Инновационный менеджер. Инноватика: специальность, кем работать, требования и вузы Управление инновационной деятельностью кем работать

Инноватика

Инноватика – это область знаний о сущности инновационной деятельности, ее организации и управлении инновационными процессами, обеспечивающими трансформацию новых знаний в востребованные обществом новшества как на коммерческой основе (коммерциализация результатов научно-технической и творческой деятельности), так и некоммерческой базе (например, инновации в социальной сфере).

Гносеологическими корнями инноватики выступают такие области науки, как философия , экономика , инженерное проектирование , предпринимательство , финансы , социология , психология , организация , производство , информатика , маркетинг , логистика , менеджмент , педагогика и др.

Инноватика является теоретической и методологической основой для формализованного описания и моделирования инновационной деятельности, организации и управления ею. В отличие от других научных областей, инноватика исследует процесс прогрессивного развития социально-экономического объекта, переход социально-экономической системы из одного стабильного состояния в другое, отличающееся более высокими ключевыми параметрами функционирования. Обеспечивает потребление результатов интеллектуального труда и приращение интеллектуального капитала.

Инноватика – это особая предметная область, имеющая самостоятельный объект исследования .

Объект инноватики – инновационная деятельность как процесс осуществления инноваций в социально-экономических системах. При этом под инновацией в инноватике понимается результат масштабного применения и распространения новых знаний, результатов научно-технической и творческой деятельности, основанных на систематических научных исследованиях или интуитивных озарениях (смекалке). Признаками инноваций являются: (1) новизна (радикальная – возникновение новых свойств, относительная – улучшение параметров объекта); (2) востребованность (в общественном производстве, на рынке, в социальной сфере и др.); (3) реализуемость (отсутствие ограничений использования новых знаний: ресурсных, производственно-технологических, морально-нравственных, экологических и др.); (4) наличие устойчивого полезного эффекта (стабильное улучшение ключевых параметров социально-экономических систем).

Предмет инноватики – принципы, законы и закономерности инновационных процессов в социально-экономических системах, модели и методы описания, исследования, организации и управления инновационной деятельностью на макроуровне (национальные инновационные системы), мезоуровне (отраслевые и региональные инновационные системы, инновационные кластеры) и микроуровне (стратегии инновационного развития отдельных предприятий и организаций).

История термина

Как считают исследователи, складывающаяся новая область научного знания свое название – «инноватика» – сформировала на базе термина innovation (инновация, нововведение), которое в ХХ в. ввел в научное обращение австрийский экономист Й.А.Шумпетер .

Термин «инноватика» в российской научной литературе встречается с середины 1980-х. В Санкт-Петербурге под руководством профессора В.Г. Колосова проводились исследования процессов перехода от плановой экономики к рыночному регулированию, которые обозначались термином «инжиниринг». Параллельно механизмы управления инновациями в социально-экономических системах исследовались в Государственном университете управления, где по инициативе А.Г.Поршнева в 1990 была создана кафедра управления инновациями. Впоследствии эти научные школы стали одними из ключевых в формируемой научной области – инноватике.

В ведущих вузах страны - Санкт-Петербургском государственном политехническом университете и Государственном университете управления созданы институты инноватики. Также в СПбГПУ впервые в России началась подготовка бакалавров по перспективному направлению образования 222000 - «Инноватика», а в 2003 шесть российских вузов (Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Государственный университет управления, Московский государственный университет путей сообщения – МИИТ, Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства (РГУИТП), Нижегородский государственный технический университет и Уральский государственный технический университет – УПИ) приступили к подготовке инженеров-менеджеров по специальности «Управление инновациями».

