Интриги вокруг КВЗ: почему Вадим Лигай покинул правление «Вертолетов России»? Интриги вокруг КВЗ: почему Вадим Лигай покинул правление "Вертолетов России"? Грядет перекрой отрасли

«Компании»

«Темы»

«Новости»

Вадим Лигай: «Вертолеты России» и КВЗ наращивают взаимодействие между Россией и Индонезией

Гостей встречали временно исполняющий обязанности президента Республики Татарстан Рустам Минниханов и заместитель генерального директора холдинга «Вертолеты России», генеральный директор КВЗ Вадим Лигай. Приветствуя гостей, он сказал: «Холдинг «Вертолеты России» и Казанский вертолетный завод постоянно наращивают взаимодействие между Россией и Индонезией в области поставок вертолетной техники по линии «Рособоронэкспорта». На протяжении многих лет Индонезия является для нас важным стратегическим партнером. Уверен, что наше взаимовыгодное сотрудничество будет укрепляться».

Председатель Парламента КНР посетил Казанский вертолетный завод

«Сотрудничество между КВЗ и китайскими партнерами насчитывает не одно десятилетие. История наших отношений началась с поставки комбайнов С-4, которые производил наш завод в послевоенное время. Сейчас мы поставляем вертолеты Ми-8/17 – в общей сложности уже около 200 машин. Надеемся, что взаимовыгодное сотрудничество между нашими предприятиями и странами будет и дальше наращивать обороты, появятся новые коммерческие связи и контакты», — отметил генеральный директор КВЗ Вадим Лигай.

Вадим ЛИГАЙ, ПАО «Казанский вертолетный завод»: «За последние 5 лет объем реализации продукции вырос в 5 раз!»

По словам генерального директора КВЗ Вадима Лигай, высоких результатов удалось добиться при личной поддержке Президента Татарстана Рустама Минниханова. Именно Рустам Нургалиевич сделал все возможное, чтобы провести модернизацию производств завода. За последние 5 лет объем реализации продукции вырос в 5 раз. При этом численность сотрудников осталась на том же уровне.

Вадим Лигай научил школьников лидерству

Один из самых эффективных управленцев российского машиностроения — глава Казанского вертолетного завода Вадим Лигай — на своем мастер-классе для учащихся «вертолетных» классов рассказал как построить карьеру в сфере машиностроения и открыл секреты лидерства.

Генеральный директор Казанского вертолетного завода, заместитель генерального директора холдинга «Вертолеты России» (входит в Госкорпорацию Ростех) Вадим Лигай провел мастер-класс «Развитие лидерских качеств» для учащихся «вертолетных» классов гимназии №8 г. Казани. Специальные учебные классы созданы при поддержке завода для подготовки абитуриентов, поступающих в ведущие технические вузы страны. Глава Казанского вертолетного завода рассказал о престиже инженерных специальностей и о том, как построить карьеру в сфере машиностроения и воспитать в себе лидера.

Вадим Лигай: «Недостаточно делать то, что легко дается»

Почему Казанскому вертолетному заводу не страшны санкции Запада, куда направятся первые вертолеты Ми-38, чем работа летчиков-испытателей в Казани отличается от работы на других заводах страны, а также о новаторских конструкторских решениях в интервью порталу TatCenter.ru рассказал генеральный директор Казанского вертолетного завода, заместитель генерального директора холдинга «Вертолеты России» Госкорпорации Ростех Вадим Лигай.

Почему Вадим Лигай отдает заказы за пределы Татарстана

В технопарке «КНИАТ» в конце минувшей недели состоялся круглый стол о перспективах реализации потенциала инновационных площадок, организованный комитетом Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству. Парламентарии пригласили выступить на нем министра экономики РТ Артема Здунова и представителей самих площадок. Корреспондент «БИЗНЕС Online», побывавший на мероприятии, узнал, что такое «проблема социалистического общежития» по версии технополиса «Химград» и почему в каждом населенном пункте надо создать аэродром местных воздушных авиалиний.

Депутат Госсовета РТ Вячеслав Зубарев заработал 467 млн рублей, Вадим Лигай - 97 млн

Доход гендиректора Казанского вертолетного завода Вадима Лигая составил 97 млн рублей, его супруги - 1,2 млн. Ему принадлежат участок на 25,4 кв. м, менее половины доли в участке на 31 736 кв. м, чуть более трети участка на 3,5 га, дом на 700, кв. м, два гаража на 25,4 и 232,2 кв. м, недвижимое имущество общей площадью 640 кв. м. Кроме того, на него зарегистрированы Mercedes-Benz GL500 и мотовездеход Gibbs Quadski 600. В пользовании у Лигая и его жены значится квартира на 580,7 кв. м. В собственности супруги депутата две квартиры на 134,4 и 98,3 кв. м и два места на стоянке. На нее оформлена Toyota Sequoia platinum 4wd.

Вадим Лигай: «Вертолетный рынок сжиматься не будет»

Предприятие полностью сформировало портфель заказов и теперь заключает контракты на 2016 год. Об этом рассказал генеральный директор завода Вадим Лигай на встрече с журналистами из Латинской Америки, которые приехали посмотреть, кто и как производит самые знаменитые в мире «вертушки» Ми-8 и Ми-17.

Вадим Лигай: «Ансат» не хуже конкурентов, а по цене, мы считаем, мы выигрываем»

Казанский вертолет «Ансат» получил сертификат и вскоре сможет продаваться в массовых количествах. Причем, как выяснилось, предприятие во многом рассчитывает не только на российский, но и… африканский рынок. О том, когда начнутся коммерческие поставки «Ансата» и в чем его преимущества перед многочисленными конкурентами, корреспондент «БИЗНЕС Online» побеседовал с гендиректором КВЗ Вадимом Лигаем и его замом по научно-технической работе Игорем Бугаковым в ходе салона МАКС-2013.

Сергей Шойгу вызвал Вадима Лигая на прямую связь

В целом все было по-военному сурово. На летном поле КВЗ установили простой шатер, внутри которого оборудовали что-то вроде временного телецентра. На большом телеэкране было видно, как министр обороны РФ Сергей Шойгу поочередно принимал доклады о сданной продукции у Адмиралтейских верфей, Уральского завода транспортного машиностроения, Комсомольского-на-Амуре авиационного завода и так далее.

КВЗ «выходил в эфир» пятым. Перед экраном и камерой выстроились заместитель генерального директора холдинга «Вертолеты России», генеральный директор ОАО «КВЗ» Вадим Лигай, начальник 639 военного представительства минобороны Анатолий Золин и старший группы приемщиков, заместитель командира эскадрильи по инженерно-авиационной службе военной части 12633 Сергей Ротькин. За их спинами министру обороны открывался вид на летное поле, где на фоне осеннего леса под дождем мокли три «вертушки» Ми-8МТВ-5-1 - именно на их примере казанцы сегодня отчитывались о выполнении гособоронзаказа

Вадим Лигай нашел гигантский резерв в управленческих расходах

Согласно ежеквартальному отчету по стандартам РСБУ, выручка ОАО «Казанский вертолетный завод» взлетела на 43,5% – до 8,3 млрд. рублей. Как выяснил аналитический центр «БИЗНЕС Online», спрос со стороны Индии, Пакистана и США обеспечил не только хорошую выручку, но и рост наценки на бестселлер КВЗ – Ми-17В-5. При этом менеджмент завода сократил на 116 млн. коммерческие расходы, а управленческие расходы с легкостью урезал в 2,6 (!) раза. Впрочем, несмотря на рекордные результаты, акционеры сэкономили и на индексации оплаты труда работников.

