (слайд 13)

При испарении тепло теряется с поверхности тела в процессе превращения воды в водяной пар. На испарение 1г воды затрачивается 2, 45кДж тепла. Теплоотдача путем испарения пота происходит непрерывно в виде незаметной для нас испарины.

Пот – водянистая жидкость, содержащая 0,1-0,4% хлористого натрия, лактата натрия и мочевины. Он образуется из тканевой жидкости. (слайд 14)

У человека потоотделение начинается тогда, когда температура поднимается выше 36,70С. При нормальных условиях в сутки выделяется 900 мл но при очень сильной жаре и достаточном снабжении водой и солями эта величина может достигать 12л.

Сейчас вы проведете еще одну лабораторную работу «Выделительная и терморегуляторная функция кожи» после которой ответите на следующие вопросы:
1. Почему повышается температура в пакете в ходе эксперимента?
2. Почему повышается влажность в пакете?
3. Почему во втором опыте влажность увеличилась быстрее и достигла более высокого значения, чем в первом опыте?
4. Почему летняя одежда делается из натуральных, а не синтетических тканей? (слайд 15)
А теперь давайте попробуем сформулировать основные выводы по данному уроку.
1) Кожа – главный орган терморегуляции
2) В зависимости от характера реализации терморегуляторных механизмов различают теплокровных и холоднокровных животных
3) Терморегуляция – это процесс уравновешивания теплообразования и теплоотдачи в соответствии с условиями внешней и внутренней среды
4) Нарушение процессов терморегуляции может привести к перегреванию или переохлаждению организма. (слайд 16)

Образование и отдача тепла регулируется рефлекторно и гуморально. Существует центр терморегуляции, расположенный в гипоталамусе (промежуточный мозг). Считается, что в его передней части располагаются центры, регулирующие теплоотдачу, а в области заднего гипоталамуса локализованы центры, контролирующие процессы продукции и сохранения тепла. (слайд 17)

Температура окружающей среды и ее колебания действуют на терморецепторы кожи. Подсчитано, что на 1 см2 приходится 12 холодовых, 1-2 тепловых рецепторов. А вся кожная поверхность тела человека содержит 250 тыс. холодовых рецепторов и только 30 тыс. тепловых.
4. Закрепление изученного материала: . (слайд 18 - 21)
Решите биологические задачи:

  • Действие алкоголя на организм вызывает расширение сосудов. Какой человек трезвый или пьяный, быстрее замерзнет на морозе?
  • Ноги в тесной обуви зимой замерзают, а летом сильно нагреваются. Объясните почему?
  • Почему вредно туго затягиваться ремнем и носить тесную обувь?
  • Человек в умеренном климате носит одежду соответственно погоде. Однако жители Средней Азии в самую жаркую погоду ходят в теплых ватных халатах. Дайте объяснение этому явлению.
5. Домашнее задание. (слайд 22)
§42
Составить синквейн на тему «Кожа»

1 слайд

Тема учебного проекта: Кожа. Терморегуляция в организме человека. Творческое название проекта: Одежда на каждый день.

2 слайд

Основополагающий вопрос: Спасет ли красота мир? Вопросы учебной темы: Строение и функции кожи человека. Терморегуляция в организме человека. Механизм и способы закаливания. Гигиена кожи. Требования к одежде и обуви. Первая помощь при повреждениях кожи и нарушениях терморегуляции. Учебный предмет: биология Участники проекта: учащиеся 8 классов

3 слайд

Аннотация проекта. Проект рассчитан на учащихся 8 классов и реализуется в предметных областях биологии и обж. В разделе биологии человека проект рассматривает тему «Кожа. Терморегуляция в организме человека». Проектная деятельность позволяет глубже рассмотреть механизмы терморегуляции, проблемы ухода за кожей, вопросы научно обоснованного подбора одежды и обуви. Метод создания проектов дает учащимся возможность самостоятельно организовать свое исследование, научиться работать с разными источниками информации, творчески подойти к подбору необходимого материала и способов представления результатов работы.

4 слайд

Цель проекта: формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, умений видеть проблему и находить пути ее решения. Методические задачи проекта: Сформировать знания о строении кожи человека в связи с ее функциями. Выяснить участие кожи в механизмах терморегуляции. Установить зависимость между функциями кожи и требованиями к одежде и обуви. Сформулировать и обосновать правила ухода за кожей. Выявить принципы и способы закаливания. Систематизировать знания о приемах первой помощи при повреждениях кожи и нарушениях терморегуляции. Научить пользоваться разными источниками информации. Научить пользоваться программами Microsoft Power Point и Microsoft Publisher для представления результатов работы.

5 слайд

Гипотеза проекта: Использование метода создания проектов для изучения темы «Кожа. Терморегуляция в организме человека» позволяет активизировать познавательную и исследовательскую деятельность учащихся и развивать их творческие способности.