Основные направления

Инноватика включает основные разделы:

  • теоретические основы инновационной деятельности;
  • модели и моделирование инновационных процессов;
  • организация и управление инновационной деятельностью;
  • государственное регулирование инновационной деятельности;
  • управление инновационным бизнесом ;
  • управление инновационным проектом;
  • управление инвестициями в инновационные проекты;
  • коммерциализация результатов научно-технической и творческой деятельности;
  • управление человеческими ресурсами в процессе инновационного развития социально-экономической системы;
  • управление рисками в инновационной деятельности;
  • технический маркетинг (маркетинг на ранних стадиях жизненного цикла продукта или технологии);
  • логистика инновационных процессов;
  • управление интеллектуальной собственностью.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Инноватика" в других словарях:

    Область знаний, охватывающая вопросы методологии и организации инновационной деятельности. См. также: Инновационная деятельность Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    инноватика - Область знаний о том, какой должна быть стратегия создания новых объектов (изделий). Инноватика является междисциплинарной наукой. Специалисты по инноватике используют научные данные различных областей знания инженерии, истории техники,… … Справочник технического переводчика

    Область науки, изучающая формирование новшеств и их распространение, а также способы выработки инновационных решений. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Инноватика - область знаний (наука), охватывающая вопросы методологии и организации инновационной деятельности... Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ИННОВАЦИОННО ИНВЕСТИЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ … Официальная терминология

    Инноватика - область знаний, охватывающая вопросы методологии и организации инновационной деятельности. Внутри инноватики как науки выделяются самостоятельные направления: генерация новшеств, социально психологические проблемы внедрения нововведений,… … Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей

    ИННОВАТИКА - область науки, изучающая различные теории нововведений – формирование новшеств, их распространение, сопротивление нововведениям, приспособление к ним инновационных организаций, выработка инновационных решений … Большой экономический словарь

    ИННОВАТИКА - наука, изучающая природу и закономерности возникновения и развития инноваций, их связь с традициями … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

    Раздел педагогики, в котором изучается природа, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования.… … Википедия

    - (ТвГУ) … Википедия

    Запрос «РГУИТП» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Российский Государственный Университет Инновационных Технологий и Предпринимательства (РГУИТП) Международное название Russian State Unive … Википедия

Книги

  • Инноватика и инновационные образовательные технологии , Криони Николай Контантинович, Шарипов Фанис Вагизович, Селиванов Сергей Григорьевич. Раскрыт предмет инноватики и инновационной педагогики. На основе теоретического обобщения закономерностей, принципов, методов и технологий инноватики дано описание структуры и функций…

Инновационный менеджер - преобразователь реальности, профессия нового поколения современной России. Профессия подходит тем, кого интересует физика, химия и обществознание (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

В современной России инновационной деятельности уделяется особое внимание. Условием успешного процветания любой компании и экономики в целом является развитие инновационной составляющей. Для этого, помимо квалифицированных технических специалистов в производстве или науке, необходимы грамотные управленческие кадры с инновационным мышлением. Поэтому многие ВУЗы России включили в программу обучения отдельную специализацию и даже целые факультеты инновационно-технологического бизнеса. У профессии инновационного менеджера большое будущее.

Особенности профессии

Профессия инновационного менеджера подразумевает поэтапное решение разноплановых задач:

  • маркетинговое исследование рынка с целью выявления потребности населения в новых продуктах, услугах, материалах, высоких технологиях;
  • предварительный расчет объема потребностей в инновационном продукте;
  • поиск (или создание) и анализ инновационных идей, соответствующих потребностям населения;
  • разработка проекта по внедрению идеи, маркетинговой политики и бизнес-плана;
  • поиск подходящего предприятия, способного внедрить данную инновацию;
  • совместная работа с конкретным предприятием по разработке технологии и техники производства продукции;
  • поиск поставщиков необходимого оборудования и сырья, заключение контрактов.

Отдельно следует отметить и работу с рисками. Любой инновационный проект может оказаться нерентабельным или неудачным. Инновационный менеджер должен иметь это в виду и оградить проект от рисков, составив перечень событий и условий, при наступлении которых проект лучше свернуть.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  • Серьёзные инновационные проекты, как правило, запускаются в крупных и продвинутых компаниях. Работа в них сама по себе является большим плюсом в смысле профессионального роста, возможностей для творчества, достойной оплаты труда и, в конечном итоге, престижного статуса.
  • В процессе работы с инновационными проектами можно стать высококлассным экспертом, уверенно прогнозирующим перспективность проектов.