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР КАЗАНСКОГО ВЕРТОЛЕТНОГО ЗАВОДА ВАДИМ ЛИГАЙ НАГРАЖДЕН ОРДЕНОМ ПОЧЕТА

29 октября Президент России Владимир Путин в ходе торжественной церемонии, прошедшей в Екатерининском зале Кремля, вручил генеральному директору Казанского вертолетного завода Вадиму Лигаю орден Почета. Соответствующий указ был подписан в июле 2013 года.

«Я благодарен Президенту и Правительству России за высокую оценку проделанной работы. Эта награда по праву принадлежит всему коллективу Казанского вертолетного завода, — отметил Вадим Лигай. — Это признание заслуг всей российской вертолетостроительной отрасли и стимул для новых свершений в вертолетостроении и достижения более высоких результатов».

«Вертолеты России» поздравляют МАИ с 85-летним юбилеем

За 85 лет своей деятельности МАИ выпустил тысячи высококвалифицированных специалистов. Некоторые из них стали Героями Советского Союза, летчиками-испытателями, академиками, генеральными конструкторами. Среди них Г.Р. Карапетян, Н.П. Бездетнов, А.И. Акимов, Н.С. Павленко. Многие выпускники МАИ сегодня занимают руководящие должности на предприятиях холдинга «Вертолеты России». Так, например, Вадим Лигай уже на протяжении 8 лет возглавляет Казанский вертолетный завод, являясь также в течение последнего года заместителем генерального директора холдинга «Вертолеты России». Окончив МАИ, Вадим Лигай начал свой трудовой путь на заводе в должности инженера-технолога, также отметили в холдинге.

ГОЛОВНЫЕ БОЛИ ВАДИМА ЛИГАЯ

С ряда загадочных новостей начинает год ПАО «Казанский вертолетный завод» (КВЗ).

Во-первых, как выяснил «БИЗНЕС Online», генеральный директор КВЗ Вадим Лигай освобожден от должности заместителя гендиректора «Вертолетов России» (ВР). Он был назначен на этот пост 13 ноября 2013 года и курировал ключевые программы холдинга — реализацию вертолетных программ, инновационных проектов, модернизацию нынешнего модельного ряда и создание новых вертолетов — Ка-62, Ми-171А2, Ми-38, перспективного среднего вертолета. Фактически он был вторым лицом в ВР, что, несомненно, укрепляло позиции КВЗ.

В пресс-службе завода информацию подтвердили, сообщив, что Лигай был освобожден от должности замгендиректора холдинга 18 января 2015 года. Одна из главных причин — «высокая загрузка», а если точнее, «возникновение новых задач по созданию нового промышленного кластера холдинга из двух производственных площадок — КВЗ и КумАПП» (ОАО «Кумертауское авиационное производственное предприятие», город Кумертау, Башкортостан).

Во-вторых, на прошлой неделе КВЗ объявил о планах совета директоров завода докапитализировать предприятие путем дополнительного выпуска 100 млн. акций номинальной стоимостью 1 рубль за бумагу. При этом в сообщении указана верхняя граница сделки — 20 млрд. рублей. Размещение запланировано провести по закрытой подписке среди действующих акционеров — «Ростеха», холдинга «Вертолеты России» и «Оборонпрома».

К слову, решение о докапитализации будет обсуждаться на внеочередном собрании акционеров 16 марта. А на следующем внеочередном собрании, 6 мая, будет поставлен вопрос о досрочном прекращении полномочий действующего совета директоров и избрании его нового состава, который может сократиться с 9 до 7 человек.

В-третьих, все это происходит на фоне беспрецедентного для новейшей истории КВЗ падения производства. По данным минпромторга РТ, которые стали доступны после недавней коллегии министерства, объем выпуска продукции на заводе-гордости Татарстана в 2015 году упал аж на 34,8%. На КВЗ эту информацию комментировать не стали, предложив подождать публикации бухгалтерского отчета в марте. Между тем по Казани пошли слухи, что на заводе на этот раз не выплатили привычную 13-ю зарплату, участились трудовые споры, связанные с оплатой труда, и, более того, якобы предприятие и вовсе готовится перейти на трехдневку...

«БИЗНЕС Online» направил запрос по поводу всех трех новостей в адрес «Вертолетов России», но ответа так и не получил.

«КОНТРАКТ С ИНДИЕЙ — ЕДИНСТВЕННЫЙ ВЫХОД. ЕСЛИ НЕТ, ДЕЛА БУДУТ ОЧЕНЬ ПЛОХИ»

Свет на ситуацию пролили источники «БИЗНЕС Online» в отрасли. Один из них указал на то, что в 2015-м КВЗ действительно реализовал рекордно низкое для последних лет количество вертолетов — «не более 80». Напомним, что 2014-й предприятие завершило со 107 машинами и, как заявляло его руководство, в 2015 году намеревалось передать заказчикам 110 вертолетов. По данным источника, главных причин падения — две. Отчасти дело в бюрократии: по ряду причин сместился ряд подписаний документов о приемке, с десяток вертолетов перешел на 2016 год. Но главное — нет новых крупных заказов.

«Причины падения производства на КВЗ (и не только) — это обвал цен на нефть, завершение крупных контрактов с США (на 63 вертолета, завершен в конце 2014 года прим. авт. ) и Индией (на 151 вертолет, о завершении объявлено в начале февраля прим. авт. ), санкции, отказ восточноевропейских стран от российских вертолетов, — констатировал в беседе с «БИЗНЕС Online» эксперт по вертолетной тематике, старший научный сотрудник Академии им. Жуковского Евгений Матвеев , — а также наши внутренние системные проблемы: существующая модель отрасли, которая не способна динамично работать в новых условиях». По мнению Матвеева, падение в 34,8% — явление ненормальное, «но такова реальность», крупных контрактов в 2016 - 2017 годах не предвидится, стартовых коммерческих продаж Ми-38 не видно, т. к. нет покупателей.

«Мы очень надеемся, что контракты с Индией будут продолжены, — отметил источник «БИЗНЕС Online». — Это у нас единственный выход на сегодня. Если нет, дела будут очень плохи». Напомним, в 2015 году сообщалось, что ВВС Индии могут закупить у России 48 вертолетов Ми-17В-5 на $1,1 миллиарда. По мнению Матвеева, вероятность заключения контракта — 50 на 50. «Многое зависит от расклада политических сил в самой Индии, — отметил он. — Решение будет неоднократно откладываться и меняться. Поэтому нам нужно проявить терпение и заботу в виде совершенствования организации послепродажного обслуживания уже поставленных вертолетов».

