Презентация методы преподавания. Методы и средства обучения. По источнику получения знаний

Слайд 2

Методы обучения

Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.

Слайд 3

По источнику получения знаний.

а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);
б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);
в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

Слайд 5

Наглядные методы обучения

  • Метод иллюстраций
  • Метод демонстраций
  • Слайд 6

    Практические методы обучения

    • Упражнения.
    • Творческие работы.
  • Слайд 7

    Классификация методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся:

    • Объяснительно-иллюстративный.
    • Репродуктивный.
    • Проблемного.
    • Частично-поисковый метод, или эвристический метод.
    • Исследовательский метод.
  • Слайд 8

    Слайд 9

    Слайд 10

    Слайд 11

    Слайд 12

    Слайд 13

    Типы уроков

    • урок ознакомления с новым материалом;
    • урок закрепления изученного;
    • урок применения знаний и умений;
    • урок обобщения и систематизации знаний;
    • урок проверки и коррекции знаний и умений;
    • комбинированный урок.
  • Слайд 14

    1. Урок ознакомления с новым материалом

    1. сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности;
    2. подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний;
    3. ознакомление с новым материалом;
    4. первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения;
    5. постановка задания на дом;
    6. подведение итогов урока.

    Слайд 15

    2. Урок закрепления изученного

    1. проверка домашнего задания, уточнение направлений актуализации материала;
    2. сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения;
    3. воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях;
    4. перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых или измененных условиях с целью формирования умений;
    5. подведение итогов урока;
    6. постановка домашнего задания.

    Слайд 16

    3. Урок применения знаний и умений

    1. проверка домашнего задания;
    2. мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений, сообщение темы, цели и задач урока;
    3. осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий;
    4. самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя;
    5. обобщение и систематизация результатов выполненных заданий;
    6. подведение итогов урока и постановка домашнего задания.

    Слайд 17

    4. Урок обобщения и систематизации знаний

    1. постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся;
    2. воспроизведение и коррекция опорных знаний
    3. повторение и анализ основных фактов, событий, явлений;
    4. обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий;
    5. усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний;
    6. подведение итогов урока.

    Слайд 18

    5. Урок проверки и коррекции знаний и умений

    1. ознакомление с целью и задачами урока, инструктаж учащихся по организации работы на уроке;
    2. проверка знаний учащимися фактического материала и их умений раскрывать элементарные внешние связи в предметах и явлениях;
    3. проверка знаний учащимися основных понятий, правил, законов и умений объяснить их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры;
    4. проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях;
    5. проверка умений учащихся применять знания в измененных, нестандартных условиях;
    6. подведение итогов (на данном и последующих уроках).Слайд 21

    Урок - ролевая игра

    1. подготовительный;
    2. игровой;
    3. заключительный;
    4. анализ результатов.

    Посмотреть все слайды

    Методы в педагогике. План лекции.1.
    2.
    3.
    Введение: сообщение плана
    Основная часть (6 разделов)
    Заключение: выводы по
    каждому из разделов.

    Методы в педагогике. План основной части

    1.
    2.
    3.
    4.
    5.
    6.
    Понятие педагогического метода.
    Традиционная модель: Метод как система
    средств
    Общее понятие о педагогической
    технологии
    Инновационная модель метода
    Параметры времени в системе метода
    Традиционные методы высшей школы

    1. Понятие педагогического метода.

    Определение понятия
    Отличие от близких категорий –
    средство, инструмент, прием
    Метод как система: общее
    определение.
    Метод как элемент системы
    педагогического взаимодействия

    Метод (от греч. metodos)

    способ познания, средство решения
    познавательных задач
    Способ, инструмент исследования
    явлений природы и общественной
    жизни,
    прием, способ или образ действия;
    путь продвижения к истине

    Определение: методы обучения

    - это способы взаимосвязанной
    деятельности учителя и учеников,
    направленные на решение комплекса
    задач учебного процесса

    Определение: методы обучения

    совокупность путей и способов
    достижения целей, решения задач
    образования

    Определение: методы обучения

    способ упорядоченной деятельности
    субъекта и объекта учебного
    процесса, направленный на
    достижение поставленных целей
    обучения, развития, воспитания.