Минусы

  • Любая инновация подразумевает риск неудачи.
  • Негарантированная занятость и невысокая востребованность по причине того, что в России не так много компаний, постоянно внедряющих инновационные проекты. Кроме того, в условиях кризиса уменьшение расходов любой компании начинается с сокращений инновационных проектов.
  • Постоянная интенсивная работа по созданию нового и неординарного продукта влечет за собой усталость и так называемое «профессиональное выгорание». Нелегко быть всегда на высоте, генерировать гениальные идеи и удивлять яркими новинками.

Важные качества

Успешные инновационные менеджеры обладают способностями ученого-исследователя , традиционного менеджера и квалифицированного экономиста.

Важные личные качества:

  • высокий профессионализм в сфере деятельности, где реализуется инновационный проект;
  • широкий кругозор;
  • креативность, изобретательность, находчивость;
  • постоянное стремление к освоению новых знаний;
  • умение убеждать и отстаивать свою точку зрения;
  • лидерские качества и организаторские способности;
  • умение сплотить команду вокруг идеи и вдохновить на блестящий результат.

Необходимые профессиональные навыки:

  • наличие опыта в проведении научных разработок, моделировании и управлении процессами;
  • знание прав на интеллектуальную собственность и способов их защиты;
  • владение основами финансового анализа и бухгалтерского учета.

Где учиться на Инновационного менеджера

Российский институт профессионального образования "ИПО" - проводит набор учащихся на получение специальности по дистанционной программе профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Обучение в ИПО - это удобное и быстрое получение дистанционного образования. 200+ курсов обучения. 8000+ выпускников из 200 городов. Сжатые сроки оформления документов и обучение экстерном, беспроцентная рассрочка от института и индивидуальные скидки. Обращайтесь!

Главное образование инновационного менеджера — основная его специальность в той отрасли, где он ведет инновационные проекты. Второе дополнительное образование в области управления инновационными проектами можно получить в следующих учебных заведениях:

Высшее образование Инновационных менеджеров

  • Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, факультет инновационно-технологического бизнеса;
  • Институт инноватики и логистики при Государственном университете управления.
  • Отличную техническую подготовку для внедрения инновационных проектов, связанных с техникой, специалисты получают в государственных технических ВУЗах:
  • МГУ им. Ломоносова — Высшая школа управления и инноваций, Высшая школа инновационного бизнеса;
  • МГТУ им. Н.Э.Баумана;
  • МГУПБ (Московский государственный университет прикладной биотехнологии);
  • МГУТХТ им. М.В.Ломоносова (Московский государственный университет тонких химических технологий);
  • МФТИ — факультет инноваций и высоких технологий;
  • МИФИ (Московский инженерно-физический институт).

Место работы

В зависимости от вида деятельности инновационный менеджер может работать в самых разных сферах: от научных разработок в области высоких технологий до производства обычных товаров народного потребления с новыми свойствами.

Места работы инновационных менеджеров:

  • Академии Наук;
  • ВУЗы, осуществляющие профессиональную подготовку инновационных менеджеров;
  • научно-исследовательские институты, внедряющие собственные научные разработки;
  • научные общества;
  • корпорации, имеющие в своей структуре отделы развития и исследований;
  • конструкторские бюро;
  • венчурные фонды;
  • ассоциации бизнес-ангелов;
  • бизнес-инкубаторы, технопарки;
  • консалтинговые фирмы, сопровождающие инновационные процессы.

Оплата труда

Зарплата на 08.08.2019

Россия 20000—90000 ₽

Москва 35000—150000 ₽

Ступеньки карьеры и перспективы

Карьера инновационного менеджера может начинаться с двух разных позиций: профессионала и любителя . К профессионалам относятся менеджеры, получившие специальное образование — управленческое, экономическое или финансовое. Любители - это специалисты из научных сфер, продвигающие свой собственный инновационный проект либо выпускники технических высших учебных заведений, специализирующиеся на продвижении научных разработок своих коллег.

Менеджер с многолетним опытом работы, внедривший несколько успешных инновационных проектов, очень ценится на рынке труда. Продвижение по карьерной лестнице возможно по следующим позициям: директор по качеству, директор по разработкам, директор направления, исполнительный директор.