Эксперты высказывают предположение, что в ближайшем будущем фокус поставок вертолетов придется смещать с экспорта на заказы для российских силовых ведомств и гражданских потребителей. Вот только здесь КВЗ предстоит тяжелая борьба с коллегами из Улан-Удэ. Да и на большие объемы рассчитывать, видимо, не стоит — что-то в пределах пары десятков вертолетов... На внешних же рынках Россию теснит Китай.

«Пока мы здесь бурно занимались показательной деятельностью, Китай сделал хорошие вертолеты, — подчеркнул источник «БИЗНЕС Online». — Да, сегодня он покупает и наши, но это потому, что у него сильно развивается промышленность и он берет вертолеты везде, где только можно, а ведь рано или поздно наш сосед насытится».

ЗАЧЕМ КАЗАНЬ БЕРЕТ КУМЕРТАУ НА БУКСИР?

Что означает на этом фоне докапитализация на сумму до 20 млрд. рублей? Может, Москва решила протянуть заводу руку помощи в непростую минуту? Тем более что только по итогам 2014 года КВЗ выплатил акционерам фантастические 7,8 млрд. рублей. Не связано ли это вливание с каким-либо крупным оборонным проектом, ради которого потребуются капитальные затраты?..

К сожалению, все эти романтические версии развеивает источник «БИЗНЕС Online», который связывает докапитализацию с присоединением того самого КумАПП, ради забот о котором, по версии КВЗ, покинул свой пост в «Вертолетах России» Лигай. Еще в начале ноября 2015 года было объявлено, что в срок до 2018 года полномочия и 100% акций башкирского завода передадут КВЗ. В пользу версии о том, что решено завершить объединение поскорее, говорит и совпадение чисел: верхняя планка докапитализации КВЗ совпадает с объемом активов кумертауского завода — 19,97 млрд. рублей.

Предполагается, что объединенное предприятие будет выпускать «объединенную» продукцию: казанские Ми-8/17, Ми-38, «Ансат» и кумертауские Ка-226Т, Ка-32А11ВС, Ка-31. Реструктуризация объясняется стремлением оптимально распределить объемы производства и ремонта вертолетной техники, оптимизировать систему управления, увеличить (благодаря синергетическому эффекту) выручку и прибыль предприятий и поступления от них в бюджеты Татарстана и Башкортостана. Заявлено, что работы для Кумертау станет больше: там запустят производство деталей и агрегатов для Ми-8, «Ансата» и Ми-38; увеличатся объемы заготовительно-штамповочных, кузнечно-прессовых и агрегатно-сборочных производств; будет создан центр компетенций по производству лопастей из полимеров, а также агрегатов несущей системы вертолетов Ка-52/52К, Ка-62; организовано производство средств наземного обслуживания.

Все это было бы хорошо в тучные годы, если бы КВЗ не успевал отбиваться от заказчиков. Теперь же казанским вертолетчикам, судя по всему, придется делиться объемами с башкирскими, а те, судя по финансовым показателям, на грани краха.

Последние доступные данные — по итогам 2014 года. Выручка КумАПП тогда выросла на 0,2 млрд. рублей — до 3,99 миллиарда. При этом кредиторская задолженность выросла на 1,93 млрд. рублей — до 4,78 млрд., а чистый убыток — в 2,5 раза, с 1 млрд. рублей в 2013 году до 2,52 млрд. в 2014-м. Вряд ли за 2015 год, учитывая общую ситуацию, положение завода сколько-нибудь заметно улучшилось.

КАК РУСТЭМ ХАМИТОВ «НАЕХАЛ НА «ВЕРТОЛЕТЫ РОССИИ»

Каким же образом КВЗ был втянут в этот мезальянс? Ситуацию прояснил еще один источник «БИЗНЕС Online» в отрасли: «Смысл такой. Ребятам, которые образовали нынешние мегахолдинги типа «Вертолетов России», Объединенной двигателестроительной корпорации (напомним, оба холдинга входят в «Ростех», которым руководит Сергей Чемезов прим. авт. ), не хочется иметь в своих отчетах предприятие, которое из года в год тянет всех назад. Поэтому его надо «спрятать». Куда? Особо некуда. Вот и решили присоединить к успешному заводу... Дела в Кумертау обстоят весьма плохо, и пытаться скрывать это становится уже нехорошо. Люди из года в год берут бюджетные деньги, вкладывают туда, а результата нет, хотя, в принципе, у завода все должно быть нормально — перспективный заказ как бы есть (имеются в виду планы по совместному с Индией выпуску от 120 до 600 вертолетов Ка-226Т прим. авт. ). Словом, объективных обстоятельств к тому, чтобы дела шли так, как они идут, нет...»

Также наш собеседник обращает внимание на лоббистские усилия главы Башкортостана Рустэма Хамитова , который якобы обещал поставить вопрос по поводу многолетнего ничегонеделания «Вертолетов России» перед президентом РФВладимиром Путиным : «Фактически он их и напугал».

В августе 2013 года Хамитов действительно публично обвинил «Вертолеты России» в убытках КумАПП из-за отсутствия заказов. Судя по репортажам башкирской прессы, высказывания Хамитова о «Вертолетах России» были весьма экспрессивными: «Я неоднократно с ними встречался, слышал много красивых обещаний, но пока той динамики, которая нам была нужна, мы не наблюдаем... Нас долгое время «Вертолеты России» вводили в заблуждение со строительством центра композитных материалов. Мы даже сгоряча сообщили на всю страну о том, что в Кумертау планируется строительство такого центра композитных материалов... Год прошел — тишина, ничего нет, одни обещания. Лапшу на уши можно вешать, но не так долго, и мы тоже понимаем и разбираемся в кое-каких вещах». Тогда Хамитов пообещал доложить обо всем вице-премьеру Дмитрию Рогозину и жестко поговорить с руководством «Вертолетов России»...

В свою очередь, Матвеев считает решение о присоединении Кумертау к КВЗ результатом интриг в холдинге и продолжением перетягивания одеяла в отрасли (вспомним, например, какие легенды ходили о «теплых» отношениях КВЗ и Улан-Удэнского вертолетного завода). Поэтому все заявленные сегодня задачи слияния он считает только ширмой: «Сами организаторы еще не знают, чем будет заниматься КумАПП после объединения. И никто не знает».

Что все это означает для самого Лигая? С одной стороны, вывод из «политбюро» «Вертолетов России», как ни крути, аппаратное понижение. В экспертных кругах в связи с этим даже пошли пока что кажущиеся дикими слухи о его уходе из вертолетной отрасли... в правительство РТ.

С другой стороны, можно говорить, наоборот, о ставке на Лигая и его команду как на «палочку-выручалочку». Тем более что такие качества команда КВЗ за последние два десятилетия демонстрировала не раз. Кстати, с присоединением КумАПП на Лигая ложится и ответственность за вышеупомянутый индийский контракт на Ка-226, от четкости и качества выполнения которого, как уверяют, во многом будет зависеть будущее российских вертолетов на важнейшем для них азиатском рынке. Словом, если Лигаю удастся осушить башкирское «болото», превратив КумАПП в цветущее предприятие, его позиции, безусловно, усилятся. А нет так нет.