    СИСТЕМНОСТЬ МЕТОДА

    метод обучения - это опробованная и
    систематически функционирующая
    структура деятельности учителей и
    учащихся, сознательно реализуемая с
    целью осуществления
    запрограммированных изменений в
    личности учащихся

    2. Традиционная модель: Метод как система средств

    словесные
    методы
    методы работы с книгой
    наглядные методы
    практические методы
    методы контроля

    словесные методы

    рассказ, описание
    объяснение, доказательство
    беседа
    лекция
    вводная (организующая);
    сообщения новых знаний;
    закрепляющая;
    контрольно-коррекционная;

    МЕТОДЫ РАБОТЫ С КНИГОЙ

    методы работы с
    различными типами
    литературы
    методы формирования
    различных способов работы с
    литературой

    Типы учебной литературы

    Учебники
    Первоисточники
    Историография
    Справочники
    Словари
    Обзоры
    Реферативные сборники
    Научные труды

    СПОСОБЫ РАБОТЫ С КНИГОЙ

    чтение, пересказ, цитирование
    конспектирование, выписки
    анализ, реферирование
    сбор материала по теме
    определение концепции, проблемы
    сопоставление, постановка вопросов,
    формулирование тезисов….

    НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ

    ИЛЛЮСТРАЦИЯ
    ДЕМОНСТРАЦИЯ
    ЭКСКУРСИЯ
    МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ МЕТОДЫ

    ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ (ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

    Упражнение (выполнение учебных
    заданий)
    Лабораторные (моделирование
    исследовательской деятельности)
    Практической работы (моделирование
    продуктивной практики)
    Игровые

    МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

    ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
    ОБУЧАЮЩИЕ
    РАЗВИВАЮЩИЕ(САМООЦЕНКА)
    ПОБУЖДАЮЩИЕ
    СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЕ
    ОРГАНИЗУЮЩИЕ
    ВОСПИТЫВАЮЩИЕ

    3. Общее понятие о педагогической технологии

    программирование
    учебных
    действий от результата
    (целевое)
    контроль результатов
    (система тестов)

    Алгоритм педагогической технологии:

    Формулировка набора правил
    Заучивание правил
    Предъявление набора типических ситуаций
    применения правил
    Получение опыта действия в типических
    ситуациях по правилам
    Тренировка
    Контроль

    4. Инновационная модель метода: Метод в системе педагогического взаимодействия

    общая логика инновационных
    методов: ориентация на развитие
    личности
    графическое представление модели
    анализ внешних элементов метода
    характеристика внутренних
    элементов метода

    личностно-коммуникативные и событийнодеятельностные (как возможность актуализации диалога с
    источниками субъективной реальности).

    Презентация по слайдам

    Текст слайда: Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию. И. Песталоцци

    Текст слайда: Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей. Д. Пойа Подготовила Бортникова Г.В.

    Текст слайда:

    Текст слайда:

    Текст слайда:

    Текст слайда:

    Текст слайда:

    Текст слайда:

    Текст слайда:

    Слайд №10

    Текст слайда: Рассказ предполагает устное повествовательное изложение учебного материала, не прерываемое вопросами к обучаемым. Учебная лекция – систематическое изложение материала. Беседа – подача информации в виде диалога учителя с учеником по комплексу вопросов темы. Дискуссия – обсуждение проблемы.

    Слайд №11

    Текст слайда: Иллюстрация - показ учащимся различных иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, схем, рисунков из учебника, зарисовок и записей на доске, моделей геометрических фигур, натуральных предметов и т. д. Демонстрация приборов, опытов, показ кинофильмов, диафильмов, слайдов, и т. д.