Сравнительно недавно в России были разработаны профессиональные стандарты профессии инновационного менеджера, которые закреплены в Постановлении Министерства труда РФ от 5 марта 2004 г. №34 «Об утверждении профессионального стандарта по профессии «Менеджер инновационной деятельности в научно-технической и производственной сферах».

Лекарства от ВИЧ, электромобили и аэроэстакадный транспорт - многие научные идеи сибиряков не могут выйти к потребителю из-за отсутствия инвесторов. Найти подходящую идею и инвестора для нее должен специалист по управлению инновациями. Достаточно новой для России специализации «инноватика» теперь учат в Сибирском госуниверситете геосистем и технологий (СГУГиТ).

БИЗНЕС-РЫБАЛКА

«Для инноватика главное - найти принципиально новое, действительно прорывное в технологиях. Из них каждый как рыбак. Каждую пойманную идею он никому не раскрывает. Потому что каждый знает, что на этом можно сделать неплохой бизнес», - рассказывает заведующий кафедрой управления бизнес-процессами новосибирского вуза Анатолий Гагарин.

Он показывает лаборатории, где работают не только будущие инноватики, но и студенты, учащиеся на других направлениях. В одной из лабораторий создают для полпредства президента в СФО систему мониторинга зон возможного затопления.

«Информационные технологии позволяют оперативно собирать подробные сведения из этих территорий, вплоть до отдельных домовладений. Ноу-хау в том, что мы берем данные из разных источников и интегрируем их в единую систему, с которой сможет работать даже неспециалист. Он получит прогноз, где и до какого уровня поднимется вода, где конкретно информировать население и вывозить ценные вещи», - рассказывает директор института кадастра и природопользования СГУГиТ Дмитрий Ветошкин. Он подчеркивает, что подобные разработки очень востребованы властями.

В лабораторию поступают совершенно разные задачи и студенты должны их решать самостоятельно.

В другой лаборатории разработали уникальную методику создания голограмм. Область их применения самая широкая. Самое простое - голограммные фотографии и сувениры, которые дарят высоким гостям вуза и Новосибирска, например, президенту Владимиру Путину.

По словам доцента кафедры наносистем и оптотехники института оптики и оптических технологий СГУГиТ Сергея Шойдина, голограммы в теории могли бы стать отличным бизнесом: скорее всего, желающих повесить объемные фотографии у себя дома нашлось бы немало. Но для запуска проекта не хватает 2-3 миллиона рублей.

«Сумма в 3 миллиона вроде бы не большая, но надо разработать соответствующий проект привлечения денег, понять, сколько людей желает приобрести себе такой портрет. Все эти задачи и будут решать инноватики», - объясняет Анатолий Гагарин.

Программа обучения построена так, чтобы научить студентов из массы информации отбирать инновационную идею, оценивать ее, анализировать, а дальше искать инвестора и продавать на рынок.

Как говорит завкафедрой управления бизнес-процессами, это междисциплинарная специальность, то есть связывающая разные направления подготовки. Студенты изучают 54 предмета, которые входят в блоки. Например, общеобразовательный блок помимо традиционных истории и обществознания включает такой предмет как «история и методология науки и техники».

«На теоретической части в голове студентов начинают откладываться идеи всех великих изобретателей, рационализаторов, в том числе тех, кто сделал большие шаги в области экономики. Это дает понимание, как появляются инновации», - поясняет собеседник.

Затем студенты изучают теоретическую базу инноватики - что это такое, какие существуют технологии. На теории менеджмента студенты учатся работать в команде, так как один человек не в состоянии воспринять всю глубину проблем, которые есть в области поиска рекламы, инвесторов и потребителя.

«Присутствует и инженерно-технологическая составляющая: технология нововведений, технология стандартизации и сертификации, механика и технология - новые материалы, которые есть. Они не вникают вглубь этих технологий, в этом смысла большого нет. Пример простой: вы хотите построить дом и сравниваете кирпич на разных заводах, но вам не надо вникать в технологию производства кирпича, чтобы сравнить характеристики продукта», - говорит Гагарин.