Заслуженного казанского вертолетостроителя «уходят», не дотерпев до его 65-летия, но, возможно, теперь он пойдет на повышение

На Казанском вертолетном заводе в эти дни в полушутку разучивают, как по-башкирски будет «здравствуйте» и «до свидания». Коллектив вовсю обсуждает известие: в ближайшие дни ему представят нового гендиректора — Юрия Пустовгарова, экс-главу вертолетостроителей Кумертау. Эксперты «БИЗНЕС Online» затрудняются назвать причины перемен, но не исключают, что Лигай уходит не на пенсию, а в Москву — на должность замгендиректора «Вертолетов России». И это для него не предел...

О причине отставки Вадима Лигая, управлявшего КВЗ почти 11 лет, остается только гадать / Фото: tatarstan.ru

...И ВСЕ-ТАКИ ОН УХОДИТ

Сразу несколько источников «БИЗНЕС Online» накануне сообщили о том, что в ближайшие дни коллективу ПАО «Казанский вертолетный завод» (КВЗ) представят нового генерального директора. Им станет теперь уже бывший управляющий директор АО «Кумертауское авиационное производственное предприятие» (КумАПП; как и КВЗ, входит в холдинг «Вертолеты России» — ВР) Юрий Пустовгаров . По версии одного из наших источников, в Казань он заберет также одного из членов своей прежней команды — исполнительного директора КумАПП Ильфира Файзуллина .

«БИЗНЕС Online» предложил пресс-службе КВЗ прокомментировать эту информацию, но там нам ответили, что никакие приказы или иные документы о назначениях не выходили.

Отметим, что разговоры об уходе нынешнего генерального директора КВЗ Вадима Лигая циркулируют не первый год. Обострение слухов произошло в середине минувшего декабря, когда источники «БИЗНЕС Online» сообщили, что главная кандидатура на этот пост — генеральный директор АО «КОМЗ» Сергей Раковец . Наши собеседники утверждают, что он был на собеседовании в ВР, а далее версии расходятся: а) отказался сам; б) не устроил гендиректора ВР Андрея Богинского .

О причине отставки Лигая, управлявшего заводом почти 11 лет, остается только гадать. Да, формально его можно упрекнуть в снижении выпуска вертолетов: в пиковом 2014-м — 107, в 2015-м — 77, в 2016-м — 70, в 2017-м — не более 70 вертолетов. Но ведь и рост был: 2007 год — 35 машин, 2008-й — 58, 2009-й — 65, 2010-й — 80, 2011-й — 93, 2012-й — 98, 2013-й — 103. Да и очевидно, что кризис был запрограммирован многими факторами, в том числе действиями самих ВР.

Сразу несколько источников накануне сообщили о том, что в ближайшие дни коллективу КВЗ представят нового генерального директора. Им станет Юрий Пустовгаров Фото: Ладислав Карпов/ТАСС

«Годы правления Лигая были благополучным периодом для завода, — рассуждает главный редактор отраслевого портала «Авиарунет» Роман Гусаров . — Возможно, были бóльшие ожидания, но... Тем не менее, даже несмотря на отрицательную динамику продаж за последние несколько лет, КВЗ реагировал на требования рынка, в том числе и как разработчик: в прошлом году „Ансат“ получил гражданский сертификат, хорошо пошли его медицинские версии». А вот эксперт по вертолетной тематике, старший научный сотрудник Академии им. Жуковского и отраслевой блогер Евгений Матвеев ,несколько скептичен: «Скорее время Лигая было десятилетием высоких цен на нефть, крупнейших заказов (Индия, США и других), высокого спроса на военно-транспортные вертолеты у третьих стран (из-за угрозы терроризма, активизации военных конфликтов), но и десятилетием напряженного труда коллектива КВЗ. Однако эра высоких цен на нефть закончилась...»

Возможно, мы имеем дело с перестановками административно-интриганского характера, как это повелось в российских руководящих вообще чем-либо кругах. Заводчане обращают внимание и на то, что заслуженного Лигая «ушли», не дождавшись удобного повода — его 65-летия (26 марта), что как-то «не по понятиям».

Евгений Матвеев: «Выстраивается новая система нашего вертолетного хозяйства, меняются взаимоотношения центра и регионов, управляющей компании, разработчиков, производителей, сервисной компании» Фото: Виталий Аньков, РИА «Новости»

Не исключено, что мы имеем дело со спешкой, связанной с выборами президента России и формированием нового правительства. «Дело не в генеральных директорах заводов, — говорит источник „БИЗНЕС Online“ в авиапроме. — Похоже, после выборов грядет большая рокировка руководителей, мы видим ее предтечи».

Как полагает Матвеев, мы просто наблюдаем продолжение кадровых перемен, которые стартовали с приходом Богинского (например, в совете директоров ВР, на Московском вертолетном заводе, фирме «Камов», КумАПП, в Вертолетной сервисной компании). Напомним, что пост гендиректора ВР Богинский занял почти ровно год назад — 31 января 2017 года, перейдя в госкорпорацию с позиции профильного зама министра промышленности Дениса Мантурова . «Выстраивается новая система нашего вертолетного хозяйства, меняются взаимоотношения центра и регионов, управляющей компании, разработчиков, производителей, сервисной компании», — считает эксперт.

ЕСЛИ КАЗАНЬ НЕ ИДЕТ В КУМЕРТАУ, ТО КУМЕРТАУ ИДЕТ В КАЗАНЬ?

Но почему сменщиком назначили именно Пустовгарова? Точных сведений на этот счет нет. Один из наших собеседников предположил, что если уж Лигая решили по каким-то причинам убрать, то потребовалась хотя бы приблизительно адекватная замена: «Ну кто-то же должен быть! А человека с таким опытом в вертолетостроении, как у Лигая, найти сложно».

С марта 2006 по апрель 2011 года — заместитель премьер-министра Башкортостана – министр промышленности, инвестиционной и инновационной политики. Вскоре после прихода Рустэма Хамитова его карьера пошла на спад, но не закатилась — он занял пост президента Торгово-промышленной палаты РБ, избрался депутатом Государственного Собрания РБ.

В декабре 2015 года Пустовгаров вернулся в авиастроение — был назначен управляющим директором КумАПП (это главная должность на заводе). Данный завод специализируется на производстве вертолетов соосной схемы разработки конструкторского бюро «Камов». КумАПП выпускает все типы вертолетов для Военно-Морского Флота России, включая модификации Ка-27, Ка-29 и Ка-31. Помимо военных предприятие строит гражданские вертолеты Ка-32А11ВС, а также легкий Ка-226Т.