    Слайд №12

    Текст слайда: Упражнение - многократное выполнение учебных действий с целью отработки умений и навыков. Лабораторная работа - проведение учащимися в условиях лаборатории опытов, расчетов, экспериментов, позволяющих изучать процессы. Практическая работа - выполнение заданий по обработке материалов, изготовление предметов, работа на пришкольных участках, в мастерских и пр.

    Слайд №13

    Текст слайда:

    Слайд №14

    Текст слайда:

    Слайд №15

    Текст слайда:

    Слайд №16

    Текст слайда:

    Слайд №17

    Текст слайда:

    Слайд №18

    Текст слайда:

    Слайд №19

    Текст слайда: Метод дидактических игр. Сущность – моделирование и имитация. Обучение по алгоритму.

    Слайд №20

    Текст слайда:

    Слайд №21

    Текст слайда: Решение проблемы путем высказывания идей для ее решения

    Слайд №22

    Текст слайда: Узнавание термина Определение понятия Раскрытие объема и содержания понятия Установление связей данного понятия с другим Практическая интерпретация понятия

    Слайд №23

    Текст слайда: Положительные эмоции по отношению к деятельности. Наличие познавательной стороны этой эмоции. Наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.

    Слайд №24

    Текст слайда: Познавательные игры. Метод опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций Учебные дискуссии - метод создания ситуации познавательного спора. Создание ситуации успеха в учении путем дифференциации помощи обучаемым в выполнении учебных заданий одной и той же сложности

    Слайд №25

    Текст слайда:

    Слайд №26

    Текст слайда: Соответствие методов принципам обучения. Соответствие целям и задачам обучения. Соответствие содержанию данной темы. Соответствие учебным возможностям обучаемым: возрастным, психологическим; уровню подготовленности. Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени обучения. Соответствие возможностям вспомогательных средств обучения. Соответствие возможностям самих преподавателей

    Слайд №27

    Текст слайда: Наименование решения Характеристика данного уровня принятия решения Стереотипные решения Педагог неизменно отдает предпочтение определенному стереотипу применения методов обучения независимо от специфики задач содержания, особенностей обучаемых. Решения типа проб и ошибок Педагог пытается менять выбор методов с учетом конкретных условий, но делает это путем стихийных проб, допуская ошибки, избирая новый вариант и вновь без научного обоснования выбора. Оптимизированные решения Решения, которые принимаются путем научно обоснованного выбора наиболее рациональных методов для данных условий с точки зрения некоторых определенных критериев.

    Слайд №28

    Текст слайда: 1. По источнику знаний Словесные Наглядные Практические 2. По характеру познавательной деятельности Объяснительно-иллюстративный Проблемное изложение Частично-поисковый Исследовательский 3. Активные и интенсивные методы Метод дидактических игр Обучение по алгоритму 4. Методы науки в качестве учебных методов Мозговая атака Внеконтекстные операции с понятиями

    1 из 15

    Презентация - Методы обучения

    Текст этой презентации

    Методы обучения

    План Анализ подходов к определению понятия «методы обучения». Взаимосвязь приема и метода обучения Подходы к классификации методов обучения Традиционные методы обучения Инновационные методы обучения

    Существует несколько подходов к определению понятия «метод обучения» Метод обучения – это… – это способ педагогически целесообразной организации учебно-познавательной деятельности учащихся. (В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев) - способ работы учителя и учащихся, с помощью которых достигается усвоение последними знаний, умений и навыков. (М. А. Данилов, Б. П. Есипов). - это способ взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития (Ю. К. Бабанский). - это способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся (И. Ф. Харламов). - это способ совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей. (Л.П. Крившенко)

    Методы в процессе обучения выполняют следующие функции: Обучающая 2. Развивающая 3. Воспитывающая 4. Мотивационная (выступают как средство побуждения к учению) 5.Контрольно-коррекционная (диагностика и управление процессом обучения учеников)

    Взаимосвязь приема и метода обучения
    - Прием обучения - это составная часть или отдельная сторона метода обучения, т. е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод». - Отдельные приемы могут входить в состав различных методов - Один и тот же способ в одном случае выступает как самостоятельный метод, в другом – как прием обучения Прием и метод могут меняться местами Метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой.