Со второго курса начинается главное - проектная деятельность в рамках курсовых, а затем диплома. Самые целеустремленные уже в курсовых закладывают будущие идеи для своего бизнеса или работы.

По словам собеседника, первый набор инноватиков закончит учебу в 2015 году - это 17 бакалавров. Стоимость обучения одного человека с этого года будет около 100 тысяч в год, но большинство мест на направлении все еще остаются бюджетными.

«Вступительные испытания: физика или информатика, русский язык или математика. Планка поступления на специальность и так достаточно высокая - 210 и 230 баллов, поэтому других испытаний не нужно. Главное - к нам приходят интеллектуально одаренные ребята», - сказал завкафедрой управления бизнес-процессами.

СОЗДАВАТЬ НОВОЕ

Тарас Новиков учится на втором курсе по специальности «Инноватика» и полностью уверен, что в будущем это поможет ему создать свой бизнес.

«Каждый второй у нас в стране юрист или экономист, хотелось чего-то нового. Когда я поступал, «инноватика» была разрекламирована хорошо, я рассматривал красноярский и новосибирский вузы. И там, и там говорили, что это совсем новая специальность и в дальнейшем после выпуска очень пригодится, что это обобщенная специальность, всему тебя научат, будешь молодцом, все здорово», - говорит студент.

По его словам, из двух вузов он выбрал все-таки новосибирский потому что, по его мнению, здесь гораздо больше возможностей для развития инновационной деятельности, чем в Красноярске. А в целом ожидания от специальности его не обманули, Тарас уверен, что легко найдет себе работу и сможет продвигать новое.

Третьекурсник Данил Ищуков рассказывает, что на него тоже подействовала хорошая реклама специальности, которая обещала большие перспективы. И он тоже о своем решении он не пожалел.

«Поскольку специальность новая, рынок сейчас не заполнен. Мы попали в тот момент, когда создается база инновационной промышленности. У нас будет мало конкурентов по сравнению с другими специальностями. Специальность наша имеет широкий спектр применения в разных сферах жизни, мы можем пойти работать в любую организацию», - уверен студент.


Не меньше оптимизма и у завершающей обучение в этом году Анастасии Силантьевой. По ее мнению, самые перспективные сейчас сферы для работы - оборонная промышленность, медицина, необходимые для населения товары.

«Это был мой осознанный выбор: я по жизни такой человек, что мне надо что-то новое изучать. Эта профессия была для меня определенным шагом для моего будущего. Я хотела бы получить заграничный опыт, так как у них инновационная сфера больше развита, и приехать обратно в Россию уже как готовый специалист и помогать на предприятиях», - поделилась Силантьева.

ВАКАНСИЙ НЕТ?

В России, по словам Анатолия Гагарина, только 28 российских вузов готовят по специальности «инноватика», поэтому большой конкуренции среди выпускников быть не должно.

Но пока нет и особого спроса на открытом рынке вакансий. Как прокомментировала руководитель пресс-службы HeadHunter по Сибири Елана Таращук, пока работодатели инноваторов и управленцев инновациями активно не ищут. За год по всей России было только 47 вакансий с упоминанием «инноваторов». Но вполне может быть, что работодателям данная специальность не интересна лишь на данном этапе, считает Елана Таращук. При этом резюме по такой вакансии еще меньше - 14 по всей стране.

Руководитель новосибирского Академпарка, считающегося «гнездом» инноваторов и прорывных идей, Дмитрий Верховод затруднился дать ответ о востребованности данной профессии. «Ничего не могу сказать, потому что не сталкивался с такими выпускниками. Тех, кто становится нашими резидентами, мы готовим в зимних и летних школах и для этого им не надо иметь специальность «инноватика», достаточно иметь соответствующую идею, желание, мотивацию, а дальше мы сами расскажем - что делать и как им жить», - сказал Верховод.

По его словам, среди инноваторов есть студенты и аспиранты разных университетов, есть бизнесмены, которые хотят сделать что-то новое в дополнение того, что они уже делают.