Интересно, что это возвращение Пустовгарова к авиастроительным истокам произошло на волне именно казанской темы. В ноябре 2015 года ВР неожиданно решили присоединить традиционно камовский КумАПП к исконно милевскому КВЗ. Объяснили реформу витиевато — стремлением оптимально распределить объемы производства и ремонта вертолетной техники, оптимизировать систему управления, увеличить выручку и прибыль предприятий и поступления от них в бюджеты Татарстана и Башкортостана. Предполагалось, что объединенная компания будет выпускать «объединенную» продукцию: казанские Ми-8/17, Ми-38, «Ансат» и кумертауские Ка-226Т, Ка-32А11ВС, Ка-31. Но источник «БИЗНЕС Online» тогда объяснил дело элементарным желанием руководства ВР «спрятать» мозолящее глаз убыточное предприятие в недрах сильного завода. К тому же Хамитов тогда фактически обвинил руководство ВР в саботаже загрузки КумАПП и пообещал донести этот посыл до руководства страны.

Как бы то ни было, заявлялось, что Пустовгаров поможет КумАППу органично перейти под управление КВЗ. Соответственно, вряд ли его назначение могло состояться без одобрения, а то и рекомендации со стороны Лигая — им ведь предстояло работать в одной связке-соподчинении.

Сейчас с «шефством» КВЗ не очень-то понятная картина. По данным выписки из ЕГРЮЛ, казанский завод по-прежнему выполняет в КумАПП функции исполняющего органа (поэтому, собственно, Пустовгаров и не гендиректор). Однако на странице завода об этом ни слова, изменились формулировки и в отчетности. В документах за четвертый квартал 2015 года говорится о начале управления со стороны КВЗ, а вот в отчете за четвертый квартал 2016-го формулировка меняется: КумАПП там входит в ту же группу лиц, что и КВЗ. Аналогичная формулировка и в крайнем списке аффилированных лиц за четвертый квартал 2017 года. Источник «БИЗНЕС Online» в правительстве РТ сообщил, что дело просто заглохло. Возможно, попросту изменилась ситуация — если раньше КВЗ и мог кого-то взять на буксир, то теперь у него самого дела швах.

ПОЧЕТНАЯ ОТСТАВКА ИЛИ...

Вероятнее всего, правы были наши эксперты, изначально заявившие, что ВР и сами не понимают, что хотят сделать, объединяя КВЗ и КумАПП. Интересно, что тогда под соусом создания татарстанско-башкортостанского вертолетного объединения Лигая убрали с должности заместителя генерального директора ВР, которую он занимал параллельно с директорством на КВЗ. Тогда сообщалось, что одна из главных причин отставки — «высокая загрузка», а если точнее, «возникновение новых задач по созданию нового промышленного кластера холдинга из двух производственных площадок — КВЗ и КумАПП».

Любопытно, что сегодня мы можем увидеть своего рода обратный процесс. Источники «БИЗНЕС Online» сообщают, что после ухода с КВЗ Лигай будет назначен... заместителем генерального директора ВР. Второй раз в ту же воду? Скорее смахивает на синекуру после почетной отставки. Матвеев полагает, что мы видим результат некоего «размена», и указывает на то, что Лигай такой не первый (недавно в замы ВР назначили исполнительного директора МВЗ им. Миля Михаила Короткевича , а экс-исполнительный директор «Камова» Владимир Макарейкин стал директором ВР по науке и технологиям). «У гендиректора „Вертолетов России“ — 9 замов», — констатирует Матвеев. Да и, можно добавить, возраст у Лигая соответствующий...

Другого мнения придерживается один из источников «БИЗНЕС Online»: «Почетная отставка? Тогда придумали бы должность без полномочий, а здесь — вполне себе полноценный заместитель. Да, 65 лет — солидный возраст, а кругом сейчас стараются ставить молодняк. Но Богинскому (1974 года рождения прим. ред. ), по моему мнению, рановато руководить корпорацией. И потом корпорация не госслужба, там нет ограничений по возрасту. И на разные периоды жизни компании — разные задачи. Есть время, когда у тебя есть продукт и надо повышать продажи, — тогда нужен руководитель, разбирающийся в финансировании, акциях, продажах. А когда нужно создавать новые продукты, необходим производственник. Возможно, сейчас, после чехарды смен высшего руководства холдинга, понадобился именно такой человек. Уже изрядное недоумение вызывают назначения в авиапром экономистов, юристов, социологов».

Здесь стоит сказать, что эксперты давно указывают на то, что холдинг, по сути, не создает нового продукта. Источник отметил, что, по его информации, под сенью «Ростеха» (куда входит ВР) готовится объединение вертолетного холдинга и Объединенной авиастроительной корпорации, то есть, по сути, создается новое министерство авиационной промышленности. Каждый настоящий профессионал на счету. По мнению собеседника, у Лигая есть все шансы стать одной из высших фигур российского вертолетостроения.

Другой наш собеседник напомнил, что Вадим Александрович курировал в ВР ключевые программы холдинга — модернизацию нынешнего модельного ряда и создание новых вертолетов — Ка-62, Ми-171А2, Ми-38, перспективного среднего вертолета: «Не зря тогда Лигая сделали замом по новой технике, хотя тут и имидж КВЗ сыграл как передового завода».

В конце прошлого года на КВЗ работала команда Томаша Навратила, хорошо известного в Татарстане деятельностью по оптимизации производственных процессов Фото: president.tatarstan.ru

И ПРИ ЧЕМ ТУТ ТОМАШ НАВРАТИЛ?

По всей видимости, и Пустовгаров должен придать КВЗ некое ускорение. При нем дело на КумАПП вроде пошло на лад, и в 2016 году завод реализовал продукции на 6,2 млрд, а в 2017-м планировал 13,1 миллиарда. На вид ему можно поставить разве что упущенный индийский контракт на изготовление 60 Ка-226. Изначально их должны были построить именно в Кумертау, но потом заказ достался Улан-Удэ.

Так, может быть, все-таки состоится объединение казанского и кумертауского заводов? В релизе ВР от ноября 2015 года было сказано: «Основные задачи, которые планируется решить при объединении производственных мощностей путем передачи полномочий единоличного исполнительного органа КумАПП и его акций Казанскому вертолетному заводу, — оптимальное распределение объемов производства и ремонта вертолетной техники в 2018–2023 годах».

Впрочем, например, Матвеев уверен, что в ближайшее время объединения КВЗ и КумАПП все-таки не будет, зато он указывает на то, чем могут быть полезны в Казани башкирские управленцы: «В мировом вертолетостроении наступили сложные времена. Производители и разработчики активно ищут новые пути (и мы не исключение). Новые кадры способны на новые решения, в том числе и на непопулярные».

В связи с этим отметим, что, как стало известно «БИЗНЕС Online», в конце прошлого года на КВЗ работала команда Томаша Навратила , хорошо известного в Татарстане деятельностью по оптимизации производственных процессов на КАМАЗе, в Академии наук РТ и в правительстве РТ. По нашим данным, «Торквемаду» на КВЗ прислали «Вертолеты России». Сам Навратил в беседе с «БИЗНЕС Online» подтвердил факт работы своей команды на Казанском вертолетном заводе, но обсуждать подробности не стал. В пресс-службе КВЗ тоже не комментируют приглашение чешского антикризисного менеджера. На заводе между тем поговаривают о грядущей второй волне работы команды Навратила и опасаются сокращения персонала. Не исключено, что в какой-то мере так и будет, однако наш источник, предрекший Лигаю видную роль в новом «минавиапроме», полагает, что Казанский вертолетный получит изрядные преференции по загрузке.