6 слайд

Проблемные вопросы: Как строение кожи связано с ее функциями? Почему не мерзнут «моржи»? В чем скрыты секреты красоты? Всегда ли полезно то, что модно?

7 слайд

Темы исследований учащихся: «О чем расскажет кожа?» «Как попасть на обложку «Cosmopolitan»?» «Моржами» рождаются или становятся?» «Почему лен и хлопок всегда в моде?» «Пирсинг: быть или не быть жертвой красоты?» «Не паникуй!» «Фруктовые идеи»

8 слайд

Этапы и сроки проведения проекта: Объявление темы проекта и формулирование тем исследований учащихся (1 урок, 10 мин.) Выбор творческого названия проекта (1 урок, 5 мин.) Формирование исследовательских групп учащихся, выдвижение гипотез исследований (1 урок, 10 мин.) Разработка планов исследований учащихся по выбранным темам (1 урок, 15 мин.) Обсуждение с учащимися возможных источников информации и вопросов защиты авторских прав (1 урок, 5 мин.) Самостоятельная работа учащихся по обсуждению задания каждого в группе (2 урок, 5 мин.) Самостоятельная работа учащихся по выполнению заданий с использованием дидактических материалов (2 урок, 40 мин.) Подготовка учащимися презентаций и публикаций по темам исследований (3 урок)

9 слайд

Этапы и сроки проведения проекта: Защита учащимися созданных презентаций и публикаций, сопоставление результатов исследований с гипотезами (4 урок, 30 мин.) Формулирование выводов по теме проекта (4 урок, 5 мин.) Контроль знаний (4 урок, 10мин.)

11 слайд

Информационные ресурсы: Беркинблит М.Б. Задачи по физиологии человека и животных. М. – 1995. «Биология в школе», № 1, 2007 г. Биология. Мультимедийное учебное пособие. Просвещение.2003г. Гуминский А.А., Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии. М.- Просвещение, 1990. Каменский А.А. 1000 вопросов и ответов. Биология. М. – 1998. Муртазин А.М. Активные формы и методы обучения биологии. М. – 1989. Сапин М.Р., Билич Г.Д. Анатомия человека. В 2 кн. М. – 1998. Физиология человека/ Под ред. Р.Шмидта. М. – 1995. Электронная библиотека Кирилла и Мефодия. www.biologia.ru

Слайд 1

§ 43. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах

8 класс биология

Слайд 2

Как отражаются на коже погрешности в диете? Можно ли по состоянию кожных покровов человека определить, какого витамина ему не хватает? Как оказать первую помощь человеку, получившему термический ожог?

Слайд 3

Что надо делать, если на кожу попала едкая кислота? щелочь? Назовите приемы первой помощи при обморожении. Как уберечь себя от стригущего лишая и чесотки? Чем вызываются эти болезни и как они распространяются? Почему в обоих случаях необходимо срочно обратиться к врачу?

Слайд 4

Кожа – орган терморегуляции

Тело человека имеет постоянную температуру. В любое время года, во время отдыха или работы его температура не превышает 37 °С. В организме постоянно вырабатывается тепло, избыток тепла через кожу и выдыхаемый воздух отдается в окружающую среду.

Слайд 5

Процессы теплообразования и теплоотдачи в организме уравновешены терморегуляцией. Без этого организм перегрелся бы и погиб. Отдача тепла зависит от условий, в которых находится человек. Как же происходит терморегуляция?

Слайд 6

Вы знаете, что кожу пронизывают многочисленные кровеносные сосуды (см. также § 17). При повышении температуры воздуха сосуды расширяются. Через кожу протекает больше крови, и отдача тепла увеличивается. Организм отдает тепло.

Слайд 7

В холодную погоду происходит обратный процесс: кровеносные сосуды суживаются и теплоотдача уменьшается. Организм сохраняет тепло. В жаркую погоду, при физической работе увеличивается отделение пота. При испарении пота кожа и все тело охлаждаются. Это предохраняет организм от перегревания.

Слайд 8

Закаливание

Способность человека к терморегуляции можно тренировать. Особенно важно приспособить организм к воздействию низких температур. Это не только делает человека более устойчивым к холоду, но и повышает интенсивность обмена веществ, активизирует иммунную систему.

Слайд 9

Тренировку организма, позволяющую быстро приспосабливаться к смене температур, легче переносить холод, называют закаливанием. Оно включает воздушные и солнечные ванны, водные процедуры (обтирание, обливание, душ, плавание) при постепенном снижении температурных воздействий на организм. Самым первым этапом закаливания является обтирание тела мокрым полотенцем или губкой.

Слайд 10

Начинают с температуры воды 28-30 °С и снижают ее через каждые 2-3 дня на 1 °С, доводя до 18-15 °С. Сначала обтирают верхнюю часть туловища, затем растирают мокрые участки сухим полотенцем до покраснения, такую же процедуру проделывают с руками, нижней частью туловища и ногами.