Возможно, отсутствие вакансий связано с тем, что пока нет единого названия этой профессии для штатного расписания заводов и предприятий. Называться в трудовой книжке он может, например, руководитель проекта. Но потребность в организаторе внедрения инноваций есть, уверен Гагарин.

Кроме того, многие организации уже обращаются в СГУГиТ и приглашают выпускников к себе на работу. Например, новосибирский завод, выпускающий интерактивные табло для остановок с расписанием автобусов. Студенты под руководством преподавателя будут разрабатывать план маркетинга и обоснование открытия отдела маркетинга.

«Мы работаем над тем, чтобы создать банк данных инновационных предприятий и предприятий, с которыми мы работаем, для определения студентов на практику. Один студент-инноватик сейчас работает в банке», - сказал Анатолий Гагарин.

«В банковском деле много направлений, где можно внедрять инновации: есть технологии предупреждения невозврата кредита, поиска лучших потребителей, защита от кибератак», - добавил завкафедрой, увидев несколько удивленную реакцию на слово «банк».

Также, по его словам, в вуз обратились три налоговые инспекции, поскольку есть много технологий в организации налоговой службы, и инспекции готовы брать по четыре-пять человек на практику, а затем и на работу.

«Мы были на встрече с директорами всех крупных предприятий Ленинского района Новосибирска. Им рассказали, что такое инноватика и инновационное управление. Только один управляющий строительным трестом инкубатора в Ленинском районе мыслил инновационно. Остальные не интересуются инновациями, они хотят работать по-старому. Конечно, нашим выпускникам придется переубеждать консерваторов», - заключил завкафедрой управления бизнес-процессами.


В вузах Екатеринбурга стремительно набирает обороты новая для абитуриентов специальность под названием "Инноватика". «Выпускник» попробовал разобраться, что же это за специальность и чему там учат.Инноватика как направление касается в первую очередь продвижения на производстве современных технологий. Получившие эту специальность занимаются модернизацией производства в различных отраслях (авиакосмический сектор, биомедицинское производство и т.д.).Интересно, что в разных вузах трактовка этой специальности тоже оказывается разной. УрФУ, УрГЭУ и УрГПУ связывают её с физико-техническим направлением, но в некоторых вузах Урала она понимается как социально-ориентированная специализация, поэтому в обучении имеет место «гуманитарная» составляющая, в частности работа с людьми.Лидирует в освоении инноватики пока Санкт-Петербург, СПбГУ уже имеет целый факультет инноватики.В Екатеринбурге эту специальность активно развивает УрФУ (кафедра инновационных технологий стала для этого хорошей базой), также инноватику можно изучать в УрГПУ и УрГЭУ .Конечно, данных о том, насколько успешно устраиваются на работу выпускники этой специальности, пока немного, так как инноватика явление в высшем образовании новое. Сторонники нового направления говорят обратное: сфер, где можно себя проявить, множество.По приблизительным оценкам создателей программ по инноватике, люди, получившие подобную специальность, могут быть востребованы на следующих профессиях:1. Директоры и менеджеры по развитию, креативные директоры компаний;2. Руководители проектов;3. Руководители развивающихся компаний;4. Руководители новых и развивающихся направлений производства;5. Специалисты в узких высокотехнологичных отраслях;6. Бизнес-консалтеры по продвижению, маркетингу и развитию;7. Специалисты надзорных органов (контроль качества и т.п.);8. IT-специалисты в сфере новых разработок.Проблема заключается лишь в том, что для любого руководителя, тем более руководителя ответственного производства или серьёзной технической сферы, необходимы не только знания, но и большой опыт, который, увы, не прилагается с дипломом о высшем образовании. Значит, прежде чем на правах директора модернизировать и внедрять всё новое и прогрессивное, специалисту по инноватике придётся долгое время поработать на производстве.Тем не менее, среди будущих студентов интерес к инноватике растёт . В одном из вузов Екатеринбурга конкурс на эту специальность составил 7 человек на место . Инноватика - часть прогресса, прежде чем к ней возникнет «привыкание», должно пройти какое-то время. Кто знает, может быть, совсем скоро конкурс на эту специальность взлетит до заоблачных цифр, а за выпускников будут драться ведущие предприятия?

Похожие публикации