    Существуют различные подходы к классификации методов обучения.
    Перцептивный подход (Н.М.Верзилин, Е.И. Петровский) за основание берется источник передачи информации и характер ее восприятия Методы обучения
    Словесные методы
    Наглядные методы
    Практические методы
    (источником информации выступает устное или печатное слово)
    рассказ объяснение -беседа дискуссия, лекция работа с книгой
    (источником информации являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия)
    метод демонстраций метод иллюстраций
    (предназначены для формирования практических умений и навыков)
    упражнения практические и лабораторные работы

    Управленческий подход (М.А.Данилов, Б.П.Есипов). имеет своим основанием дидактические цели, решаемые на том или ином этапе обучения. Методы обучения: - приобретения новых знаний - формирования умений и навыков - применения знаний - закрепления и проверки знаний, умений и навыков

    Гностический подход (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин) основанием является характер познавательной деятельности учащихся
    Методы обучения
    Информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный)
    (преподаватель разными средствами сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти)
    Репродуктивный метод
    (учитель сообщает, объясняет знания в готовом виде, а учащиеся усваивают их и могут воспроизвести, повторить способ деятельности по его заданию)
    Метод проблемного изложения
    (учитель ставит проблему и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания)
    Частично-поисковый (эвристический) метод
    (учащиеся самостоятельно решают сложную учебную проблему не от начала и до конца, а лишь поэлементно)
    Исследовательский метод
    (учитель вместе с учащимися формулирует проблему, а они самостоятельно ее разрешают)

    Субъектно-объектный подход (Е.Я. Голант) основан на уровне активности учащихся в процессе обучения
    Методы обучения
    Пассивные
    - рассказ - лекция, объяснение экскурсия демонстрация наблюдение
    Активные
    - лабораторный метод - практический метод - работа с книгой

    Бинарный подход (М.И. Махмутов) основан на сочетании способов деятельности преподавателей и учащихся
    Методы обучения
    Методы преподавания
    - информационно-сообщающие - объяснительные - инструктивно-практические - объяснительно-побуждающие - побуждающие
    Методы учения
    - исполнительные - репродуктивные - продуктивно-практические - частично-поисковые - поисковые

    Логический подход (А.Н. Алексюк) предусматривает логику изложения материала учителем и логику восприятия его учащимися Методы обучения: - индуктивные (от частных случаев, примеров, фактов – к обобщениям и выводам) - дедуктивные (от выводов, обобщений – к примерам, частным случаям, отдельным фактам)

    Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
    - перцептивные (передача и восприятие учебной информации посредством чувств); - словесные (лекция, рассказ, беседа и др.); - наглядные (демонстрация, иллюстрация); - практические (опыты, упражнения, выполнение заданий); - логические, (индуктивные, дедуктивные, аналогии и др.); - гностические (исследовательские, проблемно-поисковые, репродуктивные); - самоуправление учебными действиями (самостоятельная работа с книгой, приборами и пр.).
    Методы стимулирования и мотивации учения
    - методы формирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций и др.); - методы формирования долга и ответственности в учении (поощрение, одобрение, порицание и др.).
    Методы контроля и самоконтроля в обучении
    - методы устного контроля (индивидуальный, групповой опрос, устный зачет, экзамен) - методы письменного контроля (контрольные работы, сочинения, письменные зачеты, и др.) - методы лабораторно-практического контроля (контрольно-лабораторные работы); - методы самоконтроля
    Целостный подход (Ю.К. Бабанский)