Как стало известно "БИЗНЕС Online", генеральный директор КВЗ Вадим Лигай покинул "параллельный" пост замгендиректора "Вертолетов России", на котором он курировал ключевые проекты холдинга. На самом заводе это объяснили "высокой загрузкой". Так что же происходит с одним из флагманов оборонной отрасли Татарстана, лопасти которого вращаются все медленнее, а на шасси навешивают дополнительный груз - башкирский завод КумАПП с миллиардными убытками?

Головные боли Вадима Лигая

С ряда загадочных новостей начинает год ПАО "Казанский вертолетный завод" (КВЗ).

Во-первых, как выяснил "БИЗНЕС Online", генеральный директор КВЗ Вадим Лигай освобожден от должности заместителя гендиректора "Вертолетов России" (ВР). Он был назначен на этот пост 13 ноября 2013 года и курировал ключевые программы холдинга - реализацию вертолетных программ, инновационных проектов, модернизацию нынешнего модельного ряда и создание новых вертолетов - Ка-62, Ми-171А2, Ми-38, перспективного среднего вертолета. Фактически он был вторым лицом в ВР, что, несомненно, укрепляло позиции КВЗ.

В пресс-службе завода информацию подтвердили, сообщив, что Лигай был освобожден от должности замгендиректора холдинга 18 января 2015 года. Одна из главных причин - "высокая загрузка", а если точнее, "возникновение новых задач по созданию нового промышленного кластера холдинга из двух производственных площадок - КВЗ и КумАПП" (ОАО "Кумертауское авиационное производственное предприятие", город Кумертау, Башкортостан).

Во-вторых, на прошлой неделе КВЗ объявил о планах совета директоров завода докапитализировать предприятие путем дополнительного выпуска 100 млн. акций номинальной стоимостью 1 рубль за бумагу. При этом в сообщении указана верхняя граница сделки - 20 млрд. рублей. Размещение запланировано провести по закрытой подписке среди действующих акционеров - "Ростеха", холдинга "Вертолеты России" и "Оборонпрома".

К слову, решение о докапитализации будет обсуждаться на внеочередном собрании акционеров 16 марта. А на следующем внеочередном собрании, 6 мая, будет поставлен вопрос о досрочном прекращении полномочий действующего совета директоров и избрании его нового состава, который может сократиться с 9 до 7 человек.

В-третьих, все это происходит на фоне беспрецедентного для новейшей истории КВЗ падения производства. По данным минпромторга РТ, которые стали доступны после недавней коллегии министерства, объем выпуска продукции на заводе-гордости Татарстана в 2015 году упал аж на 34,8%. На КВЗ эту информацию комментировать не стали, предложив подождать публикации бухгалтерского отчета в марте. Между тем по Казани пошли слухи, что на заводе на этот раз не выплатили привычную 13-ю зарплату, участились трудовые споры, связанные с оплатой труда, и, более того, якобы предприятие и вовсе готовится перейти на трехдневку...

"БИЗНЕС Online" направил запрос по поводу всех трех новостей в адрес "Вертолетов России", но ответа так и не получил.

"Контракт с Индией - единственный выход. если нет, дела будут очень плохи"

Свет на ситуацию пролили источники "БИЗНЕС Online" в отрасли. Один из них указал на то, что в 2015-м КВЗ действительно реализовал рекордно низкое для последних лет количество вертолетов - "не более 80". Напомним, что 2014-й предприятие завершило со 107 машинами и, как заявляло его руководство, в 2015 году намеревалось передать заказчикам 110 вертолетов. По данным источника, главных причин падения - две. Отчасти дело в бюрократии: по ряду причин сместился ряд подписаний документов о приемке, с десяток вертолетов перешел на 2016 год. Но главное - нет новых крупных заказов.

"Причины падения производства на КВЗ (и не только) - это обвал цен на нефть, завершение крупных контрактов с США (на 63 вертолета, завершен в конце 2014 года - прим. авт.) и Индией (на 151 вертолет, о завершении объявлено в начале февраля - прим. авт.), санкции, отказ восточноевропейских стран от российских вертолетов, - констатировал в беседе с "БИЗНЕС Online" эксперт по вертолетной тематике, старший научный сотрудник Академии им. Жуковского Евгений Матвеев, - а также наши внутренние системные проблемы: существующая модель отрасли, которая не способна динамично работать в новых условиях". По мнению Матвеева, падение в 34,8% - явление ненормальное, "но такова реальность", крупных контрактов в 2016 - 2017 годах не предвидится, стартовых коммерческих продаж Ми-38 не видно, т. к. нет покупателей.

"Мы очень надеемся, что контракты с Индией будут продолжены, - отметил источник "БИЗНЕС Online". - Это у нас единственный выход на сегодня. Если нет, дела будут очень плохи". Напомним, в 2015 году сообщалось, что ВВС Индии могут закупить у России 48 вертолетов Ми-17В-5 на $1,1 миллиарда. По мнению Матвеева, вероятность заключения контракта - 50 на 50. "Многое зависит от расклада политических сил в самой Индии, - отметил он. - Решение будет неоднократно откладываться и меняться. Поэтому нам нужно проявить терпение и заботу в виде совершенствования организации послепродажного обслуживания уже поставленных вертолетов".

Эксперты высказывают предположение, что в ближайшем будущем фокус поставок вертолетов придется смещать с экспорта на заказы для российских силовых ведомств и гражданских потребителей. Вот только здесь КВЗ предстоит тяжелая борьба с коллегами из Улан-Удэ. Да и на большие объемы рассчитывать, видимо, не стоит - что-то в пределах пары десятков вертолетов... На внешних же рынках Россию теснит Китай.

"Пока мы здесь бурно занимались показательной деятельностью, Китай сделал хорошие вертолеты, - подчеркнул источник "БИЗНЕС Online". - Да, сегодня он покупает и наши, но это потому, что у него сильно развивается промышленность и он берет вертолеты везде, где только можно, а ведь рано или поздно наш сосед насытится".

Зачем Казань берет Кумертау на буксир?

Что означает на этом фоне докапитализация на сумму до 20 млрд. рублей? Может, Москва решила протянуть заводу руку помощи в непростую минуту? Тем более что только по итогам 2014 года КВЗ выплатил акционерам фантастические 7,8 млрд. рублей. Не связано ли это вливание с каким-либо крупным оборонным проектом, ради которого потребуются капитальные затраты?..

К сожалению, все эти романтические версии развеивает источник "БИЗНЕС Online", который связывает докапитализацию с присоединением того самого КумАПП, ради забот о котором, по версии КВЗ, покинул свой пост в "Вертолетах России" Лигай. Еще в начале ноября 2015 года было объявлено, что в срок до 2018 года полномочия и 100% акций башкирского завода передадут КВЗ. В пользу версии о том, что решено завершить объединение поскорее, говорит и совпадение чисел: верхняя планка докапитализации КВЗ совпадает с объемом активов кумертауского завода - 19,97 млрд. рублей.