Слайд 11

Во время растирания руки и ноги массируют от периферии к сердцу. Подмышечные, паховые и подколенные впадины массировать нельзя, поскольку там много лимфатических узлов.

Слайд 12

Душ является более энергичным способом закаливания. Поэтому начинают с температуры воды 30-32 °С, а затем снижают ее на 1 °С через каждый день, доводя предельно низкую температуру до 17-15 °С. Надо все время помнить, что слишком высокая температура к закаливанию не приведет, а слишком низкая, кроме простуды, ничего не даст.

Слайд 13

На время болезни закаливающие процедуры прекращают, а после нее все приходится начинать сначала. По существу, закаливание – это сосудистая гимнастика: холодная вода вызывает сужение сосудов. Полезно применять контрастный душ, чередуя холодную и горячую воду: сосуды будут то сужаться, то расширяться.

Слайд 14

Вырабатываемые условные рефлексы сосудов, будучи вегетативными, неустойчивы и быстро пропадают без подкрепления. Поэтому при закаливании важно придерживаться следующих принципов: постепенность, систематичность и непрерывность.

Слайд 15

Это относится ко всем видам закаливания, в том числе и к плаванию. Температуру речной воды следует считать подходящей, если после первичного озноба вы почувствуете прилив тепла: вода кажется теплой, как парное молоко. Купаться можно до появления вторичного озноба, он говорит о срывах защитных механизмов. Купание следует прекратить, вытереть и растереть тело и побегать. Это поможет согреться и окончательно обсохнуть.

Слайд 16

При приеме воздушных ванн следует сочетать их с активными движениями. Это намного повышает закаливающий эффект. Особенно большую осторожность надо проявлять, принимая солнечные ванны. Длительность процедур в первые дни не должна превышать 5-10 мин, иначе можно получить солнечный ожог и даже солнечный удар.

Слайд 17

Загорать лучше в утренние и вечерние часы, когда много ультрафиолетовых лучей, вызывающих загар, и мало инфракрасных – причиняющих солнечные ожоги.

Слайд 18

После приема солнечных ванн надо обязательно одеться, несмотря на то что тело разгорячено и кажется, что жарко даже в вечернее время. Между тем под влиянием солнечной радиации сосуды расширены, теплоотдача остается высокой, возможно переохлаждение и заболевание простудными болезнями.

Слайд 19

Первая помощь при тепловом и солнечном ударах В длительном походе в жаркую погоду, при усиленной физической работе в душном помещении может произойти перегревание организма – тепловой удар. Признаки теплового удара: головокружение, головная боль, помутнение в глазах, слабость, возможна потеря сознания.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Что это за орган? Это сложный орган со многими функциями Масса этого органа у взрослого человека в среднем достигает 2,7 кг (самый тяжелый орган человеческого тела) Его называют «зеркалом здоровья и болезни» Этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь Этот орган тесно связан с нервной системой и развивается из того же зародышевого листка В нем находится множество рецепторов, воспринимающих различные внешние раздражения Этот орган формирует роговые образования – ногти и волосы

Строение и значение кожи

Кожа – наружный покров тела Площадь кожи – 2 м² Средняя масса – 2,7 кг Кожа состоит из 3-х (2-х) слоев Слой кожи Особенности строения

I . Эпидермис (надкожица) Наружный слой, образован многослойным эпителием. Верхний слой – роговой, состоит из мертвых клеток без ядер. Нижний – из живых клеток, способных к делению.

II . Дерма (собственно кожа) Состоит из плотной волокнистой соединительной ткани. Расположены кровеносные сосуды, нервы, потовые и сальные железы, волосяные луковицы и корни ногтей. Индивидуальный кожный рисунок из мелких бороздок.

Подкожная жировая клетчатка Состоит из рыхлой соединительной ткани, петли которой заполнены жировыми дольками.

Значение кожи (функции) Защитная Чувствительная Терморегуляционная Дыхательная Обменная (выделительная) Депо крови

Потовые железы В коже находится 2 млн потовых желез. За сутки выделяется 500 мл пота

Потовые железы

Сальные железы Имеют вид гроздей, открывающихся в волосяную сумку. Кожное сало состоит из жирных кислот, продуктов распада эпителиальных клеток и витаминов А, Д, Е. Кожное сало смачивает волосы и кожу, придавая ей эластичность, предохраняя от высыхания и смачивания.

Строение ногтей Роговые образования, развивающиеся из эпидермиса. Растут в течение всей жизни человека. Защищают фаланги пальцев, служат опорой для мягких тканей.