    Традиционные методы обучения Эти методы выработаны в многовековой педагогической практике и являются основой организации и осуществления процесса обучения
    Выделяют следующие традиционные методы обучения:
    - Рассказ (рассказ-вступление, рассказ-повествование, рассказ-заключение) - Объяснение - Беседа (вводная, беседа-сообщение новых знаний, сократические эвристическая, закрепляющая, контрольно-коррекционная беседа) - Лекция (информационные, проблемные, вводные, обзорные, эпизодические) - Учебная дискуссия - Работа с учебником и книгой (конспектирование, тезирование, реферирование, составление плана текста, цитирование и тд.) - Демонстрация (показ) - Метод иллюстраций - Упражнение (устные, письменные, графические, учебно-трудовые упражнения, вводные, основные, тренировочные и тд.) - Лабораторная работа - Практическая работа

    Инновационные методы обучения Имеют следующие особенности: - «вынужденная активность» учащихся - принудительная активизацию мышления и деятельности - повышение эмоциональной включенности учащихся - творческий характер занятий - обязательность непосредственного взаимодействия учащихся между собой и учителем - формирование коллективных усилий, направленных на интенсификацию процесса обучения

    Активные методы обучения -методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относят - дидактические игры, - анализ конкретных ситуаций, - решение проблемных задач, - обучение по алгоритму, - мозговую атаку, - внеконтекстные операции с понятиями.
    Интенсивные методы обучения используются для организации обучения в короткие сроки с длительными одноразовыми сеансами («метод погружения»). Применяются эти методы при обучении бизнесу, маркетингу, иностранному языку, в практической психологии и педагогике.
    Виды инновационных методов обучения

    Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт:

    Слайд 1

    м о е а р б з д ь л ы у ч к

    Слайд 2

    Методы обучения

    Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.

    Слайд 3

    По источнику получения знаний.

    а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово); б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

    Слайд 5

    Наглядные методы обучения

    Метод иллюстраций Метод демонстраций

    Слайд 6

    Практические методы обучения

    Упражнения. Творческие работы

    Слайд 7

    Классификация методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся

    Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный Проблемного Частично-поисковый метод, или эвристический метод. Исследовательский метод.

    Слайд 13

    Типы уроков.

    урок ознакомления с новым материалом; урок закрепления изученного; урок применения знаний и умений; урок обобщения и систематизации знаний; урок проверки и коррекции знаний и умений; комбинированный урок.

    Слайд 14

    1. Урок ознакомления с новым материалом

    1. сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности; 2. подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний; 3. ознакомление с новым материалом; 4. первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения; 5. постановка задания на дом; 6. подведение итогов урока.

    Слайд 15

    2. Урок закрепления изученного

    1. проверка домашнего задания, уточнение направлений актуализации материала; 2. сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения; 3. воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях; 4. перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых или измененных условиях с целью формирования умений; 5. подведение итогов урока; 6. постановка домашнего задания.

    Слайд 16

    3. Урок применения знаний и умений

    1. проверка домашнего задания; 2. мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений, сообщение темы, цели и задач урока; 3. осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий; 4. самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя; 5. обобщение и систематизация результатов выполненных заданий; 6. подведение итогов урока и постановка домашнего задания.

    Слайд 17

    4. Урок обобщения и систематизации знаний

    1. постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся; 2. воспроизведение и коррекция опорных знаний 3. повторение и анализ основных фактов, событий, явлений; 4. обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий; 5. усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний; 6. подведение итогов урока.

    Слайд 18

    5. Урок проверки и коррекции знаний и умений

    1. ознакомление с целью и задачами урока, инструктаж учащихся по организации работы на уроке; 2. проверка знаний учащимися фактического материала и их умений раскрывать элементарные внешние связи в предметах и явлениях; 3. проверка знаний учащимися основных понятий, правил, законов и умений объяснить их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры; 4. проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях; 5. проверка умений учащихся применять знания в измененных, нестандартных условиях; 6. подведение итогов (на данном и последующих уроках).

  • Похожие публикации