Предполагается, что объединенное предприятие будет выпускать "объединенную" продукцию: казанские Ми-8/17, Ми-38, "Ансат" и кумертауские Ка-226Т, Ка-32А11ВС, Ка-31. Реструктуризация объясняется стремлением оптимально распределить объемы производства и ремонта вертолетной техники, оптимизировать систему управления, увеличить (благодаря синергетическому эффекту) выручку и прибыль предприятий и поступления от них в бюджеты Татарстана и Башкортостана. Заявлено, что работы для Кумертау станет больше: там запустят производство деталей и агрегатов для Ми-8, "Ансата" и Ми-38; увеличатся объемы заготовительно-штамповочных, кузнечно-прессовых и агрегатно-сборочных производств; будет создан центр компетенций по производству лопастей из полимеров, а также агрегатов несущей системы вертолетов Ка-52/52К, Ка-62; организовано производство средств наземного обслуживания.

Все это было бы хорошо в тучные годы - если бы КВЗ не успевал отбиваться от заказчиков. Теперь же казанским вертолетчикам, судя по всему, придется делиться объемами с башкирскими. А те, судя по финансовым показателям, на грани краха.

Последние доступные данные - по итогам 2014 года. Выручка КумАПП тогда выросла на 0,2 млрд. рублей, до 3,99 млрд. При этом кредиторская задолженность выросла на 1,93 млрд. рублей - до 4,78 млрд. А чистый убыток - в 2,5 раза, с 1 млрд. рублей в 2013 году до 2,52 млрд. в 2014-м. Вряд ли за 2015 год, учитывая общую ситуацию, положение завода сколько-нибудь заметно улучшилось.

Как Рустэм Хамитов наехал на "Вертолеты России"

Каким же образом КВЗ был втянут в этот мезальянс? Ситуацию прояснил еще один источник "БИЗНЕС Online" в отрасли: "Смысл такой. Ребятам, которые образовали нынешние мегахолдинги, типа "Вертолетов России", Объединенной двигателестроительной корпорации (напомним, оба холдинга входят в Ростех, которым руководит Сергей Чемезов - авт.), не хочется иметь в своих отчетах предприятие, которое из года в год тянет всех назад. Поэтому его надо "спрятать". Куда? Особо некуда. Вот и решили присоединить к успешному заводу... Дела в Кумертау обстоят весьма плохо, и пытаться скрывать это становится уже нехорошо. Люди из года в год берут бюджетные деньги, вкладывают туда, а результата нет, хотя, в принципе, у завода все должно быть нормально - перспективный заказ как бы есть (имеются в виду планы по совместному с Индией выпуску от 120 до 600 вертолетов Ка-226Т - авт.). Словом, объективных обстоятельств к тому, чтобы дела шли так, как они идут, нет..."

Также наш собеседник обращает внимание на лоббистские усилия главы Башкортостана Рустэма Хамитова, который якобы обещал поставить вопрос по поводу многолетнего ничегонеделания "Вертолетов России" перед Путиным: "Фактически он их и напугал".

В августе 2013 года Хамитов действительно публично обвинил "Вертолеты России" в убытках КумАПП из-за отсутствия заказов. Судя по репортажам башкирской прессы, высказывания Хамитова о "Вертолетах России" были весьма экспрессивными: "Я неоднократно с ними встречался, слышал много красивых обещаний, но пока той динамики, которая нам была нужна, мы не наблюдаем... Нас долгое время "Вертолеты России" вводили в заблуждение со строительством центра композитных материалов. Мы даже сгоряча сообщили на всю страну о том, что в Кумертау планируется строительство такого центра композитных материалов... Год прошел - тишина, ничего нет, одни обещания. Лапшу на уши можно вешать, но не так долго, и мы тоже понимаем и разбираемся в кое-каких вещах". Тогда Хамитов пообещал доложить обо всем вице-премьеру Дмитрию Рогозину и жестко поговорить с руководством "Вертолетов России"...

В свою очередь, Матвеев считает решение о присоединении Кумертау к КВЗ результатом интриг в холдинге и продолжением "перетягивания одеяла" в отрасли (вспомним, например, какие легенды ходили о "теплых" отношениях КВЗ и Улан-Удэнского вертолетного завода). Поэтому все заявленные сегодня задачи слияния он считает только ширмой: "Сами организаторы еще не знают, чем будет заниматься КумАПП после объединения. И никто не знает".

Что все это означает для самого Вадима Лигая? С одной стороны, вывод из "политбюро" "Вертолетов России", как ни крути, аппаратное понижение. В экспертных кругах в связи с этим даже пошли пока что кажущиеся дикими слухи о его уходе из вертолетной отрасли... в правительство РТ.

С другой стороны, можно говорить, наоборот, о ставке на Лигая и его команду как на "палочку-выручалочку". Тем более, что такие качества команда КВЗ за последние два десятилетия демонстрировала не раз. Кстати, с присоединением КумАПП на Лигая ложится и ответственность за вышеупомянутый индийский контракт на Ка-226, от четкости и качества выполнения которого, как уверяют, во многом будет зависеть будущее российских вертолетов на важнейшем для них азиатском рынке. Словом, если Лигаю удастся осушить башкирское "болото", превратив КумАПП в цветущее предприятие, его позиции, безусловно, усилятся. А нет - так нет.


Теги

Винтокрылые машины производства ПАО «Казанский вертолетный завод» известны во всем мире и с успехом эксплуатируются более чем в 100 странах. Сегодня завод производит широкий ряд современных модификаций вертолетов серии Ми-8/17 и легкого вертолета «Ансат»; готовит к серийному производству средний транспортно-пассажирский вертолет Ми-38. На протяжении последних десяти лет во главе ПАО «Казанский вертолетный завод» стоял Вадим Александрович Лигай, со 2 февраля занявший пост заместителя генерального директора холдинга «Вертолеты России» по инфраструктурному развитию. Как многие мальчишки, в детстве он мечтал стать летчиком, в школе проявлял явную склонность к математике и в итоге связал свою судьбу с авиацией. Вадим Лигай отдал КВЗ более 40 лет жизни, пройдя путь от инженера-конструктора до генерального директора. Под его руководством на заводе был реализован целый ряд значимых проектов.

Масштабная модернизация

Вадим Лигай возглавил «Казанский вертолетный завод» в мае 2007 года. Одной из важнейших и глобальных задач, стоявших на тот момент перед руководством предприятия, было создание комплексного плана по глубокой модернизации и техническому перевооружению производства. В 2008 году такой план был разработан. Несмотря на то, что основные модернизационные изменения касались в первую очередь производственных линий, по сути план предполагал полную перестройку предприятия.

Генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Вадим Лигай

Мы, наряду с обновлением основных средств, занимаемся еще и модернизацией производственных отношений. Серьезное значение придаем изменению отношения людей к работе, переходу от принципов постсоветских времен к новым реалиям. Каждый на своем рабочем месте должен ощущать, что от его отношения к процессу очень многое зависит. Важно, чтобы человек выполнял свою работу строго по инструкции, в соответствии с технологическим процессом, и в то же время внутренне ощущал перспективу: понимал, что требуется немного больше, чем он вкладывает сегодня, и что творческие способности стоит проявлять, потому что любой рабочий процесс предполагает их реализацию.

При формировании модернизационного плана КВЗ в 2008 году завершение всех работ было запланировано на текущий год. В феврале 2018-го глава холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский констатировал, что модернизация «Казанского вертолетного завода» завершена на 90%.

Вертолет «Ансат» - легкий и универсальный

Еще одно безусловное достижение Вадима Лигая на посту гендиректора КВЗ - налаживание серийного производства и поставок легких многоцелевых вертолетов «Ансат».

Вертолет «Ансат» - жемчужина современного отечественного вертолетостроения - разработан по одновинтовой схеме с рулевым винтом и призван конкурировать с новейшими западными образцами. Он способен перевозить 1300 килограммов полезной нагрузки в кабине и имеет возможность быстрой трансформации салона. В 2013 году «Ансат» с гидромеханической системой управления был сертифицирован для выполнения грузовых перевозок, в декабре 2014 года - для пассажирских. В мае 2015 года сертификацию прошла модификация с медицинским модулем.

Благодаря наличию серьезных конкурентных преимуществ в своем классе, «Ансат» вызывает интерес эксплуатантов вертолетной техники не только из России, но и из зарубежных стран. Его различные модификации, а также возможность быстрой смены оборудования позволяют вертолету успешно решать задачи как гражданских, так и силовых структур.

23 января 2018 года продукция Казанского вертолетного завода «Легкий вертолет «Ансат» в унифицированном варианте исполнения» одержала победу в конкурсе федерального этапа программы «100 лучших товаров России» и регионального этапа конкурса «Лучшие товары и услуги Республики Татарстан 2017 года».

В настоящее время вертолет «Ансат» активно используется в ВКС России в качестве учебного вертолета. Гражданскую службу «ансаты» несут в МЧС и в Центре медицины катастроф.

Планируется поставлять вертолет и за рубеж. В феврале холдинг «Вертолеты России» и Росавиация провели переговоры с представителями Управления гражданской авиации Китая (CAAC) по сертификации в КНР вертолета «Ансат». В течение года предприятие планирует поставить в Китай первые вертолеты с медицинскими модулями «Ансат». Также китайские заказчики заинтересованы в других модификациях вертолета. Кроме того, холдинг активно ведет переговоры по проверке сертификата вертолета в Бразилии, Мексике и Канаде.


Формула успеха Вадима Лигая

Сегодня, оглядываясь назад, Вадим Лигай видит ключевыми причинами своего профессионального успеха и самореализации в роли руководителя высокое качество полученного образования и готовность проявлять лидерские качества, эффективно управлять коллективом.

- Сильный лидер должен, прежде всего, пользоваться авторитетом, - объясняет Вадим Лигай. – Это самое главное. А отношения в команде строятся на взаимопонимании, на том, что каждый понимает руководителя и задачи, которые перед ним стоят. В моем понимании команда - это не руководитель и его заместители, а более широкое понятие, потому что работу выполняет весь коллектив. В идеале команда – это все сотрудники предприятия, где каждый осознает свою роль, видит общую цель и делает всё для ее достижения. А построение этой системы взаимоотношений, доведение до каждого его задач и создание условий для их выполнения - это и есть большая работа руководства.

Огромное значение в этом процессе, по мнению Вадима Лигая, играет честность и открытость руководителя на всех этапах работы:

- Сила честного слова, что бы там ни говорили, в любом бизнесе и вообще в сфере коммерческих отношений очень важна: как раньше слово купца было крепким и служило гарантией надежности, так и сейчас это правило действует. В сфере бизнеса всегда создается определенное мнение о руководителе, исходя из этого строятся взаимоотношения, в том числе партнерские.

В движении к новым целям

За 10 лет руководства КВЗ Вадим Лигай сделал предприятие по-настоящему процветающим. Сегодня перед заводом стоят новые задачи - начало серийного выпуска Ми-38, диверсификация производства, увеличение доли гражданской продукции и новые поставки в рамках развития программы санитарной авиации.

По словам помощника главы Республики Татарстан по авиастроительному комплексу Равиля Зарипова, на 2018 год заказы заводом уже набраны: собрать планируют 86-87 машин.

- Работа идет. У нас очень хороший задел - Ми-38, большой тяжелый вертолет. По сравнению с другими компаниями, у КВЗ есть новые разработки. Тот же 38-й вертолет, который можно выпускать и как военный, и как гражданский. В этом году мы сделаем один-два вертолета для военных. От других есть пожелания по нему как по гражданскому, салонному. Будем раскручивать этот бренд, - пообещал Зарипов.

Кроме того, чиновник отметил, что предприятию оказывает поддержку региональное правительство во главе с Рустамом Миннихановым. А значит - впереди у КВЗ еще немало достижений и побед.

- Сегодня, в том числе и в России, все понимают, что жить за счет нефтяных денег неправильно, - убежден Вадим Лигай. - Без стабильной промышленности добиться полноценной мощной экономики невозможно. Потому что реальную добавочную стоимость производит только сектор промышленности. И необходимо поддерживать те предприятия, которые имеют потенциал конкурентоспособности на мировом рынке.

- Хотел бы выразить Вадиму Александровичу благодарность за долгие годы успешной работы на Казанском вертолетном заводе. Под его руководством КВЗ добился значительных успехов. Генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинскй

В 1976 году окончил Московский авиационный институт и приступил к трудовой деятельности на Казанском вертолетном заводе. В 1976–1998 годах он последовательно занимал должности инженера-конструктора, инженера-технолога, начальника техбюро и заместителя начальника цеха.

В 1998 году Вадим Лигай был назначен заместителем генерального директора ОАО «Казанский вертолетный завод» по коммерческим вопросам и управлял этой стороной жизни завода вплоть до 2007 года.

В мае 2007 года Лигай возглавил родное предприятие. При нем «Казанский вертолетный завод» сменил форму собственности с ОАО на ПАО и провел обширную модернизацию.

2 февраля 2018 года Вадим Лигай занял пост заместителя генерального директора холдинга «Вертолеты России» по инфраструктурному развитию.

Вадим Лигай является обладателем званий «Заслуженный машиностроитель» (1998 г.) и «Почетный авиастроитель» (2008 г.). Также он награжден медалью имени М. Л. Миля Бюро Федерации космонавтики России (1992 г.), почетной грамотой Российского авиационно-космического агентства (2003 г.), орденом Святого Благоверного Князя Даниила Московского (2003 г.), медалью Министерства обороны РФ «За укрепление боевого содружества» (2009 г.) и орденом Почета (2013 г.).

Читайте далее:

Вадим Лигай: «Без стабильной промышленности добиться полноценной мощной экономики невозможно» РГУ имени А. Н. Косыгина: дверь в будущее открыта
Похожие публикации