Волосы Покрывают почти все тело человека, живут 2-4 года. Волос – роговое производное (образован белком кератином), состоящее из стержня и корня (волосяная луковица), расположенного в волосяной сумке и снабженного нервными окончаниями и кровеносными сосудами.

Молочные железы Являются измененными потовыми железами. Состоят из 15-25 железистых долек, в которых вырабатывается молоко. Развиты только у женщин.

Интересные факты о коже Кожа - самый большой орган человека. Ее поверхность составляет около 2 кв. м, а вес -16% от массы тела. Младенец рождается с тончайшей кожей, всего около 0,4 мм. А у взрослого человека она утолщается до 2 мм. Тоньше всего кожа на кистях рук и веках - около 0,5 мм. Наиболее плотный кожный покров на ладонях и ступнях - до 10 мм! С возрастом кожа обновляется все медленнее. У новорожденных - каждые два с половиной дня, у 35-летней женщины - в десять раз медленнее. А после 50 лет - раз в два месяца. Поэтому эффект от применения антивозрастного крема невозможно получить сразу после нанесения. Кожа курящих женщин старится в четыре раза быстрее, чем у некурящих. На каждый квадратный сантиметр кожи приходится До 150 нервных окончаний, благодаря им она реагирует на изменение температуры всего в 0,5 С. На коже человека находится в среднем от 30 до 100 родинок.

Продолжительность жизни волос мужчин и женщин различна. У представителей сильного пола она не превышает двух лет, а у прекрасных дам доходит до пяти. За день волосы вырастают в среднем на 0,3 мм. По прочности волос сопоставим с «крылатым металлом» - аллюминием. Он может выдержать нагрузку от 100 до 200 г. Волос очень эластичен: его можно растянуть на 1/5 длины, после чего он вернется в исходное состояние, ничуть не пострадав. Рыжие волосы растут наиболее густо, но при этом они и самые тонкие. Брюнетки чаще блондинок могут гордиться пышными объемными шевелюрами: темные волосы обычно самые здоровые и упругие. Каждый день Вашу голову покидают до 200 волосков. И это нормально.

Терморегуляция - это процесс уравновешивания теплообразования и теплоротдачи в соответствии с условиями внутренней и внешней среды.

Ответьте на следующие вопросы: Сколько слоев имеет кожа? Из каких клеток состоит эпидермис? Какой витамин синтезируется кожей? От чего предохраняет загар? Какими рецепторами снабжена кожа? Что такое волос? Что такое пот? Что происходит с сосудами при охлаждении?

9. Каково максимальное суточное количество пота, выделяемого человеком? 10. Каков состав пота? 11. Что такое озноб, возникающий при заболеваниях?

Найдите соответствие: Признак теплового удара Виды терморегуляции у человека Механизм теплоотдачи Механизм усиления теплообразования Условия окружающей среды, благоприятствующие теплоотдаче Условия окружающей среды, затрудняющие теплоотдачу Головокружение Дрожь Теплопроведение Сухой воздух Физическая Влажный воздух Испарение Мышечная работа Поведенческая Высокая температура воздуха Общая слабость Низкая температура воздуха Теплоизлучение Потеря сознания Прием пищи Влажный воздух Химическая Ветреная погода

Биологические задачи: 1. Для нормальной жизнедеятельности человека необходима постоянная температура тела. Несмотря на колебания температуры внешней среды, температура тела человека поддерживается в пределах 36-37 º С. За счет каких процессов это достигается?

2. Действие алкоголя на организм вызывает расширение сосудов. Какой человек, трезвый или пьяный, быстрее замерзнет на морозе?

3. Если поместить человека в бассейн, температура воды которого достигает 50-60 º С, то произойдет перегревание организма вплоть до ожогов кожи. Почему же при температуре воздуха 50-60 º С человек не получает ожогов?

4. В большинстве стран в жару пьют прохладительные напитки, а вот в странах Азии принято пить горячий чай даже в самые знойные часы дня. Как объяснить целесообразность этих национальных традиций?

5. Ноги в тесной обуви зимой замерзают, а летом сильно нагреваются. Объясните причины этих явлений.

6. Одному человеку, чтобы простудиться, достаточно ступить ногой на холодный пол, а другой купается зимой в проруби и прекрасно себя чувствует. Один спокойно работает на поле под лучами палящего солнца, а другой изнемогает от жары. Дайте мотивированное объяснение этих явлений.

7. Нормальная температура тела человека равна 36,6 º С. Однако нам не холодно, когда температура воздуха 18 º С, и очень жарко, когда она равна 30 º С. В воде же, наоборот, при 30 º С человек чувствует себя нормально, а при 18 º С – ему холодно. Объясните этот парадокс.

8. При проверке у учащихся кожной чувствительности замечено, что раздражения острием измерительного прибора в одних местах ощущается как прикосновение, в других – как укол, в третьих – как тепло или холод. Дайте объяснение этому явлению.


Похожие публикации